РИСОВАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

Дата _________

Тема: «Дымковские игрушки»

Цели: - Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам; — Расширить представления о процессе создания игрушек; — Учить создавать раскрашивать силуэт дымковской игрушки; — Формировать умение работать с гуашью; — Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

Материал к занятию: набор дымковских игрушек, доски, кисти, гуашь, вырезанные силуэты игрушек, плакат с видами элементов росписи, аудиозапись «Барыня».

Ход занятия

Воспитатель - Послушайте стихотворение и скажите, о каких игрушках в нем говорится.

Всё игрушки — непростые, А волшебно-расписные Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки. Полоски.

Простой, казалось бы, узор. А отвести не в силах взор. И пошла о дымке слав, Заслужив на это право!

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду мы поклонимся не раз! И о дымковской игрушке Мы ведем сейчас рассказ.

Воспитатель: Про какие игрушки мы будем говорить? Ответы детей. Что же это за игрушки – дымковские? - Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев. (Дети рассматривают и называют знакомые игрушки)

Воспитатель: Понравились вам веселые барыни, а лошадки расписные? Из какого материала их делают? Какого цвета на них узоры? Как ой формы? Как расположены? Ответы детей Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. — Из чего делают дымковские игрушки? — Какие еще нужны материалы? — Какими цветами расписаны игрушки? — Какие элементы используют в росписи?

Мастерская открывается. Дети входят, одевают фартуки и садятся на рабочие места. Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание! (на плакатах – образцы и приемы росписи). Выбирайте, силуэт какой игрушки хотите раскрасить..

Воспитатель: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Старайтесь, чтобы силуэты игрушек были яркими и красивыми. Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы росписи на своем листе.

Физкультминутка Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Итог занятия: Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. — Все ли игрушки ладные? — Чья работа больше все нравится? Почему? Какая игрушка самая аккуратная? А кто придумал и нарисовал свой узор?

Предложить выбрать игрушки, которые можно отправить на выставку. Звучит русская народная мелодия «Барыня»

Воспитатель: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

ОКТЯБРЬ

Дата _________ Тема: «Ветка рябины»

Программное содержание: Воспитывать эстетически-нравственное отношение к растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике рисования, в комбинировании различных художественных техник (рисование ватной палочкой). Воспитывать в детях желание помочь, умение сочувствовать, сопереживать. Продолжать закреплять навыки в рисовании (работать аккуратно, правильно держать кисть).

Материал: рисунок дерева (рябины), на каждого ребенка 1\2 альбомного листа с изображением веточки рябины, гуашь (красная), салфетки, клеенки, ватные палочки, кисточки, запись голоса Рябины, картинки птиц, музыка для работы, картинки для фланелеграф (рябина весной, летом, осенью, зимой).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел! (картина с изображением рябины, дети подходят). — Вот она наша гостья! Покажись нам, пожалуйста (снимает материю). Ой, кто же это? (Рябинушка). — А как вы догадались? (Ствол тонкий, веточки гибкие, ягодки красные). — Красивое дерево — наша Рябинушка. Я расскажу вам сказку про рябинку, хотите? (Дети садятся на стулья)

- Жила-была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела красивыми белыми цветами. Когда отцвели цветы, появились ягодки. Все лето рябина пила водичку, грелась на солнышке, и ягодки созревали, становились все больше и краснее. Наконец ягодки созрели. Позвала рябина птичек: «Птички, летите есть мои ягодки, они уже созрели», но птички сказали: «Ещё не время. Рано». Наступила осень. Листья у рябины пожелтели, покраснели и наконец опали. Опечалилась рябина – никто её ягодки не ест. Снова позвала рябина птичек, а они опять говорят, что рано. Наступила зима. Всю землю покрыл снежок, спрятались все насекомые, мухи и муравьи, засыпало снегом все семена. Тут и прилетели птички клевать рябиновые ягодки. «Настало время! Больше нам нечего кушать. Спасибо тебе рябинка, что сохранила для нас свои ягодки. (Подсаживает птичек на ветки). В. Поблаго дарили птички рябинушку за ягодки, но отчего — же она такая печаль ная? Давайте у нее спросим и послушаем, что она нам ответит. Рябинка (запись) моих ягод не хватит для всех птиц, что же делать? Как спасти птиц от голода?

В. Подожди, рябинушка, может мы сможем тебе помочь. Правда, ребята? Рябина. Да!? Вы поможете мне? В. Мы сейчас нарисуем много ягод, правда, дети?

В. У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки. Но посмотрите внимательно, на столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать? Кто догадался? Д. Мы будем рисовать ватными палочками.

В. Правильно, мы уже рисовали ватными палочками. (Показ). Приступаем к работе (звучит тихая мелодия).

