Краснодарский край

Ст. Каневская

Методические рекомендации для воспитателей

«Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего и старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Куценко Ирина Владимировна

Уважаемые коллеги!

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Целью данной методической рекомендации является развить все компоненты устной речи детей посредством игр и упражнений для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи.

Данная рекомендация была разработана, чтобы помочь воспитателям в планировании своей работы по каждой лексической теме.

Использование лексико-грамматических тем с детьми младшего возраста.

тема

лексика

Примерные дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования

литература

«Осень»

Осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт, холодная, красивая, дождливая, тёплая (одежда);

Цвета (листьев, травы) – зелёный, жёлтый, красный, коричневый;

Наступила, похолодало, желтеют, краснеют, засыхают, опадают, идет, дует.

1 «Что бывает осенью?»

2 «Один-много»

3 «Осенние листья»

Стихотворение З. Александровой «Дождик», М. Ходяковой «Осень»

«Овощи»

Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа – овощи, то, что растёт на грядке на огороде; салат, щи, пища;

Цвета (основные) – красный, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый;

Вкус – кислый, сладкий, горький;

Форма – круглая;

Размер – большой, маленький.

Расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть.

Один, много.

1 «Чудесный мешочек»

2 «Загадки зайца»

3 «Один-много»

4 «Назови ласково»

5 «Какой овощ пропустили?»

6 «Поваренок»

Сказка «Репка», стихотворение А. Прокофьева «Огород»

«Фрукты»

Яблоко, лимон, апельсин, груша, слива – фрукты, то, что растёт на дереве в саду; компот, варенье, сок.

Сочный, вкус – кислый, сладкий;

Цвет- зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый;

Форма – круглый, овальный;

Размер – большой, маленький.

Расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать.

Один, много.

1 «Что в корзинке?»

2 «Чудесный мешочек»

3 «Соберем фрукты в саду»

4 «Магазин «Фрукты»

5 «Один-много»

6 «Назови ласково»

7 «Разрезные картинки»

Считалочка «Апельсин», стихотворение В. Волиной «Осень добрая пришла…»

«Игрушки»

Машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. — игрушки.

Цвет – красный, зеленый, синий, жёлтый, коричневый, чёрный;

Форма – круглый, квадратный;

Поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный;

Размер — большой, маленький;

Новый, старый, любимый, красивый.

Играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать.

1 «Узнай игрушку»

2 «Чудесный мешочек»

3 «Назови ласково»

4 «Один-много»

5 «Чего не стало?»

6 «Разрезные картинки»

7 «Чего не хватает?»

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»

«Одежда»

Майка, трусы, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс.

Основные цвета;

Короткая, длинная, чистая, грязная, красивая.

Шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать.

1 «Уложим куклу спать»

2 «Кукла проснулась»

3 «Нарядим куклу»

4 «Один-много»

5 «Назови ласково»

6 «Кто во что одет?»

7 «Чего не хватает?»

Народные потешки по теме, стихотворение В. Кудлачева «Подарок».

«Посуда»

Чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, хлебница – посуда; с полосками, с цветочками; чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар.

Чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая;

Деревянная, железная, керамическая, стеклянная, пластмассовая, глиняная.

Мыть, вытирать, сушить, класть, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать.

Один, много.

1 «К кукле пришли гости»

2 «Угостим медведей чаем»

3 «Помоем посуду»

4 «Один-много»

5 «Ложка и стакан»

6 «Чего не стало?»

7 «Разрезные картинки»

Потешка «Ладушки», сказка «Три медведя», К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Кошкин дом»

«Мебель»

Мебель – стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.

Мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый.

Сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.

1 «В гостях у куклы Оли»

2 «Спрячь мячик»

3 «Мебель для Мишутки»

4 «Один-много»

5 «Мастер»

Сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом»

«Дом»

Дом – кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица, много домов.

Основные цвета;

Высокий, низкий, сказочный, красивый, разный, разноцветный;

Строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться.

Один, много.

1 «Мой дом»

2 «Назови ласково»

3 «Кошкин дом»

4 «Разноцветная улица»

5 «Строитель»

Сказка «Теремок», С Маршак «Кошкин дом»

«Человек»

Человек – мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка;

Части тела – голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Правая, левая.

Бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

Один, два, много.

1 «Доктор»

2 «Один-много»

3 «Назови ласково»

4 «Два и две»

5 «Вспомни, что делает»

6 «Олины помощники»

Народные потешки.

«Домашние животные»

Рекомендуется изучать каждое животное с его детёнышами в течение одной недели.

«Кошка с котенком»

Животное, кот, кошка, котенок;

Знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью.

Домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая.

Звукоподражания: мяу-мяу, кис-кис.

Ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить, играть, мяукать, пищать.

Один, много.

«Собака со щенком»

Собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест мясо.

Домашняя, пушистая, большая, маленькая, разные.

Звукоподражания: ав-ав.

Ходить, сидеть, лежать, спать, есть, играть, лаять, гладить, кормить.

Один, много.

«Корова с теленком»

Корова, теленок; знать их части тела; знать, что ест сено, траву; стадо, луг, пастух, загон, молоко.

Цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко).

Звукоподражания: ту-ру-ру, му-му.

Ходить, бегать, лежать, есть, щипать, мычать, пасти, созывать, давать (молоко).

Одна, много.

«Лошадь с жеребенком»

Лошадь, жеребенок; знать их части тела, сено, конюшня.

Домашняя, белая, черная, гладкая, большая, маленькая.

Звукоподражения: но, цок-цок, тпру, иго-го.

Ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать, кормить, поить, ездить, скакать, кататься, причесать.

Один, много.

1 «Давай познакомимся»

2 «Кто как кричит?»

3 «Помоги маме найти своих детенышей»

4 «Назови ласково»

5 «Один-много»

6 «Кто где спрятался»

7 «Разрезные картинки»

С. Маршак «Усатый – полосатый», потешка «Киска»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?», стихотворение А. Барто «Пес»

Потешки «Раным-рано по утру…», «Уж как я ль мою коровушку люблю,,,»

Стихотворение А. Барто «Лошадка», потешка «Цок, цок, цок, цок!»

«Зима. Зимние забавы»

Зима, снег, сосулька, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка.

Белый, холодный, снежная, большой – маленький, средний, мягкий – твердый, зимний, прозрачная.

Идет, выпал, лежит, висит, лепить, кататься, ходить, расчищать.

1 «Что бывает зимой?»

2 «Выпал беленький снежок»

3 «Что лишнее?»

4 «Назови ласково»

5 «Сделай снеговика»

Стихотворение И. Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз».

«Деревья. Праздник ёлки».

Дерево, ёлка, ствол, ветки, иголки, ёлочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка, Снегурочка, Дед Мороз; лес, праздник.

Зелёный, чёрный, коричневый, острый, колючий, длинные – короткие, верхние – нижние, ёлочные, стеклянные, разноцветные.

Расти, пахнуть, украшать.

Один, много.

1 «Один-много»

2 «Украсим ёлку к празднику»

3 «Назови ласково»

4 «Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?»

5 «Сложи ёлочку»

Отрывок из стихотворения А. Барто «Машенька».

«Домашние птицы (петушок с семьей)»

Птица, петух, курица, цыпленок, зернышки, яйцо.

Домашняя, красный, жёлтый, разноцветный, круглый, большой – маленький, птичий (двор).

Звукоподражания: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку.

Ходить, клевать, пищать, звать, кукарекать, взлетать, пить, щипать, грести.

1 «Птичий двор»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2017