Конвенция о правах ребенка единадушно принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Она вступила в силу 20 сентября 1990 года, после того, как ее ратифицировали за рекордно короткое время 20 государств. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально- экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18лет). Впервые в истории был создан

Актуальность и жизненность проблемы определяется ухудшением положения детей, снижением показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, криминализацией сознания и поведения, ранней алкоголизации и наркомании значительной части взрослеющего поколения и требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого человека. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность.

Для осуществления данной работы в нашем детском саду совместно с заведующей, воспитателями были сформулированы и поставлены первоочередные задачи:

-с воспитателями:

1) изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые  акты Российской Федерации.

2) Направить усилия коллектива ДОУ на выполнение охраны прав детей

3) повысить педагогическую компетентность педагогов по проблеме охраны прав детей в ДОУ (Проведение семинара — практикума: «Охрана прав и достоинства маленького ребенка, координация усилий семьи и детского сада»; проведение итогового педсовета)

- с детьми:

1) Формировать правовое сознание ребенка – дошкольника (Знакомство детей с их правами через включение  материалов конвенции в праздники, спектакли, разнообразные развлекательные и познавательные игры; Цикл занятий с детьми «Что я знаю о своих правах?»).

2) Создать условия для развития у детей положительного самоощущения, для социально – эмоционального развития детей (Организация и проведение «Недели игры и игрушки». Выставка детских работ. Оформление альбома с детскими рисунками — «Моя семья», «Самый добрый человек»)

3) Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка

4)Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

5) способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово





6) Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

-с родителями:

1) Создать условия для объединения усилий семьи и ДОУ по охране прав детей (Групповая дискуссия «Наказывая, подумай: зачем?»; Оформление рекомендаций по проблеме; Организация информационного стенда в каждой  группе детского  сада «Правам ребенка посвящается»).

2) Формировать индивидуальную родительскую позицию, стили воспитательной практики, ответственность и инициативу

3) Осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью выявления и коррекции нарушения прав детей.





Работу с детьми по правовому воспитанию можно и нужно начинать уже со средней группы детского сада. Развитие в данном возрасте игровой деятельности, изобразительной деятельности, планирования, совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формирование именно в этом возрасте потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализация – Все это позволяет начать данную работу уже с детьми среднего дошкольного возраста.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи можно получить из рисунков на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Организационно-педагогическая работа с детьми

1.Подбор литературы по ознакомлению детей с их правами.

2.Цикл занятий «Изучаем свои права»

3.Знакомство детей с правами через включение материалов Конвенции в праздники, спектакли, развлекательные и познавательные мероприятия, игры.

4.Организация и проведение «Недели игры и игрушки»

5.Диагностика социально- эмоционального развития детей (в играх «Почта», «Семья»

6. Выставка детских работ «Моя семья»

Работу с детьми по правовому воспитанию можно и нужно начинать уже со средней группы детского сада. Развитие в данном возрасте игровой деятельности, изобразительной деятельности, планирования, совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формирование именно в этом возрасте потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализация – Все это позволяет начать данную работу уже с детьми среднего дошкольного возраста.

Организуя работу по данному направлению с детьми, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

.В ходе работы по охране прав детей использовались следующие Формы и методы работы с детьми:

1. 2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры





3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений

• использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном /просмотренном

• решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком…, если бы я поймал золотую рыбку … , если бы я вдруг превратился в …;

• дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»

• наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, Специально организованное занятие. • метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр.; изготовление эмблем, плакатов

игротренинг (игры и игровые упражнения): «Я и мои чувства», «Загадывание желаний», «Стиральная машина», «Чудесные очки», «Угадай, кто это», «КОЛОБОК»

В работе с детьми использовались проективные методики, беседы, организация проблемно-поисковой деятельности (решение ситуаций), продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), широко использовались сказки, стихи, пословицы, поговорки в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие большинство родителей, ознакомившись с правовыми документами, считает, что основные функции по охране прав ребенка должно взять на себя государство (осуществлять материальную помощь и поддержку семье; защищать права детей и т.д.). Мало кто обращает внимание на психолого-педагогический аспект Конвенции, направленной, прежде всего, на «внесение» новых ориентиров в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманного отношения к каждому его члену, и в том числе к детям.