В. Кто закончил рисовать, вытрите руки салфеткой. (Воспитатель предлагает принести работы на общий стол)

В. Давайте посмотрим на свои работы. Как вы думаете, они понравятся рябинке? (Оценка работ) Рябинка. Какие красивые ягодки получились у вас! Как они похожи на мои ягодки. Спасибо вам, ребята! Спасибо!

Дата ___________ Тема: «Что созрело в огороде»

Цели: Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного лис бумаги; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.Оборудование: У воспитателя предметные картинки с изображениями овощей: помидора, огурца, моркови, репы, свеклы, редиса, баклажана, лука; три картинки — на круге нарисованы овощи, два из них с неправильной композицией (на одной овощи слишком мелкие и расположены далеко друг от друга, на другой наоборот). Ход

Воспитатель помещает на доску предметные картинки с изображениями разных овощей. Предлагает детям назвать форму и цвет овоща (это оранжевая длинная морковь, это круглый красный помидор, это круглая темно-красная свекла — и т.д.). Где люди выращивают овощи? (На огородах.) Сегодня каждый нарисует на круглой тарелке четыре-пять овощей, каких захочет, но так, чтобы всем было понятно по их форме и цвету, что это за овощи.Сейчас я вам покажу три рисунка. Два из них нарисовал один — другой веселый человечек — Карандаш. А вы отгадайте, какие рисунки Незнайки, а какой — Карандаша.

Помещает перед детьми эти рисунки. После ответов детей спрашивает, какой рисунок им понравился больше всех и почему. Ведь на всех рисунках овощи хорошо нарисованы. Почему же ребятам не понравились рисунки Незнайки? Подтверждает: чтобы рисунок получился красивым, важно правильно разместить предметы на листе бумаги. Некрасиво, если на большом листе будут нарисованы маленькие предметы, да еще и далеко друг от друга. Некрасиво также, если предметы большие и нарисованы вплотную друг к другу и между ними нет свободного пространства. Лучше всею, когда предметы расположены по всему листу бумаги, недалеко друг от друга и между ними есть свободное место. Так, как нарисовал Карандаш.Далее следует напомнить детям, что закрашивать овощи они будут не прямыми широкими полосами, а по форме, т.е. повторять форму овоща. Огурец овальной формы, и закрашивать его нужно удлиненными дугами (можно показать, если дети забыли этот прием). Свекла круглая, и закрашивать ее нужно полукруглыми широкими линиями, держа кисть плашмя. При таком закрашивании дети не выходят за контур рисунка.Закончив объявления, воспитатель просит детей выбрать овощи и красиво разместить их на тарелке. Постараться, чтобы их рисунки были похожи на рисунок Карандаша. Убирает дидактические пособия.В процессе рисования педагог советует изобразить, действуя кончиком кисти, черешки, чашелистики овощей, остатки ботвы у моркови, свеклы.В конце занятия можно предложить детям посмотреть на рисунки друг друга и указать те, на которых овощи разные и по цвету, и по форме. Отметить те работы, на которых изображены овощи, каких нет на остальных рисунках, например баклажан и др. Затем вновь выставить «рисунок» Карандаша и предложить поместить рядом с ним те работы, на которых овощи расположены так же красиво (по всему листу, недалеко друг от друга, между овощами есть свободное пространство). Такой прием развивает у детей навыки самоанализа.

Дата _______ Тема: «Фрукты и ягоды»

Цели: Учить детей создавать ритмическую композицию «Фрукты и ягоды» на тарелке, используя нетрадиционные      техники          рисования; Закреплять знания детей о форме, цвете и величине предметов, упражнять в различении фруктов и ягод; Формировать понятия «вверху», «внизу», «высоко», «низко», «один», «много»; Воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

Оборудование: Муляжи ягод, фруктов, две корзины, гуашь зелёная и красная, пробки, ватные палочки, салфетки, лист бумаги в виде круга.

Ход занятия

Входит медведь с корзинкой фруктов и ягод (яблоки и малина).

Медведь: Здравствуйте, ребята. Скоро зима, поэтому я приготовил себе запасы, но никак не могу их разобрать.

Воспитатель: Мишка, давай посмотрим, что же ты собрал, а ребята помогут тебе разобраться в этом.

Что это? (яблоко).

Это фрукт или ягода? (фрукт)

А это что? (малина)

Она…? (ягода)

Какие ещё фрукты вы знаете? (дети называют)

Где растут фрукты? (на дереве)

А где растут ягоды? (на земле, на кусте)

Назовите ягоды (дети отвечают)

Медведь: Спасибо, ребята, теперь я разобрался, где ягоды, а где фрукты.

Воспитатель: Мишка, дети тоже умеют собирать ягоды и фрукты, они покажут, как это делают.

