ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

________________________________________________________

Психологический факультет

Кафедра общей психологии

Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ПСИХОЛОГИИ

КАЗАНЬ – 2013

УДК 001.8: 159.9

ББК 73+88

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического Совета Института экономики, управления и права (г. Казань)

Авторы-составители: Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии. − Изд. 4-е. – Казань: изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 39 с.

ISBN

Методические рекомендации содержат основные требования к содержанию и оформлению курсовых работ по общей психологии. Адресованы студентам психологических факультетов дневного и заочного отделений по направлениям подготовки: 030300.62 «Психология», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», а также слушателям курсов по переподготовке кадров по специальности «Психология».

УДК 001.8: 159.9

ББК 73+88

Институт экономики,

управления и права,

2013

Сулейманов Р.Ф.,

Васильева Т.Н., 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

6

Общие требования к курсовой работе……………………………

6

Общие рекомендации к выбору темы…………………………….

9

Составление плана курсовой работы……………………………..

9

Библиографический подбор и изучение литературных источников……………………………………………………………….

10

Сбор и анализ эмпирического материала…………………………

12

2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………..

13

Титульный лист…………………………………………………….

13

Содержание (оглавление)…..………………………………………

14

Введение……………………………………………………………

14

Главы основной части……………………………………………..

17

Выводы и заключение……………………………………………

23

Список использованной литературы……………………………..

24

Приложение…………………………………………………………

27

3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………….

28

Правила оформления курсовых работ

28

Защита курсовых работ

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

33

ВВЕДЕНИЕ

Курсовые проекты являются неотъемлемой частью подготовки бакалавров с высшим психологическим образованием в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и способствуют формированию компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Курсовая работа должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.

Цель курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам–практикам. В процессе подготовки и написания курсовых работ, обучающиеся должны научиться проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии. В результате этой работы они должны

знать: основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний;

уметь: проводить стандартное психологическое исследование, описывать и представлять его результаты;

владеть: навыками проведения психологических исследований, обработки и описания его результатов, составления и оформления отчётов.

Студентам факультета психологии ИЭУиП, обучающимся по направлению подготовки 030300.62 «Психология», необходимо выполнить курсовую работу: по дисциплине «Общая психология» (в 4 семестре студентам дневной и заочной форм обучения и во 2 семестре – студентам заочной формы с сокращёнными сроками обучения). Студентам, обучающимся по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» во 2 семестре так же необходимо выполнить курсовую работу по дисциплине «Общая и специальная психология».

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.

Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия – помочь студентам, работающим над курсовой работой, правильно выбрать тему, проанализировать и обобщить библиографический и фактический материал по теме; выделить научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу, организовать и провести сбор эмпирических данных; проанализировать и обобщить их, оформить свой текст в соответствии с определенными требованиями и т.д.

1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования к курсовой работе

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высшего учебного заведения. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего психолога, развивается умение решать актуальные психологические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия – помочь студентам, работающим над курсовой работой.

При выполнении курсовой работы студент должен показать:

знание библиографического и фактического материала по теме;

умение его анализировать и обобщать;

умение выделять научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу;

умение организовать и провести сбор эмпирических данных;

умение анализировать эмпирический материал;

умение делать выводы и обобщения из полученных результатов;

умение излагать свои мысли в письменной форме;

умение оформлять свой текст в соответствии с определенными требованиями.

При этом курсовая работа должна:

быть актуальной, соответствовать современному состоянию психологии и перспективам развития общества;

носить научно-исследовательский характер;

содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу экспериментального фактического материала, т.е. иметь таблицы, графики, диаграммы и т.п.

Текст курсовой работы должен быть разбит на отдельные главы с подразделением на параграфы (вопросы), озаглавленные соответственно плану.

Одно из основных требований – четкое и логичное изложение материала, а также полное соответствие содержания теме курсовой работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного языка.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с исследованиями по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Она не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники.

Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием, фактами, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д., содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Курсовая работа является результатом самостоятельного исследования студента под руководством преподавателя кафедры психологии. Прикрепление к преподавателям для руководства определяется специализацией и научными интересами студентов. Работа оформляется в виде текста по установленному образцу и представляется для защиты к определенному сроку. Научный руководитель помогает выбрать тему, рекомендует основную литературу по теме; проводит систематические консультации со студентами; проверяет выполнение работы по частям и в целом. Вместе с тем, ответственность за достоверность данных, сделанные выводы, своевременность выполнения работы и правильность оформления возлагается на студента. Роль научного руководителя – это роль консультанта, а не соавтора работы студента.

Общие рекомендации к выбору темы курсовой работы

Выбор темы и постановка проблемы – начало любого исследования. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры психологии и доводятся до сведения студентов.

Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научный и практический интерес студента. В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, больниц, предприятий и организаций. Тема курсовой работы должна быть сформулирована в терминах психологии. В названии темы частично может быть обозначена проблема. Например: «Методы психической саморегуляции в психологической помощи работникам пожарной части», «Межличностные отношения в сельской многонациональной школе».

