Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе ГДОУ № 95.

Провела воспитатель 1 категории Погребняк Е.Г .Подготовительная группа.

В занятии используется технология развития основ логического мышления и связной речи дошкольников.

Тема: «Машина времени у меня за окном». . Тема «Город», очень актуальна в наше время, когда взрослые и дети сталкиваются с грубостью, жестокостью, насилием, невниманием друг к другу, к своему городу и Родине. Поэтому необходимо обращать особое внимание на воспитание у детей нравственных качеств, которые традиционно были свойственны петербуржцам. Это станет основой для формирования следующих задач:

- вызвать у детей интерес к нашему городу, который является единственным городом мира, где весь исторический центр входит в мировое наследие;

— вызвать гордость за свое отечество, воспитывать уважение к создателю нашего города, великим согражданам;

- закреплять знания о поведении в общественных местах, воспитывать культурные навыки достойные петербуржца;

- прививать желание изменить город к лучшему;

- познакомить детей с основными памятниками архитектуры, истории,

узнавать объекты, высказывать свое впечатление, давать оценку действиям и событиям;

- формировать представление об уникальности нашего города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного;

- развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

Цель: Формирование знаний по истории города, воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Техническое оснащение: компьютер ,мультимедийный проектор ,музыкальный центр.

Подготовительный этап: Проводилось занятие по лепке « Львы стерегущие», рисунку « Я гуляю по городу» , составление рассказа о совместном путешествии родителей с детьми по городу ,викторина « Узнай в городе» ,заучивание стихотворений по мнемотаблицам , изготовление макета города и макетов кораблей в совместной деятельности с родителями , чтение литературы, музыкальный досуг « Герб города».

Используемый материал: Иллюстрации по старому городу , герб города ,фотографии прошлого и современного , фото детей ,костюмы театральные ,изготовленные самостоятельно,сайт образования nsportal.ru/detskii…/konspekty-sovmestnoi-deyatelnosti «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа). .

nsportal.ru/detskii-sad/…/ikt-prikhodit-v-detskii-sad ИКТ приходит в детский сад

……

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами ,чтобы еще раз погулять по нашему городу , но прогулка эта предстоит необычная , я бы даже сказала сказочная. Сказочная потому что нам сегодня подарили машину времени и стоит она у нас в зале. Зарядить нашу машину смогут наши знания.( Показывает машину с флагом города).Я начну ,а вы продолжайте:

На проекторе слайд с картой России и городом Санкт- Петербургом. Звуковое сопровождение.

Согласно легенде , 16 мая 1703 года некий царь осматривал остров — часть земель, отвоеванных у шведов в ходе Северной войны. Вдруг он остановился и воскликнул: «Здесь быть городу!» Как звали царя?( Петр первый ) Место, на котором он принял историческое решение? ( Заячий остров ).

На проекторе карта-схема города.

Загадаю вам загадку :

На болоте родился,

Три раза крестился.

Врагам не сдался

Героем остался. Что это? ( наш город Санкт-Петербург) .

Почему 3 раза крестился? ( три раза меняли название Петроград ,Ленинград ,Санкт- петербург)

Почему героем остался? ( Городу присвоено звание героя Великой Отечественной войны ).

На слайде появляется изображение Петропавловской крепости.

Остров Заячьим зовут,

Заложили крепость тут.

Как называется крепость?( Петропавловская)

Изображение : « Медный Всадник»

На коне сидит герой

Он красивый, молодой.

Это — память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни в праздник,

А зовётся …?(«Медный всадник»).

Изображение ростральных колонн у моста

Ростральные колонны высоки-

Когда-то это были(Маяки).

При наступлении темноты

Разводят в городе(мосты).

Воспитатель: Как вы думаете машина времени готова к путешествию? Попробуем оказаться в городе в то время как только все это зарождалось.

На экране появляются фото прошлых лет.

Воспитатель :

Давным –давно , а городу более 300 лет , мамы своим малышам пели колыбельную:

Спи-поспи по ночам ,вырастешь большой,

Станешь в Питер ходить, сребро- золото носить.