Игра «По дорожке шли»:

По дорожке шли-шли,Малину (смородину, землянику, яблоко, грушу и т.д.) нашли.Положили в кузовок и опять пошли (дети показывают, как собирают и называют, где они растут вверху-внизу, высоко-низко)

Воспитатель: Мишка, а дети ещё могут разложить твои запасы на ягоды и фрукты.

Игра «Разложи на группы»

(дети раскладывают в две корзины малину и яблоки, называют сколько у каждого в руке, сколько в пустой корзине, сколько в полной).

Воспитатель: Вот, Мишка, дети разложили в две корзины ягоды и фрукты. А я сложу их для тебя на тарелочку. Сначала по краю тарелочки я положу яблоки (одно яблоко, ещё одно, ещё). Сколько стало? (много). А теперь я положу малину (одна малина, ещё одна, ещё). Сколько? (много.) Вот я разложила по тарелочке сначала яблоки, потом малину. Сколько их на тарелке (много), а сколько в корзине? (ни одного).

Яблоки зеленые,Круглые и гладкие.Так и просят: «Скушай нас!Мы такие сладкие».Маленькие ягодки,Спелые и вкусныеПо большой тарелочкеРассыпались как бусинки.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат тарелочки, но они пустые. Давайте мы разложим на них яблоки и малину (нарисуем). Только рисовать мы сегодня будем необычным способом — пробками и ватными палочками.

Как вы думаете, что можно нарисовать пробками? (яблоки) Почему? (ответы детей)

Какого яблоко цвета? (зеленого)

А что можно нарисовать палочкой? (малину) Почему? (ответы детей)

Какого она цвета? (красного)

Давайте покажем, какого размера малина, какого яблоко (дети показывают размер с помощью рук)

- А теперь посмотрите, как я буду рисовать (воспитатель показывает способ рисование яблок — пробками, малины — ватными палочками): сначала я беру пробку в правую руку, левой рукой я придерживаю листок. Обмакну пробку в краску и по краю тарелки наношу отпечатки пробкам одну, ещё одну, ещё. Если краска на пробке закончилась, снова обмакну в краску. И так до конца тарелки. А теперь беру ватную палочку, и ей буду рисовать малину.

После объяснения способа рисования дети на своих тарелочках пальцем обводят края, затем приступают к рисованию, после выполнения работ дети рассматривают свои тарелочки и дарят их медведю.

Затем проводится пальчиковая гимнастика

Ягоды и фруктыСобрали для ребятМы чисто их помоемРебята их съедят.

Дата _______ Тема: «Фрукты и ягоды»

Цели: Учить детей создавать ритмическую композицию «Фрукты и ягоды» на тарелке, используя нетрадиционные      техники          рисования; Закреплять знания детей о форме, цвете и величине предметов, упражнять в различении фруктов и ягод; Формировать понятия «вверху», «внизу», «высоко», «низко», «один», «много»; Воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

Оборудование: Муляжи ягод, фруктов, две корзины, гуашь зелёная и красная, пробки, ватные палочки, салфетки, лист бумаги в виде круга.

Ход занятия

Входит медведь с корзинкой фруктов и ягод (яблоки и малина).

Медведь: Здравствуйте, ребята. Скоро зима, поэтому я приготовил себе запасы, но никак не могу их разобрать.

Воспитатель: Мишка, давай посмотрим, что же ты собрал, а ребята помогут тебе разобраться в этом.

Что это? (яблоко).

Это фрукт или ягода? (фрукт)

А это что? (малина)

Она…? (ягода)

Какие ещё фрукты вы знаете? (дети называют)

Где растут фрукты? (на дереве)

А где растут ягоды? (на земле, на кусте)

Назовите ягоды (дети отвечают)

Медведь: Спасибо, ребята, теперь я разобрался, где ягоды, а где фрукты.

Воспитатель: Мишка, дети тоже умеют собирать ягоды и фрукты, они покажут, как это делают.

Игра «По дорожке шли»:

По дорожке шли-шли,Малину (смородину, землянику, яблоко, грушу и т.д.) нашли.Положили в кузовок и опять пошли (дети показывают, как собирают и называют, где они растут вверху-внизу, высоко-низко)

Воспитатель: Мишка, а дети ещё могут разложить твои запасы на ягоды и фрукты.

Игра «Разложи на группы»

(дети раскладывают в две корзины малину и яблоки, называют сколько у каждого в руке, сколько в пустой корзине, сколько в полной).

Яблоки зеленые,Круглые и гладкие.Так и просят: «Скушай нас!Мы такие сладкие».Маленькие ягодки,Спелые и вкусныеПо большой тарелочкеРассыпались как бусинки.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат тарелочки, но они пустые. Давайте мы разложим на них яблоки и малину (нарисуем). Только рисовать мы сегодня будем необычным способом — пробками и ватными палочками.

