Конспект занятия по

познавательному развитию

Тема: «Течет река Яя

Цель: поддерживать интерес к природе родного края, расширить представления детей о реке Яе; её обитателях; уметь участвовать в коллективном разговоре; понимать зависимость словообразования (Яя – ишимцы, земля Ишимская); использовать в речи эпитеты, сравнения.

Работа над словарем: лещ, налим, пескарь, ёрш, карась, щука; рогоз, ряска, тростник; чайка, кулики, жук-плавунец, стрекоза, ишимцы, земля Ишимская.

Материал к занятию: водные очки, бинокль, карта; картинки рыб – лещ, щука, пескарь, ёрш, налим, карась; картинки птиц – чайка, кулики; растения – рогоз, ряска, тростник; земноводные – лягушка; насекомые – плавунец, стрекоза, комар; маска – шапочка чайки с крестом красным на шапочке; грамзапись крика чайки.

Совместная деятельность:

карта Кемеровской области;

слайды с изображение реки Яя;

Взаимодействие с семьей:

экскурсии на реку Яя (пешие, автомобильные);

фотовыставка «Яйские просторы»

Ход занятия:





Воспитатель, подойдя к карте Кемеровской области, предлагает с помощью «Волшебной веточки» отправиться в путешествие по Яе реке.

Игра «Мы – путешественники» (имитация: одевания соответствующей одежды, сбор вещей для путешествия).

Попадают на берег реки, садятся в лодку.

Просмотр слайдов с изображением реки.

Воспитатель обращает внимание на водную гладь, широту реки, красивые берега.

- С чем можно сравнить водную гладь реки?

- Как называется погода, когда нет волн?

- Что происходит с рекой, когда дует ветер? Как называется такое явление?

- Какая Яя зимой? весной?

Плавание продолжается. Игровая ситуация. Крик чайки (запись).

Карточка с изображением чайки, на ней обозначение – красный крест.

Выяснение и установление логической взаимосвязи: чайка – удобрение – насекомые – рыба (использование картинок).

- Почему на чайке знак – красный крест?

- Кто чайка – санитар или хищник?

- Почему там, где много чаек – много рыбы?

- Есть еще помощник – санитар у великой реки?

Игра «Мы – водолазы» (надевают «водолазные» костюмы и погружаются на дно реки) (плоскостное изображение реки).





Перед детьми река без животных и растений.

Игра «Кто живет в реке?»

Рассматривание обитателей водной среды ( водоросли, рыба, рогоз, ряска,).

- Назови животных и растения.

- Почему обитают в воде?

- Где корни рогоза, тростника?

- Чем пьёт воду ряска?

Встреча с большим налимом с царской короной на голове.

- Как называют того, у кого корона?

- За что налим получил такое звание?

- Почему его называют санитаром?

Налим провожает детей к лодке.