« Я ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ»

( Как помочь ребенку полюбить читать, как обратить его внимание на книгу )

Как хорошо уметь читать.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну прочитай еще страницу»! Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

Кому из вас, уважаемые родители, не знакомы эти слова, вряд ли найдутся такие? Практически каждый из нас знает это стихотворение замечательного детского поэта В.Берестова с самого раннего детства. И, наверняка, многие повторяли его слова своим детям. А теперь попробуйте ответить на простой вопрос- что такое чтение? Ведь, если посудить, то после того, как человек научиться ходить и разговаривать, следующий навык, который ему приходится осваивать- чтение. И вот уже незнакомые знаки, как по мановению волшебной палочки, складываются в слова, обретают смысл, с их помощью многое становится доступным. Постепенно радость первого узнавания сменяется обыденной привычностью. Мы растем, вместе с нами растет потребность и в информации. На помощь приходит телевидение, компьютер, но незаменимым и неизменным источником источником знаний остается книга. Это странно и логично одновременно. Странно? Для чего тратить деньги на издание красивых, дорогих книг, если сохранить и передать нужную информацию можно быстрее, проще, надежнее? Логично? Потому что человек не только разум, но и целый букет чувств. А книга- источник не только знаний, но и эмоций.

Каждое слово в книге живое. Мы читаем их и слышим голоса, чувствуем запахи, видим картины. Книга пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим терпеливого и мудрого собеседника. Пока люди сохраняют способность мечтать, они будут хранить и читать книги, несмотря на все технические новшества. Будут их читать для того, чтобы хоть ненадолго прикоснуться к мудрости поколений, ища вопросы на вечные вопросы жизни!

Итак,уважаемые взрослые, что же такое чтение? Что за загадка кроется в этом привычном для нас действии? Почему одних оно завораживает, и на всю жизнь подчиняет себе, а другие считают его лишь необходимостью и не более? Стоит ли вообще прикладывать усилия, чтобы привлечь ребенка к чтению? Вопросы растут как снежный ком, а ответить на них каждый может по-разному. Детское нечтение, к большому сожаленью, не является сейчас локальной проблемой отдельных семей. Это всемирная проблема, не уступающая по значимости и масштабам проблемам экологии, перенаселения и прочим, стоящим в перечне глобальных катастроф, бедам человечества. Большинство развитых стран мира осознали это и приняли государственные программы поддержки детского чтения. Книжное детство в начале нового века, без сгущения красок, находится в критическом состоянии. Все проблемы взрослого мира навалились на детство, практически разрушая его неприкосновенность: сиротство, болезни, бомжество, наркомания. Кому-то покажется надуманным помещать нечтение в один ряд с перечисленными ужасами реальности. Но,к сожаленью, проблема более чем серъезна. По материалам печати, реально лишь приблизительно 15% родителей учавствуют в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают вообще. Но чем же так страшно нечтение детей? Во- первых, обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во- вторых,нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. В-третьих, не читающие дети, вырастая. Не приучают к книге своих детей.

Безусловно, отпечаток на весь процесс воспитания подрастающего поколения накладывает социально-экономическая ситуация в стране. Чем больше стрессов получают взрослые в повседневной жизни в процессе элементарного стремления обеспечить материальное благополучие семьи, тем меньше остается детям их спокойного, доброжелательного внимания, вдумчивого вживания в детские проблемы. Зачастую, не потому что родители не хотят уделить ребенку внимание, а на это не хватает ни моральных, ни физических сил, они ограничиваются самыми необходимыми ( с точки зрения взрослого) наставлениями. Слишком мало живого общения родителей и детей не по «делу», а для души. Общий недостаток контактов детей и родителей приводит к замене их на общение с телевизором, компьютером и т.д. Даже время, проведенное в обществе сверстников, не в состоянии заменить общение со взрослыми, в частности с родителями, поскольку это не только времяпровождение близких по крови людей. Отсутствие общения приводит к тому, что отдаляются, становятся все более чужими духовно. И если есть возможности восстановить нарушенные связи, то одна из них, без сомнения- чтение и совместное обсуждение литературных произведений.

Вошедшие в нашу жизнь новые технологии существенно облегчили доступ к информации и повысили уровень осведомленности каждого из нас о различных процессах и явлениях. Сегодня обыкновенный школьник знает об окружающем мире больше, чем любой профессор средневековья. Но не от праздного любопытства, а потому что сама жизнь ставит перед ним как одно из важнейших условий благополучно сложившейся судьбы и карьеры образованность, желание учиться,постигать новое. Однако, если мы попробуем мысленно нарисовать себе портрет современного образованного человека, то обнаружим, что помимо хорошо развитого интеллекта, желание учиться, умения пользоваться современными информационными средствами, мы наделили его его и такими качествами, как эрудиция, правильная речь, умение ясно и четко излагать свои мысли. То есть образованный-это не только чему-то обученный, это прежде всего всесторонне развитый человек.

Но позвольте, скажете вы, какое отношение ко всему этому имеет чтение вообще и детское чтение в частности? Самое прямое. С одной стороны, чтение имеет большое значение как чисто технический навык, поскольку человечество не освоило пока другого способа извлекать нужную информацию, зафиксированную в виде графических символов на каком-либо носителе. От листа пергамента до монитора комьютера, кроме чтения. Но, чтение,как технический навык-это, как уже как уже было сказано, с одной стороны. С другой стороны, не вызывающая ни у кого сомнений необходимость в духовном развитии формирующейся личности. Чтение для души, чтение необходимое как воздух, чтение, как осознанная потребность, чтение как символ благополучной, полноценной жизни. Привить такое отношение к чтению намного сложнее, чем просто научить читать. Нет картины более умиротворяющей, чем склонившиеся в тишине над книгой мать и дитя.

Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. Ни один социальный институт, какие бы квалифицированные специалисты там не работали, не в состоянии заменить ребенку родителей. Хотим мы того или нет, но корни всех успехов и поражений человека, его основные взгляды на жизнь берут свое начало в семье. По сути, каждому родителю предоставляется уникальная возможность учавствовать в рождении не только биологической человеческой особи, но и человеческой личности, и более того, влиять на ее формированние. На сегодняшний день существует целый ряд проверенных методик обучения детей чтению, развития их воображения , речи, читательского вкуса. Учитывая, что каждый малыш яркая индивидуальность, с которой необходимо ладить, сотрудничать, которой нужно помочь оформиться и проявиться с лучших сторон,разнообразие методик можно только приветствовать. Всегда можно подобрать тот вариант приобщени ребенка к книгам и чтению, который не будет противоречить природным особенностям малыша.