высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Нижегородский институт управления

Кафедра социологии и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК

______________ В.А. Шехмаметьева

«__» __________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Конфликтология

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

040100.62 «Социология»

Квалификация – БАКАЛАВР





Форма обучения ОЧНАЯ

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол №5 от «17» июня 2013 г.

Зав. кафедрой С.А. Тихонина ______________________________

г. Нижний Новгород

2013 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки [040100.62] — «Социология» и учебным планом.

Автор к.с.н ____________ ________ Саркисян Ю.В.

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Рецензент ___________________ ____________ ______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социологии и психологии.

Протокол № 5 от «17» июня 2013 г.

Зав. кафедрой __д.с.н., профессор ____________ Тихонина С.А.

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

Программа принята на заседании учебно-методической комиссии

Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.

Руководитель рабочей группы по ________________профилю

______________________________ _______________ ______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Конфликтология» является обучение студентов основам теоретических знаний и практических навыков в области деятельности по управлению конфликтами.

Задачи изучения дисциплины:

- ознакомление студентов с системой имеющихся знаний о конфликтах в отечественной и зарубежной конфликтологии,

- усвоение основных понятий теории конфликта, способов и методов анализа конфликта; — овладение приемами и способами выявления, предупреждения и урегулирования конфликтов.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины [П.В3.08.1.С]. Дисциплина «Конфликтология» входит в раздел дисциплин по выбору студентов вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

Психология, Социальная психология, Психология делового общения, Психология личности.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

- способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

-способность выявлять информацию, необходимую для принятия решения, при получении обратной связи в профессиональной деятельности;

- умение анализировать и оценивать социальную значимость явлений, событий, процессов; владение основными методами теоретических и экспериментальных исследований;

—владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации;

-способность к восприятию и методической обобщенностью информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

-владение навыками самостоятельной творческой работы, умением организовывать

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1.Общекультурные компетенции:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

-способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

-способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

- способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

2. Профессиональные компетенции:

- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

— способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятие конфликта, конфликтной ситуации;

- условия и причины возникновения конфликта;

- структуру, функции и содержание конфликта;

- особенности различных типов конфликта;

-основные динамические процессы в конфликте.

2)Уметь:

- использовать различные стратегии и методы разрешения конфликтов;

- характеризовать основные причины конфликта;

- анализировать конфликтную ситуацию.

3)Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

- различными методами ведения переговорного процесса;

- технологиями предупреждения конфликтов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Структура учебной дисциплины

Разделы (темы) учебной дисциплины

Аудиторные занятия

Всего часов на ауд. работу

Самостоятель-ная работа студента

Формируемые компетенции

Формы текущего и рубежного контроля успеваемости

Лекции

Прак. /семин. занятия

ОК

ПК

Тема 1. История конфликтологии

2

2

10

ОК-1

Тема 2. Конфликт как предмет научного анализа

2

4

6

10

ОК-1

Устный опрос

Тема 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта

2

2

10

ОК-1, ОК-9

Тема 4. Динамика и функции конфликта

2

4

6

8

ОК-10

Устный опрос

Тема 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты.

2

2

10

ОК-1, ОК-10

Тема 6.Организационно-управленческие конфликты

2

4

6

10

ОК-22

ПК-4, ПК-8

Тема 7.Семейные конфликты

4

4

8

10

ПК-7

Ситуационные задачи

Тема 8. Управление конфликтом

2

2

8

Пк-8

Тема 9.Стратегии и методы разрешения конфликтов

2

4

6

10

ПК-6

Тема 10. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

4

4

8

10

Ок-3

ПК-6, ПК-8

Практическая работа, ситуационные задачи

ИТОГО:

24

24

48

96,

в том числе ИРС – 5 часов

Форма итогового контроля: экзамен.

Содержание учебной дисциплины

ТЕМА 1. История конфликтологии.

Предпосылки конфликтологических идей. Источники конфликтологических знаний. Основные направления развития западной конфликтологии. История отечественной конфликтологии.

ТЕМА 2. Конфликт как предмет научного анализа.

Объект и предмет конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Системная концепция конфликтов. Принципы и методы изучения конфликтов.

ПЛАН семинарского занятия 1.

1. Исторические этапы развития западной и отечественной конфликтологии.

2. Конфликтология как наука.

3. Принципы и методы изучения конфликтов.

ТЕМА 3. Условия и причины возникновения конфликта. Структура и содержание конфликта.

Классификация причин конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Структура конфликтной ситуации. Мотивация оппонентов в конфликте.

ТЕМА 4. Динамика и функции конфликта.

Деструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам и группе. Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам и группе. Основные этапы, периоды и фазы развития конфликтов. Модель эскалации конфликтного противодействия.

ПЛАН семинарского занятия 2.

1.Характеристика основных причин конфликта.

2. Структура и содержание конфликта.

3. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

4. Основные этапы, периоды и фазы динамики конфликтов.

ТЕМА 5. Типология конфликтов. Этнические конфликты.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст