В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением, прежде всего, свободы — без него оно неизбежно погибает.

А. Эйнштейн.

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.

Математика… Опять математика! Часто можно услышать из уст детей, учеников, студентов. Ведь «математика всегда… остается для детей, учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.

А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГТ) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога — сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе нашего педсовета составим модель успешной организации образовательной деятельности.

Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

Отгадывание кроссворда.

1. Набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. (множество)

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

2. Это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. (число)

3. Система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). (цифра)

Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.

4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (величина)

Прямого ответа на вопрос “что такое величина?” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:

- наложением,

- приложением,

- измерением с помощью условной мерки,

- сравнением на глаз.

2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.

5. Очертание, наружний вид предмета. (форма)

Форма (лат. Forma форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.

6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (геометрическая фигура)

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус…), которые ещё называют геометрическими телами.

Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Если поверхность, ограничивающая тело, состоит их плоскостей, то тело называют многогранником. Эти плоскости пересекаются по прямым, которые называются рёбрами, и образуют грани тела. Каждая из граней есть многоугольник, стороны которого являются рёбрами многогранника; вершины этого многоугольника называются вершинами многогранника.

Некоторые многогранники с определённым числом граней имеют особые названия: четырёхгранник – тетраэдр, шестигранник – эксаэдр, восьмигранник – октаэдр, двенадцатигранник – додекаэдр, двадцатигранник – икосаэдр.

7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (время)

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (пространство)

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

9. Она бывает счетная и вычислительная. (деятельность)

Деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Счётная деятельность)

Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

Итак, первое колечко в нашей пирамидке

Компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными.

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

(слайд) К НОД необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

Различают типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр,

2) занятия в форме дидактических упражнений,

3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.

Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.

Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.

Вид занятия зависит от программных задач:

1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,

2) занятие полностью посвящено повторению,

3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),

4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).

Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие? (Высказывания педагогов). Давайте разберёмся в этих задачах.

1) образовательные — чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять:

- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,

- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные — что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые — работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:

Многословие, неточность в постановке вопросов.

Однообразие наглядного материала, заданий.

Неверное расположение материала.

Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающие педагогическим требованиям.

Таким образом, второе колечко модели успешного занятия –

Готовность воспитателя к НОД. (Слайд)

Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП? (Ответы воспитателей)

Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения… (Слайд)

Как развить у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности нам расскажет Усманова Л.Т.

Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –

Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд)

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

В соответствии с ФГТ ведущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Игровые методы – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

О математических играх в различных видах деятельности дошкольников нам расскажет Болдырева А.В.

Обмен опыта, показ математических игр и пособий, представление презентаций по ФЭМП.

Разминка “Объясни выражение” (Слайд):

- “семи пядей во лбу”; очень умный, мудрый (Толковый словарь Д. Н. Ушакова) «Пядь» — старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. С 1835 года приравнена к 7 английским дюймам (17,78 см.).

Так раньше говорили о человеке, с широким лбом (признак большого ума).

- “мерить на свой аршин”; быть односторонним, истолковывая или оценивая что-нибудь со своей личной точки зрения (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940)

Аршин — русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы в 1918 году. Также называли и линейку, длиной в аршин, применяемую для измерения расстояний. Слово «аршин» пришло к нам в 16 веке из тюркских языков, где «арш» означало локоть (Этимологический словарь русского языка Фасмера М.Р.).

В старину, некоторые купцы, продавая ткань и другие товары, измеряемые длиной, использовали два аршина — один для покупки товара (подлиннее) и второй для продажи (покороче). За счет разницы в аршинах они получали сверхприбыль. От этого и произошло выражение.

Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания. (Слайд)

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки — шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)

Итак, четвёртое колечко нашей модели

Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд)

Следующая разминка называется “просклоняй числительное” (548 и 387) (Слайд)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. (Слайд)

О формировании речи нам расскажет учитель-логопед Судеева М.Д.

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя

Многократное упражнение детей.

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

Итак, пятое колечко –

Грамотная речь воспитателя (Слайд)

На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Завершая педсовет, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

А сегодня на педсовете мне понравилось, что педагоги ___ были активными.

Педагоги___ привели много примеров пословиц и поговорок …

И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Педсовет подошёл к концу. Прошу дать оценку педсовету. (Рефлексия)

Проведение саморефлексии своей деятельности.

Упражнение «Карикатура».

Цель: продолжать развивать у педагогов развитие адекватной саморефлексии своей практической деятельности.

«Мы сегодня так играли,

И немножечко устали.

Краски в руки мы возьмем,

Карикатуру на себя произведем».

Педагогам предложено, используя разнообразие изобразительных средств изобразить себя, своих коллег с последующим пояснением.

Проект решения

Использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

Использовать современные ИКТ технологии в ходе НОД.