Исходя из того, что родители являются гарантами соблюдения прав ребенка, перед воспитателями была поставлена задача: разъяснение Конвенции как документа социально — нравственного и педагогического значения. С этой целью в работе использовались официальные материалы, тесты, анкеты, сочинения родителей, конкретные ситуации и др.

Анализ анкет, тестов, сочинений родителей показал, что большинство родителей готовы уважать право ребенка на акты собственной воли, но в реальных ситуациях часто не могут принять проявлений этой воли и прибегают к мерам, нарушающим права ребенка. Дети часто раздражают родителей своим поведением. А усталость и занятость родителей часто приводит к конфликтам в семье. Многие считают приемлемыми физические формы воздействия на детей время от времени. Причем некоторые из них не представляют себе воспитания без физического наказания.

Тестовые вопросы, аргументирование родителями использования жестких мер в воспитании детей определили характер работы с семьей:

а) повысить через лекции психолого-педагогическую грамотность родителей; б)показать связь между характером применяемых воздействий и детским развитием;

в) объяснить, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства (формирование комплекса неполноценности, неуверенность в себе идр.)

В работе с родителями также использовались

беседы, индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды в «уголке для родителей», папки-передвижки, родительское собрание на данную тему, групповые дискуссии и т.п.

Сообщение из опыта работы по охране прав ребенка в старшей группе МДОУ д/с № 19 Татаринцевой А.П.

Важнейшая задача детского сада и воспитания детей дошкольного возраста – помочь ребенку войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Интерес и доброжелательность к сверстникам, удовлетворенность взаимоотношениями с ними, эмоциональная общность детей и взрослых дома и в детском саду, положительное отношение ребенка к себе, успешность в выполнении различных видов деятельности – необходимые составляющие успешной социализации ребенка. На решение этих задач в первую очередь и нацелена работа по охране прав ребенка в детском учреждении.

Осуществляя решение поставленных задач я старалась проводить работу в комплексе, по всем направлениям. Как воспитатель я изучила основные положения Конвенции по правам ребенка, другую литературу, составила план работы. Однако приоритетными направлениями моей работы стали работа с детьми своей группы и работа с родителями.

В работе с детьми использовала для решения поставленных задач различные формы и методы работы, опираясь на ведущий в данном возрасте вид деятельности дошкольников: игровую (ролевые,театрализованные и дидактические игры, игры на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений) и художественно- продуктивную (изготовление альбомов, эмблем, рисунков), а также через проблемно- поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций)..Провела ряд занятий из цикла «Изучаем свои права», включала моменты правового воспитания в игры, продуктивную деятельность, развлечения и праздники, в повседневной жизни детей в детском саду. Создавала условия для социально-эмоционального развития детей: организовала «Неделю игры и игрушки», выставку детских работ «Самый добрый человек», «Моя семья», «Мой дом».Считаю очень ценным использование в своей работе проективных методик- игры «Почта», «Моя семья», в которых отражаются взаимоотношения детей с членами своей семьи и отношение к собственному «Я». Для раскрытия содержания конвенции широко использовала художественную литературу.Свою работу я строила так, чтобы идеи и принципы конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности ребенка.

Важнейшей частью деятельности по охране прав ребенка я считаю работу с родителями.

Анкетирование, тестирование , беседы с родителями помогли выделить основные задачи: профилактика нарушений прав детей в семье, обьединение усилий детского сада и семьи по охране прав детей.Решая задачу профилактики нарушений прав ребенка в семье, я широко использовала просветительскую работу с родителями через родительские собрания, консультации, информацию в «уголках родителей», папки-передвижки, стенд «Права ребенка», приглашение специалистов : психологов, юристов для бесед с родителями.С удовольствием родители откликнулись на предложение об оформлении альбома «Имя моего ребенка»,писали сочинения «Мой ребенок, его индивидуальные особенности», участвовали в групповых дискуссиях по вопросам воспитания детей, совместных со своими детьми праздниках и развлечениях.Большое внимание я уделяла семьям «группы риска», в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. С такими родителями я работала индивидуально и конфидициально — родитель, как правило, ожидает, что обсуждение волнующих его вопросов останется в тайне. В результате совместных усилий проблемы начали разрешаться.

Таким образом, я считаю, что только комплексный подход к данной проблеме: разносторонняя и многообразная работа по всем направлениям дает положительный результат и решает поставленные задачи.