Цель: упражнять детей в порядковом счете в пределах 10 и более. Закрепить знание геометрических фигур. Закрепить названия времен года, двенадцати месяцев. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (перед, после, между), направление (налево, направо).

Материал и оборудование: девочка в костюме весны; геометрическиефигуры: 1 большой синий прямоугольник. 3 маленьких от бледно-голубого до насыщенного: 1 большой зеленый треугольник, 3 маленьких; 1 большой желтый круг, 3 маленьких; 1 большой красный квадрат, 3 маленьких; сезонные сюжетные картинки (12 штук); запись «Времена года» («Весна») П. И. Чайковского; карточки с цифрами от 1 до 12; фланелеграф: муляжифруктов, овощей, грибов; 3 корзинки.

Ход занятия:

Наступила весна, сказочно красивое время года! Дети, а вы любите сказки? У меня сегодня такое чудесное настроение, хочется придумать что- нибудь хорошее. Давайте вместе с вам и придумаем сказку. Согласны? Итак…

Жила-была девочка. Звали ее Веснянка. Была она светлая и лучистая. Всем она была хороша. Только вот она не знала, что есть другие времена года и месяцы. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что жила она только в своем времени года и знала только свои месяцы.

Раздается стук в дверь. Входит девочка в костюме Веснянки, здоровается:

Дети, а вы узнали меня?

Воспитатель:

Веснянка, как хорошо, что ты пришла к нам в гости, говорили о тебе. Скажи, ты знаешь времена года?

Веснянка:

Нет.

Воспитатель:

А как называются месяцы тоже не знаешь? Не расстраивайся! Мы сребятами сегодня будем путешествовать по временам года Дети, возьмем с собой Веснянку? (Ответ детей.)

А какие времена года вы знаете? Сколько месяцев в году? Кто назовет их?

Дети называют месяцы, воспитатель повторяет. На столе лежаткарточки с цифрами от 1 до 12, дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке.

Воспитатель:

Это будет наш поезд, состоящий из двенадцати месяцев. Как зовутпервый месяц? Второй? (И так далее.) Дети, какой месяц самый короткий?Правильно, февраль. Какой месяц самый теплый и цветущий? (Май) Накаком месте стоит март? Между какими месяцами июль? За каким месяцемнаходится декабрь? Какой месяц находится впереди октября? Итак, нашпоезд отправляется в путешествие.

Дети встают друг за другом, приглашают Веснянку. Они ‘имитируютдвижение поезда, поют песенку «Мы едем, едем, едем». Воспитательуказывает направления: направо, налево, вперед, но кругу. Затем объявляетостановку. На столе разложены сюжетные картинки о зиме. Воспитательзагадывает загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям принесла.

Как называется это время года? (Зима)

Кто у нас зимние месяцы? Выходите вперед! Как вас зовут? (Детиназывают зимние месяцы.) выберите на столе сюжетные картинки, которыеподходят вашему месяцу, покажите Веснянке и расскажите, за что любитезиму.

У леса па опушке жила Зима в избушке. У пас это будет… как называется эта геометрическая фигура? (Прямоугольник) Какого он цвета? А рядом с Зимой кто живет? Правильно, ее братья Декабрь, Январь, Февраль. Кто из них старший? Кто средний? Кто младший? Каждый месяц имеет свой домик и свой оттенок. Расставьте на фланелеграфе прямоугольники, кто гдеживет. Кто расскажет стихотворение о зиме?

Ну, что, Веснянка, тебе понравилась зимушка-зима? Ты запомнила ее братьев? (Веснянка называет зимние месяцы.) Дети, пора отправляться дальше. Путешествие продолжается.

Дети имитируют движение поезда, поют песенку. Остановка. На стене развешаны сюжетные картинки. Слышится мелодия П.И. Чайковского «Веспа» из цикла «Времена года». Воспитатель:

Дети, как вы думаете, как называется остановка?



Веснянка:

Я знаю! Но я тоже загадаю вам загадку:раскрываю почки, зеленые листочки,деревья одеваю, посевы поливаю.



Движением полна, как зовут меня? (Весна)

А какое сейчас время года? Правильно, весна. А знаете ли вы моихбратьев? (Дети называют весенние месяцы.) Какой самый теплый и цветущий месяц? В каком месяце расцветает подснежник? А в каком месяце прилетают птицы? Найдите мой дом.



Дети находят большой зеленый треугольник. Воспитатель:

Почему вы решили, что Весна живет в зеленом треугольнике? (Называют характерные признаки весны.) Расставьте домики весенних месяцев. Расскажите, почему вы так поставили? Давайте споем песенку о весне. Замечательно! Путешествие продолжается.

На остановке воспитатель загадывает загадку:

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке.

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это? (Лето)

Покажите нам летние месяцы. Назовите себя! Покажите сюжетные картинки, которые подходят именно вашему месяцу.

За что вы любите лето? В каком домике живет Лето? (Желтый круг). Почему желтый цвет? (Солнечно). В каких домиках живут летние месяцы? Давайте поставим кружки по оттенкам, от бледного до яркого. Почему август яркий? Веснянка, тебе нравится лето?

Веснянка:

Конечно. Я люблю солнце, купаться, загорать, и очень люблюземлянику, малину, черешню.

Дети поют песню «Солнышко па дворе». Воспитатель:

Как вы думаете, как называется следующая остановка? Правильно, осень. После лета наступает осень. Выходите, осенние месяцы. Называйте свои имена. Кто первый? Второй? Третий? В каком доме будет у нас жить осень? Почему квадрат красного цвета? (Листья на деревьях красные, ягоды, фрукты, овощи тоже красные.) Расставьте домики месяцев по оттенкам. Гдеживет Сентябрь? В каком квадрате будет жить Октябрь? А это — домик для Ноября? Расскажите, за что вы любите осень? Почему осень — золотая? Что собирают осенью? Давайте немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее соберет урожай».

Для игры на полу разложены фрукты, овощи, грибы. Воспитатель вызывает 3 человека. Дети должны быстро собрать в свою корзинку то, что задали (один — грибы, другой — фрукты, третий — овощи.) После игры воспитатель спрашивает Веснянку:

Понравилось тебе наше путешествие, Веснянка? А вам, ребята, понравилось? Все времена года хороши по-своему. Ты согласна, Веснянка?

Веснянка:

Спасибо за путешествие. Пора мне отправляться домой. Ой, простите! Я чуть не забыла. Я принесла вам угощение и букет весенних цветов.

Дети благодарят Веснянку, прощаются с ней.