«Дерево сказок»

Игра разработана Гриценко Светланой Борисовной, воспитателем ГДОУ 64 Невского района Санкт-Петербурга.

Игра «Дерево сказок» — это настольная режиссерская театрализованная игра, направленная на развитие речевого творчества детей, обогащения эмоциональной сферы ребенка , развитие коммуникационных умений, расширение кругозора детей, способствует социализации ребенка. Игру можно использовать как в совместной с детьми деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в любой возрастной группе.

С чего началась игра. С увиденной в магазине подставки для яиц перед пасхой. Объемное дерево со сказочными персонажами и возможность размещения из по вертикали натолкнуло меня на мысль о возможности использования подставки в качестве домика для персонажей сказок. Но какие игрушки можно разместить в такой подставке. Ответ подсказали сами дети. После пасхи они стали рассказывать, как ездили к родственникам в делились расписными яйцами , а потом играли с ними. Конечно же яйцо! Простая совершенная форма яйца дает огромный простор для воображения. Ребенок не отвлекается на возможные манипуляции самим предметом (как двигаются руки, ноги, голова, сгибается ли туловище и т.д.) . Он фантазирует что называется «по существу». Продумывает характер , эмоциональное состояние героя, тембр и особенности голоса, стратегию передвижения и т.д. Ребенок не боится испортить игрушку, ведь разбить или отломить часть деревянного яйца крайне сложно. Гладкая поверхность без углов абсолютно не травматична. Расписанные гуашью и покрытые экологически чистым финским водным лаком деревянные яйца безопасны для ребенка даже если малыш захочет взять яйцо в рот. Такую игрушку легко мыть. Все эти рассуждения укрепили меня во мнении о правильном выборе игрового предмета.

И работа началась. Сначала я расписала 10 яиц персонажами к сказке «Колобок» и «Репка». Потом еще 10 яиц с персонажами к сказке «Теремок» и «Бременские музыканты». Дети активно использовали игру самостоятельно (это была подготовительная группа). Но им через некоторое время одного дерева стало мало. Они попросили нарисовать декорации с видами различной местности. А еще позже им стало мало и персонажей. Все просьбы детей я выполнить не успела, дети ушли в школу. В сентябре я взяла малышей и заметила большой интерес к игре и у них. Мои малыши через некоторое время выдвинули те же пожелания, что и выпускники. И игра пополнилась книжкой декораций и большими картинками – декорациями. Пополнился и список героев. Но к началу средней группы и этого оказалось не достаточно. Дети придумывали все новых и новых героев и просили из изобразить. Я поняла , что не смогу удовлетворить все запросы детей и решила использовать яйца – заменители персонажей. Так появился набор яиц расписанных цветами радуги , черным, белым и коричневым. Теперь с персонажами проблем не стало. Ребенок выбирал яйцо нужного цвета (например белое для Снегурочки) и использовали его вместо героя. В конце осени ко мне подошла моя воспитанница и спросила , почему у нас много декораций, а домик только дерево. Ей нужен был красивый домик для принцессы Осени а дерево с зелеными листочками. Мы стали искать, что могло бы послужить домиком для принцессы Осени и сама девочка попросила расписную хохломскую подставку. Так в игре появились подставки расписанные разными видами народных промыслов. Это решение проблемы с местом жительства персонажей оказалось удачным. Дети смогли найти домик и для Снегурочки (Гжель) ,и для Осени (Хохлома), и для золушки (Жостово), и для трех поросят (Городец, Хохлома и Жостово). Каждый выбирал домик в соответствии с характером героя. В таком виде игра существует до сих пор и пока дети никаких новых проблем передо иной не ставили.

В младшей группе чаще игра использовалась в совместной деятельности с использованием знакомых сказок и потешек. В средней группе количество разыгрываемых сказок увеличилось, прибавились и постановки по просмотренным театральным спектаклям. Дети стали интересоваться не только сюжетом но и тем как должен говорить персонаж. Дети стали использовать разную высоту голоса для волка, медведя или зайца. Заметно изменилась и интонация голоса. К концу средней группы игра стала из режиссерской больше театрализованной, игра стала очень напоминать театральную постановку. Дети с высоким уровнем развития уже продумывают не только сюжет, но и мизансцены, они сами стали выступать с роли режиссера, стали приглашать друзей исполнять роли в постановке . Стали появляться игры по сказкам придуманным самими детьми. Значительно выросло исполнительское мастерство детей.