Таким образом, формулируя тему, мы выделяем проблему и сужаем диапазон ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Поэтому приступать к работе можно тогда, когда абсолютно ясна и отчетливо видна ее тема.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее, чем за неделю до защиты. Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ.

Составление плана курсовой работы

Студент совместно с научным руководителем составляют примерный график написания курсовой работы. Составляется также примерный план всей курсовой работы. Во введении указывается в основных чертах гипотеза и проблема исследования, цель и конкретные задачи, основные методики исследования, характеристика выборки. Первоначальный рабочий план студент составляет совместно с руководителем. В дальнейшем такой план может уточняться, изменяться, однако основная задача должна оставаться неизменной.

При составлении плана студенту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ, определиться с базой исследования, уточнить объём выборки, выбрать необходимые приемы и методы (методики) исследования и статистической обработки данных, сформулировать гипотезу, цель и задачи своего исследования. В творческом исследовании план имеет динамический, подвижный характер.

Библиографический подбор и изучение литературных источников

Следующий этап работы – знакомство с опубликованной литературой по теме курсовой работы. Для подбора литературы могут быть использованы библиографии монографий по теме курсовой работы или близкой к ней, библиографические справочники, тематические сборники. Основную часть литературы можно найти в каталогах библиотеки. На основе небольшого числа обнаруженных работ по теме исследования появляется возможность выявить другие монографии, статьи авторов, занимающихся фундаментальными психологическими проблемами или смежными вопросами, так как каждая научная работа содержит, как правило, список литературы. Можно отбирать статьи по изучаемой проблеме из периодических изданий за определенный период.

По психологии издаются несколько научных журналов. Наиболее авторитетные из них: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ», серия «Психология», «Психологическое обозрение», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология» и др. Среди газет можно выделить: «Школьный психолог», «Психологическая газета».

Значительно облегчит путь подбор монографии на нужную тему и изучение напечатанного в ней списка литературы. Получив книгу в библиотеке и просмотрев оглавление, введение и заключение, можно понять, насколько она будет полезна для работы. Фрагменты некоторых книг следует отметить для ксерокопирования, чтобы иметь их дома. Так же можно воспользоваться и электронной библиотекой, войдя в личный кабинет студента на сайте ИЭУП (http://www.ieml/ru).

Изучение научных публикаций можно проводить по следующему алгоритму:

общее ознакомление с книгой, методическим пособием в целом по его оглавлению;

беглый просмотр всего содержания;

чтение в порядке последовательности расположения материала;

выборочное чтение какой-либо части книги;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. При изучении литературы необходимо выбирать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы. Необходимо тщательно оформлять выписки, указывая страницы.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать только авторитетные источники.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст курсовой работы. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств или использовать их для подтверждения отдельных суждений, которые делаются в курсовой работе.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. При этом в выписках обязательно нужно точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости можно было легко найти его.

Сбор и анализ эмпирического материала

В основе планирования эксперимента лежат гипотеза и исследовательские задачи. Необходимо наметить программу и выбрать оптимальные методики для проверки гипотезы. После того, как будет принято решение о том, какие методики применять, строится план проведения эксперимента, подбираются критерии статистической обработки количественных показателей.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

В чем конкретно они состоят?

2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Текст работы:

а) введение;

б) главы основной части;

в) выводы и предложения;

г) заключение.

4. Список использованной литературы (библиография).

5. Приложения.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, по дисциплине которой пишется работа. В среднем поле дается тема курсовой работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1).

Содержание (оглавление)

В нем приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени (см.параграф 3.1.Оформление курсовых работ). Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).

Введение

Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, почему данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением – это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень тщательно. Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

В конце вводной части необходимо написать реферат о кратком содержании основной части.

Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в последнюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно десятую часть объема всего представленного материала.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психологического исследования, можно попробовать ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того,

что ранее не было изучено?

ТЕМА Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬПочему данную проблему

нужно в настоящее время

изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯЧто рассматривается

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯКак рассматривается объект,

какие новые отношения, свойства,

аспекты, функции раскрывает

данное исследование?

ГИПОТЕЗА Что не очевидно в объекте,

ЗАЩИЩАЕМЫЕчто вы видите в нем такого,

ПОЛОЖЕНИЯчего не замечают другие?

ЦЕЛЬКакой результат исследования

вы намерены получить, каким

вы его видите?

ЗАДАЧИЧто нужно сделать, чтобы

цель была достигнута?

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯКакими способами вы намерены получить достоверные научные

результаты

Кроме перечисленных характеристик в экспериментальной работе во введение возможно включение таких параметров как Методологическая и теоретическая основа исследования, Теоретическая значимость и новизна, Практическая значимость. Это зависит от того, насколько теоретически и практически значима и глубока работа.

Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студента, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Главы основной части

Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.

В первой главе (теоретической части), которая может состоять из нескольких параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема. Завершается она обоснованием гипотез и методов исследования.

Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи первой главы курсовой работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

Примеры:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст