Пейзаж в детском творчестве

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Эта работа — неотъемлемая часть многогранного нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении. Можно выделить следующие направления в работе с детьми:

-знакомство с пейзажной живописью,

-знакомство с книжной иллюстрацией,

-непосредственное изображение детьми элементов пейзажа, явлений природы,

-рисование детьми животных, насекомых.

Работая в этих направлениях, мы решаем задачи:

-нравственного воспитания,

-экологического воспитания,

-патриотического воспитания.

При рассматривании с детьми живописных полотен, книжных иллюстраций, мы не просто визуально знакомим их с природными видами. Мы воздействуем на детское восприятие при помощи образов, созданных талантливыми художниками, гениальными мастерами. Знакомя детей с произведением И.И.Шишкина «Зима», мы показываем не просто деревья, засыпанные снегом, а знакомим с тем, как гениальный художник увидел и показал людям величие, красоту великолепного зимнего пейзажа. Произведения великих художников-пейзажистов таких, как Шишкин, Верещагин, Айвазовский, Левитан, Поленов, Суриков открывают детям мир чудесных образов, переданных людьми, умеющими наблюдать, видеть необычное в обычном и передать свои чувства и впечатления на холсте.

При знакомстве с произведениями живописи, на прогулках экскурсиях, составлении описательных рассказов с детьми педагогу нужно включать в свою речь элементы художественного слова, фрагменты литературных произведений. Язык мастеров слова создаёт необходимое настроение, эмоциональный настрой, развивает детскую речь, обогащает её.

Отдельно нужно сказать о патриотическом воспитании детей, формировании бережного отношения к природе нашей родины в ходе ознакомления с произведениями изобразительного искусства. Искусство во всех его проявлениях является незаменимым средством формирования духовного мира детей, становления гармонически развитой, духовно богатой личности. Знакомя детей с живописными полотнами, мы показываем им все разнообразие климатических зон нашей страны, их природную неповторимость и красоту. С величественными сосновыми рощами и лесами, широкими раздольными полями познакомят детей полотна И. И. Шишкина «Корабельная роща», «Дубовая роща», «В лесу графини Мордвиновой», «Рожь». На этих картинах не просто изображены картины природы. Здесь показана природа нашей огромной необъятной страны, так

как не покажет её самая лучшая карта или атлас. »Горный пейзаж». Зинаиды Серебряков ой, полотна Рериха покажут мир заоблачных вершин. Полотна Васнецова и Михаила Клодта –бескрайние степи. Виды южных приморских городов и берега суровых северных рек –всю страну можно показать не выходя из помещения группы.

Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой и поэзией. Каждому произведению живописи можно подобрать созвучное музыкальное произведение, что усилит и обогатит детское восприятие природы. Так, настроению картины «Голубая весна» В.Н.Бакшеева созвучна мелодия П.И.Чайковского «Весна», или Н.А.Римского- Корсакова «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка», а при рассматривании картины А.А.Рылова «В голубом просторе» кажется, что звучит «Баркаролла» П.И.Чайковского; когда любуемся полотном А.А.Пластова «Первый снег» , невольно вспоминается музыка С.С.Прокофьева «Утро» .Восприятие картины И.И.Левитана « Золотая осень» можно сопровождать стихотворными строками А.С.Пушкина :

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

При знакомстве с книжной иллюстрацией особое внимание необходимо обратить на то, как иллюстрации созвучны тексту литературного произведения, показать детям приёмы, с помощью которых художник передаёт состояние погоды, эмоции персонажей, настроение автора. Отдельно рассматриваем анималистическую детскую литературу, иллюстрации Чарушина, Бианки. Рассматривая изображения птиц и зверей , мы говорим с детьми, поднимая темы охраны живых существ, о необходимости разумного вмешательства человека в природу. Воспитатель должен объяснить детям , что беречь природу –это значит не просто не портить её, но и охранять её ухаживать за растениями и животными, увеличивать природные богатства.

.Перед непосредственным рисованием пейзажа или элементов живой или неживой природы нужно постараться вызвать у детей знакомые эмоциональные образы, рождённые в процессе предварительной работы и соотнести их со знакомыми им средствами выразительности. Здесь будут уместны следующие методы и приёмы:

-оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов,

-прием вхождения в картину (что бы ты сделал в этом месте),

-приём эмоционального сравнения и оживления образа,

-приём эмоционального восприятия цвета, линии, мазка, штриха.

При анализе детских работ обратить внимание на удачно переданные образы, на художественные средства выразительности, использованные детьми. По итогам детской деятельности можно составить альбом или оформить выставку «Родная природа», «Наш край», «Времена года». В альбомы желательно вставлять записанные воспитателем или родителями рассказы детей о природе, о своих впечатлениях и наблюдениях.

Правильная позиция педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников поможет воспитать у детей заботливое отношение к окружающему миру, активной любви к природе, гордость за нашу Родину, воспитание начал патриотических чувств.