Игра хороша еще и тем , что в нее могут играть дети с любым уровнем развития. Иногда одновременно играют дети с разным уровнем развития исполняя разные роли. У меня в группе есть дети с большими проблемами в речи. Есть ребенок который почти не говорит, но и он с удовольствием играет исполняя роль Змея Горыныча (там нужно только шипеть и действовать) или роль гусей – лебедей где говорить вообще не надо.

Со временем я стала использовать игру как методическое пособие и по Изо деятельности, и в математическом развитии, и в классификации животных. Дети легче воспринимают народные промыслы когда соотносят их с характером сказочных персонажей. Легче запоминаются и цвета. Ребятам нравится считать сказочных героев, нравится собирать их в группы по сказкам. Использование игры в математике значительно повышает интерес к математической деятельности. Возможно использование игры и в работе по социально-эмоциональному развитию детей и в экологическом развитии. Игра хорошо интегрируется в различные виды деятельности.

Цель игры

Развитие детского творчества

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Развитие сотрудничества в подготовке и ходе игры

Задачи игры

Развивать интерес детей к речевому творчеству, расширять словарный запас детей.

Обогащать эмоциональную сферу детей за счет сопереживания героям литературных произведений и реальных людей.

Развивать театрально-творческие умения и навыки. Изменение тембра голоса, передача голосом и мимикой эмоционального состояния героя.

Развивать умение соотносить характер персонажа с различными цветами спектра.

Учить видеть характер и эмоциональный заряд в предметах расписанных разными видами народных промыслов.

Учить использовать тонированные предметы в качестве заменителей недостающих персонажей для игры.

Учить самостоятельно выбирать и выстраивать декорации к предполагаемому сюжету игры.

Учить продумывать взаимодействие с другими детьми в процессе воплощения игрового замысла.

Описание игры.

Игра состоит из набора расписанных персонажами сказок яиц, набора яиц расписанных в основные цвета радуги , черный, белый и коричневый цвета, набора рисунков-декораций и книги декораций.

Ход игры

Младший возраст

Детям предлагается вместе со взрослым поиграть в знакомую сказку. На первых порах взрослый может проговаривать текст за всех персонажей (ребенок только передвигает персонажи) , в последствии дети проговаривают текст за своего персонажа (персонажей). К концу года дети самостоятельно разыгрывают простые сказки.

Как усложнение дети могут использовать рисунки-декорации для разыгрывания сказок.

Средний возраст

Детям предлагается проиграть сюжет более сложных сказок используя выразительность речи для передачи эмоционального состояния героя . Возможно использование серии рисунков-декораций в игре. Для самостоятельного проигрывания сказки за всех персонажей можно использовать книжку декораций. К концу года использовать однотонные яйца для обозначения персонажа для которого нет раскрашенного яйца. Учить определять цвет яйца в соответствии с характером или внешним видом персонажа.

Как усложнение дети могут использовать расписанные подставки в качестве домиков персонажей. Учить выбирать домик соответствующий по характеру выбранному персонажу.

Старший возраст

Детям предлагается проигрывать сюжеты не только известных сказок но и самостоятельно придуманных рассказов и сказок. Учить самостоятельно выбирать партнеров и распределять роли . Использовать по необходимости и рисунки-декорации и книгу декораций и декоративные подставки. Обосновывать выбор той или иной подставки для конкретного персонажа опираясь на характер героя и характер и цветовую гамму подставки. Для передачи эмоционального состояния героя использовать изменения тембра и интонации голоса, использовать мимику. Активно использовать яйца – заменители. Обосновывать выбор цвета яйца- заменителя.

Возможности для использования в других видах деятельности.

использование подставок для рассматривания различных видов народной росписи.

использование однотонных яиц для запоминания цветов спектра.

использование однотонных яиц и расписных подставок для рассматривания и анализа цветовых решений в различных видах народной росписи.

использование яиц для счета в математическом развитии.

использование расписанных яиц в классификации животного мира (домашние, дикие животные, птицы, насекомые и т.д.)

Целесообразность выбора материала и формы для игры.

Простота формы яйца позволяет представить любую форму и любой характер персонажа не препятствуя полету фантазии и воображения.

Экологическая чистота дерева и использованных красок и водного лака не вредит здоровью детей, долговечна и максимально безопасна в эксплуатации (не бьется, не крошится, не откусить и т.д.).

Форма яйца достаточно сложна для удерживания и манипуляций что способствует развитию мелкой моторики, а это способствует развитию речи.