Конспект занятия по серии из 5-ти картинок «Волшебное семечко».

Лексическая тема: «Весенние сельскохозяйственные работы».

Коррекционно-образовательные цели

- Активизация и актуализация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы».

- Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Совершенствование навыка слогового анализа.

- Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели

- Развитие фонематических представлений.

- Развитие связной речи.

- Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование

Пальчиковый бассейн с желудями, магнитная доска, серия картинок художника Е. М. Воробьёвой «Волшебное семечко», слоговые схемы, мяч среднего размера, сундучок с предметными картинками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Упражнение «Подбери слово». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает их к столу, на котором стоит бассейн. В нём среди желудей спрятаны слоговые схемы.

Логопед. Достаньте из бассейна по одной слоговой схеме.

Дети выполняют задание.

Логопед. Подберите к этим схемам слова- названия орудий труда или инструментов, которыми пользуются люди на селе.

Дети подбирают слова (лейка, грабли, плуг, лопата, трактор).

Логопед оценивает их работу.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о том, что делают люди весной на селе, составим рассказ по серии картинок.

2. Упражнение с мячом «Назови ласково». Совершенствование грамматического строя речи.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я качу мяч одному из вас и называю один из инструментов или орудие труда. Вы останавливаете мяч, называете этот инструмент ласково и возвращаете мяч мне. Итак, начнём! Лопата.

1-й ребёнок. Лопатка.

Логопед. Грабли.

2-ой ребёнок. Грабельки.

Логопед. Ведро.

3-й ребёнок. Ведёрко.

Логопед. Кисть.

4-й ребёнок. Кисточка.

3. Игра «Волшебный сундучок». Расширение и уточнение глагольного словаря.

Логопед. Сейчас вы по очереди будете доставать из сундучка картинки с изображениями орудий труда и рассказывать, что ими можно делать.

1-й ребёнок. Лопатой можно копать землю и делать грядки.

2-ой ребёнок. Граблями рыхлят землю.

3-й ребёнок. Из лейки поливают растения.

4-й ребёнок. Кистью белят стволы деревьев.

Логопед. Молодцы! Правильно. Всё это делают люди на своих дачных участках.

4. Рассматривание серии картинок «Волшебное семечко» и беседа по ней.

Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку

Логопед. Вы правильно расставили картинки, а теперь давайте побеседуем о том, что на них нарисовано. Обратите внимание на то, как меняется природа на картинках, как одета девочка на каждой из них. Подумайте почему. Опишите первую картинку. Какое время года наступило? Куда приехала семья? Что они делают?

1-й ребёнок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Семья приехала на дачу. Все одеты достаточно тепло, потому что на улице ещё прохладно. Папа копает землю и делает грядки. Мама высеивает семена. А бабушка сидит на крылечке и даёт девочке маленькое семечко.

Логопед. Верно. Бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью». Что мы видим на второй картинке?

2-й ребёнок. Девочка сажает семечко на край грядки.

Логопед. Посмотрите на третью картинку. Что изменилось в природе? Почему Катя одета более легко?

3-й ребёнок. Стало больше зелени. Зацвели яблони. Солнышко ярко светит и греет. Воздух стал более тёплым, поэтому на Кате лёгкая одежда. На краю грядки появился маленький росток. Девочка сидит и смотрит на него. Она приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.

Логопед. Хорошо. Давайте опишем то, что нарисовано на четвёртой картинке.

4-й ребёнок. Наступило лето. Стало жарко. В огороде зреют помидоры. На яблонях большие зелёные яблоки. А на растении у Кати появился большой жёлтый цветок. Катя в жёлтом сарафанчике стоит рядом с растением и смотрит на цветок. В руке у неё грабельки. Она хочет рыхлить землю под растением, чтобы его корни могли дышать.

Логопед. Хорошо. И что же мы видим на последней картинке?

1-й ребёнок. Наступила осень. И воздух стал остывать. На деревьях желтеют листья. Покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у Кати выросла большая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.

Логопед. Чудесно! Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках, проследили, как меняется природа в связи со сменой времён года. А теперь давайте отдохнём.

5.Подвижная игра «Грядка»

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Меняют направление движения.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.

Останавливаются, показывают, как копают.

Мягкой грядка быть должна.

Это любят семена.

Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

6. Подготовка детей к составлению рассказа.

Логопед приглашает детей за стол и вновь обращает их внимание на картинки. Он даёт детям одну минуту для подготовки к рассказу.

7. Рассказ по серии картинок.

1-й ребёнок. Наступила весна. На деревьях появились маленькие листочки. Катина семья приехала на дачу. Папа стал копать землю и делать грядки, мама стала сеять семена. А бабушка дала Кате семечко и сказала: «Это волшебное семечко. Посади его на край грядки и увидишь, что получится осенью».

2-й ребёнок. Весна была в разгаре. Стало больше зелени. Зацвели яблони. На краю грядки появился маленький росток. Катя приготовила воду в леечке, чтобы полить растение.

3-й ребёнок. Всю весну и всё лето Катя ухаживала за своим растением. Она поливала его, рыхлила под ним землю. И вот на нём появился большой жёлтый цветок. Катя не могла им налюбоваться.

4-й ребёнок. Наступила осень. И воздух стал остывать. На деревьях желтеют листья, покраснели яблоки. Убрали помидоры. А у Кати выросла большая золотистая тыква. Девочка с бабушкой смотрят на тыкву и улыбаются.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что увидели на картинках.

8. Отгадывание загадок.

Логопед. И напоследок отгадайте мою загадку.

За железным конём

Ящик тащится с зерном.

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно.

Что это?

Дети. Это сеялка.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Сеялку прицепляют к трактору. Из неё высыпаются семена.

Логопед. Отлично! Вы справились с последним моим заданием.

9.Окончание работы. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, а потом оценивают работу каждого ребёнка.

Наглядный материал к конспекту по теме «Весенние сельскохозяйственные работы».