Урок – беседа в 6-ом классе на тему:

«Авторская (бардовская) песня-прошлое и настоящее»

Цель: расширить представления учащихся об авторской песне , ее жанрах и особенностях.

Задачи: активно формировать эмоционально-ценностный , нравственно-эстетический опыт подростков , а также опыт музыкально-художественного творчества.

Музыкальный материал: песни известных баhрдов

Зрительный ряд: презентация на тему «Творчество бардо

Литературный ряд: стихи Б.Окуджавы и др. авторов.

Ход урока

( Слайд №1 )

Закрепление пройденного материала

Здравствуйте , ребята! Наш урок я хотела бы начать словами замечательного известного советского барда Б.Окуджавы.

«Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!»

Сегодня снова пойдет речь об авторской песне. Это уже 2-ой урок , который мы посвятим этой теме. Давайте вспомним , что авторскую песню еще называют «бардовской». Вспомним об ее истоках , о замечательных исполнителях авторской песни конечно же разберемся – какую роль выполняет этот музыкальный жанр в жизни простых людей , зачем она им нужна и за что они ее любят?

(Дети исполняют песню М.Светлова «Глобус»)

Слайд №2 — 3

Учитель — В названии бардовская мы слышим слово — бард. – Это русское слово? — Ученик- Нет , это слово иностранное. Учитель – Что же оно означает? Ученик – Бард (от англ. и ирландского яз. переводится как певец). Народный певец у древних кельтских племен. В средние века бардами называли профессиональных поэтов – певцов , служивших при княжеских дворах в Ирландии. В наши дни бардами называют создателей авторской песни.

Слайд №4

Учитель – Ну , а что же в Древней Руси? Были у нас свои барды? Ученик – Да , свое начало этот жанр берет музыкальной культуре Древней Руси. По городам и деревням ходили древние слагатели былин – Баяны с гуслями в руках – это певцы – сказители. В своих песнях они несли людям правду жизни , песни их были сердечно красивы , правдивы и чисты. Люди их очень любили , и завидев их , бросали все дела и внимательно вслушивались в то , о чем они пели.

(Просмотр картины В.Васнецова «Баян»)

Учитель – Давайте рассмотрим на экране картину В.Васнецова «Баян». Что мы видим? (ответы детей). Да , на картине седовласый старец Баян певец – сказитель исполняет песню. Люди , сидящие рядом с ним , внимательно его слушают В руках певца – гусли (старинный щипковый инструмент). Весь вид певца показывает нам , что песня о чем-то важном , что волнует людей.

Учитель – А с каким оперным былинным героем певцом-сказителем мы с вами знакомы? Назовите автора этой оперы и ее название. Ученик – Это певец – гусляр Садко из оперы Н.Римского – Корсакова «Садко».

( слайд №5 ) (Звучит песня Садко из оперы «Садко» )

Изучение нового материала.

А теперь поговорим о современной авторской песне. Свое развитие она получила в 60-е годы 20-го века. Создатели авторской песни в наше время чаще всего не являются профессиональными музыкантами. Для них в песне все таки главное – слово , текст.

Слайд №6

В самом начале авторские песни чаще называли студенческими и туристскими , так как сочинялись они студентами , и распевались в студенческих общежитиях , и в туристических походах. Песни бардов обычно звучат под аккомпанемент – гитары. Булат Окуджава (известный советский бард) говорил , что авторская песня – это «поэзия под гитару». В Высоцкий (актер , бард) называл бардов поэтами , которые исполняют свои стихи под музыку.

Слайды №7-10

Кто же они – авторы – исполнители авторских песен. Назову несколько самых известных имен : Б.Окуджава , А.Галич , В.Высоцкий , Ю.Визбор, А. Дольский , О.Митяев , А.Розенбаум.

(Звучит бардовская песня)

Учитель — В чем же ценность авторской песни?-

Несомненно это искренность , доверие , доступность для исполнения и восприятия любым человеком. В этих песнях авторы размышляют о смысле жизни , признаются в любви и воспевают дружбу , а так же много в этих песня шуток , юмора , сатиры. И в то же время это настоящая музыка , способная скупыми средствами выразить глубокие чувства человека

(Дети исполняют песню….)

Вывод: -Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?-

Ученики — Мы узнали что такое авторская песня , кто является авторами и исполнителями. О чем эти песни , какую роль они играют в жизни простых людей. Узнали имена известных бардов , разучили несколько авторских песен.

Учитель – На этом наш урок заканчивается , спасибо за активное участие и работу на уроке. До свидания!