Потому что в городе было маленькое население .все жили в деревнях , в губерниях .Дома в городе были небольшие , хозяйские. Хозяин дома нанимал дворника , который следил за чистотой около дома.( Выходит ребенок с метлой и в фартуке ). На улицах горели газовые фонари.

На экране появляется газовый фонарь.

Лампы заливались керосином .Вечером фонарщик их зажигал , а утром гасил .( выходит ребенок с фонарем ).

На экране первые телефоны с надписью табличек..

В 1882 году вступила в строй первая телефонная станция .Сказать надо было в большую круглую воронку, сразу приставить ее к уху и ждать ответ. Вначале об этом забывали и у аппаратов появились таблички: Не слушайте ртом и не говорите ухом.

Фото пожарных на экране.

Пожарные ездили на 4 лошадях , приезжали на пожар за 2-4 мин.Лошади были сами приучены вдевать головы в хомут. ( Появляется ребенок с конем на палке и с трубой). Впереди ехал человек и трубил в трубу ,чтобы уступали дорогу.

На экране изображение улиц и реки.

Ванн в квартирах не было и все ходили в бани. А у бань собирались старушки и продавали с лотков семечки и леденцы.( ребенок в длинной юбке с лотком баранок и леденцов)

Водопровода в домах не было и все отходы выливали прямо на улицы в сточные канавы.( появляется ребенок с тазом).Рыба ловилась в черте города и рыбаки ходили рыбачить на Фонтанку.( ребенок с удочкой ).Газетчики разгуливали по городу и выкрикивали новости.(ребенок с газетами).Точильщики ножей предлагали свои услуги .Во дворах выступали бродячие артисты, фокусники ишарманщики.(ребенок с шарманкой). Улицы можно было переходить в любом месте.

Воспитатель: Давайте представим как это было. Подходит к детям , они изображают каждый свою профессию.

Воспитатель предлагает детям вернуться на стульчики и возвращает их в настоящее.

На экране картинка меняется на изображение нашего сада.

Воспитатель:

Вот мы и посмотрели как это было. Лучше было? А сейчас только у нас в районе построили новые бассейны …

Появляются изображения настоящих объектов района.

Дети перечисляют где они с родителями были, Воспитатель напоминает о походе в библиотеку , прогулки с родителями в парк им. Есенина, к Ледовому дворцу , к мемориалу « Журавли « на Дальневосточном проспекте , Кинотеатр «Буревестник»,дворец водных видов спорта , метро « Дыбенко».

На экране появляется картинка из будущего.

Воспитатель: Давайте же попросим машину времени показать нам будущее. Каким вы его себе представляете? ( дети составляют рассказы о будущем , о новых профессиях , марках машин и роботов). Кто выбрал себе профессию архитектора? Предлагает детям игру-проект « нарисуй дом будущего . На ватмане дети все вместе рисуют картину будущего. Воспитатель слушает объяснения детей.

На экране появляется фото нашего детского сада.

Воспитатель:

Вот мы и вернулись в наше настоящее. Где вам показалось лучше и почему?. Что больше запомнилось и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии?

Куда –то надо воткнуть игру « лев спит»

Использованная литература:

1.Литературный и историко-краеведческий альманах « рыбацкая слобода»

Выпуск № 3 2002 год.Статья историко-краеведческого отдела

« Невскому району-85 лет.» Аркадий Векслер.

2.Е.В. Дмитриева. «Санкт-Петербург Век 20. Пособие по истории города « Статья «Новостройки правого берега Невы»

Санкт-Петербург « Корона- принт»2001г.

3.Пособие для начальных классов

Л. Махинько « Я- Петербуржец» 1 часть,

Издательство « Питер» Спб 1997г.

Сайт образования: nsportal.ru/detskii…/konspekty-sovmestnoi-deyatelnosti «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа). .

nsportal.ru/detskii-sad/…/ikt-prikhodit-v-detskii-sad ИКТ приходит в детский сад.