Круглый стол « К школе готов!»

Быть готовым к школе — не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе — значит,

быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Задачи:

Актуализировать имеющиеся у педагогов знания о проблеме готовности ребенка к обучению в школе;

Выделить этапы и направления сопровождения ребенка;

Поделиться опытом работы по данной проблеме и определить приоритетные направления.

План занятия:

Знакомство с участниками « круглого стола»

Игра в кругу « Передай игрушку соседу и назови свое имя, место работы».

Упражнение « Пальчики»

В круг выйдут столько человек, сколько ведущая подняла пальцев.

Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

На данном семинаре мы постараемся все вместе раскрыть структуру психолого-педагогической готовности будущего первоклассника к школе.

Работа за столами группами. Составить «портрет идеального первоклассника». Зачитываются варианты ответов.

Родители будущих первоклассников, воспитатели, учителя начальных классов заполняли анкеты, в которых нужно было проранжировать по степени значимости качества будущего первоклассника. Знакомство с результатами ответов.

Что же это такое « готовность к школе?»

4. Определение понятий.

Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»

Работа в группах

Время работы 2 мин.

Итак, готовность к школе — это…..

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Особенности и потребности современного ребенка

Исследования, проводимые сегодня психологами показывают, что современный ребенок отличается от своего сверстника 10- 20 лет назад.

Изменение требований общества и изменения самих детей требуют сегодня смещение акцентов работы. На современном этапе развития общества произошли изменения в целом и детства, и изменения в отношениях детей и родителей.

Сегодня снижена родительская мотивация: я хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать.

Наблюдается ситуация разорванных связей – ребенок находится в более узком кругу. Если раньше дети спокойно гуляли во дворе, то сегодня близкий коллектив более конкретный ( семья, детский сад, класс). Дефицит общения детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Согласно полученным данным высокий и средний уровень сформированности личностного развития наблюдается у 89% дошкольников.

Последние исследования отмечают снижение когнитивного развития детей. Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности — непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки. Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей ( до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.

Развитие мелкой моторики и зрительно – моторных координаций отражают зрелость нервно – мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и являются основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий. До 44% детей имеют низкий уровень развития этих функций. Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению. В период от 5 до 7 лет функциональные системы мозга, обеспечивающие произвольные формы психической деятельности, проходят стадию качественных изменений и индивидуальный разброс в темпах их созревания достаточно высок. Паспортный возраст ребенка на этом этапе развития может не совпадать с биологическим и отличаться на полтора года.

Сегодня отмечается экранная зависимость детей и как следствие возбудимость, переутомление, идет подмена ценностей у детей. Качественно меняется восприятие – неумение удерживать, концентрировать внимание: нет целого образа восприятия, отсюда возникают проблемы в обучении чтению; неумение себя занять. Уровень развития ролевой игры снижен.

Отмечается падение любознательности и воображения как способности планирования действий. Это связано с особенностями функционального развития мозга детей и длительным созреванием регуляторных механизмов.

Нарастает количество детей с эмоциональными проблемами. До 59% детей имеют несформированность эмоциональной сферы. Считается, что это влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые реакции на критику и оценки, неадекватное поведение. Из расстройств эмоциональной сферы часто встречаются повышенная тревожность, агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.

Вместе с тем, увеличивается количество одаренных детей. Динамика интеллектуального развития детей становится быстрее по сравнению с предыдущим поколением.

Возрастает количество неполных семей. Прогнозируется через 10 лет увеличение таких семей до 40 %. Педагогам нужно научиться работать с такими детьми.

5. Вспомним, основные компоненты «готовности к школе». Работа с плакатом « Дерево»

Мотивационный компонент Интеллектуальный компонент Эмоционально - волевой компонент Коммуникативный компонент Речевой компонент Физиологический компонент





Работа в группах

Время работы 5 мин.

Сформулируйте определение каждого из компонентов.

Резюме: итак

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-

образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного

общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

6. Упражнение « Мозговой штурм»

Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные находки в этой работе. С помощью

« мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по каждому из этих компонентов и в виде листочков прикрепить на наше дерево (зачитываются варианты решений).

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем. Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.

Велика роль и учебной деятельности, где приобретаются зачатки специальных учебных навыков.

7.РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?Что необходимо предпринять?

Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:«В школе двойки будут ставить»«Играть будет некогда»«В школе программа трудная»

СИТУЦИЯ: Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую — над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.

Какие качества разовьются у ребенка?

Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: — Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

Приложение 1.

Ребенок к школе

готов

Не готов

Умеет планировать и контролировать свои д-я (или стремиться к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремиться использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремиться ) выполнять логические операции в форме словесных понятий

Не умеет планировать и контролировать свои д-я, мотивация уч -я низкая, не умеет слушать другого человека и не умеет выполнять логические операции в форме словесных понятий

у первоклассников, психологически готовых к школьному обучению, мотивационная сфера и самооценка характеризуются особенностями, свойственными младшему школьному возрасту, а у первоклассников, психологически не готовых к школе, — особенностями, свойственными дошкольному возрасту.





Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Уважаемый учитель! Наш педагогический коллектив работает над

вопросом психологической подготовки детей к школе. Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты:

1.Как вы понимаете « готовый к обучению в школе ребенок»

__________________________________________________________________________

2.Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее характеризуют подготовленность ребенка к обучению в школе:

готовность ребенка к школе — это:

Умение читать

Высокий уровень физического развития

Самостоятельность

Стремление узнавать новое

Широкий кругозор

Хорошо развитая речь

Умение писать, владение навыками счета

Хорошее психическое и физическое здоровье

Произвольность поведения

Развитые психические познавательные процессы

Умение общаться со сверстниками

3. Ваши пожелания к детскому саду по подготовке ребенка к школе.

____________________________________________________________________