Как вы думаете, что можно нарисовать пробками? (яблоки) Почему? (ответы детей)

Какого яблоко цвета? (зеленого)

А что можно нарисовать палочкой? (малину) Почему? (ответы детей)

Какого она цвета? (красного)

Давайте покажем, какого размера малина, какого яблоко (дети показывают размер с помощью рук)

- А теперь посмотрите, как я буду рисовать (воспитатель показывает способ рисование яблок — пробками, малины — ватными палочками): сначала я беру пробку в правую руку, левой рукой я придерживаю листок. Обмакну пробку в краску и по краю тарелки наношу отпечатки пробкам одну, ещё одну, ещё. Если краска на пробке закончилась, снова обмакну в краску. И так до конца тарелки. А теперь беру ватную палочку, и ей буду рисовать малину.

После объяснения способа рисования дети на своих тарелочках пальцем обводят края, затем приступают к рисованию, после выполнения работ дети рассматривают свои тарелочки и дарят их медведю.

Затем проводится пальчиковая гимнастика

Ягоды и фруктыСобрали для ребятМы чисто их помоемРебята их съедят.

Дата ________ Тема: «Автопортрет» (рисование)Цели: Закрепить знания детей о жанре портрета; Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица; Учить правильно располагать части лица; Использовать при рисовании различные способы закрашивания. Оборудование: зеркала, фломастер, карандаши, альбомный лист, иллюстрации. Словарь: Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас и т.д. Предварительная работа: • Рассматривание портретов художников и поэтов. • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». • Рисование простым карандашом портретов. • Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д. Ход занятия Ребята, сегодня вас ожидает сюрприз. Закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель переодевается). - Откройте глаза, мои внучатки. Это я к вам в гости пришла, Бабушка – Загадушка. Что вы знаете, ребятки Про мои стихи — загадки? Где отгадка, там конец, Кто подскажет – молодец! А вот моя первая загадка: 1. Ванька-встанька из волчка В нём увидит толстячка Иностранка кукла Синди В нём красавицу увидит Ну, а мой знакомый Сашка В нём увидит замарашку. (зеркало). Верно, верно! Угадали! Будто где его видали! Я не просто так пришла, Зеркала вам принесла. (Воспитатель раздает зеркала). Вы, попробуйте, ребятки Разгадать мои загадки Никто ответа не подскажет А зеркало вам их покажет. Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску. Он бывает самым разным Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (нос). У зверюшки – на макушке, А у нас – ниже глаз. (уши). Два Егорки живут возле горки, Живут дружно, а друг на друга не глядят. (глаза). Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (волосы). Есть у радости подруга в виде полукруга На лице она живёт То куда-то вдруг уйдёт То внезапно возвратиться, грусть тоска её боится. (улыбка). Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему? Д: Слово улыбка было лишним, так как остальные слова это части лица. — Молодцы, правильно! Сегодня мы будем учиться рисовать свой автопортрет. Ребята, а вы знаете, что такое автопортрет? Автопортрет – это когда художник передает в рисунке черты своего лица, он глядит в зеркало и рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и часть туловища (плечи). Раньше когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты людей. (Воспитатель с детьми рассматривают автопортрет). А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза. Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот. А теперь возьмите фломастер и на зеркале попробуйте нарисовать свой портрет. Нарисовали, молодцы! — А вот теперь мы можем приступить к рисованию своего автопортрета на бумаге. Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица. — Стараемся рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке. Завершенные работы дети помещают на мольберты (проводится выставка). Итог: Чей автопортрет вам понравился больше всего? А как ты думаешь, кто здесь изображен?

Дата ________ Тема: «Кони — птицы» (Рисование по мотивам городецкой росписи)

Цели: Создать условия для рисования детьми фантазийных коней — птиц по мотивам Городецкой росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно — прикладном искусстве.

Оборудование: Листы бумаги разного размера и формата (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), простые карандаши, шаблоны коней, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания — городецкие игрушки и предметы быта (или их изображение).

Ход

Воспитатель показывает детям городецкие игрушки (коня-качалку) и предметы быта (разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку), и рассказывает детям о Городецком промысле (по мотивам сказа А. Рогова «Конь копытом бьёт». На реке Волге есть старинный — старинный городок Городец. А за ним – леса большие-большие, есть и дремучие. Когда-то в Городце строили корабли. Это когда они были ещё парусными. Для всей Волги строили. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурами и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями. Улыбчивые львы на корме. Глаза у этих львов были иногда совершенно человечьи и очень добрые.

И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, и они похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь. Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие домашние вещи.

Коня рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких-то сказочных, весёлых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.

Воспитатель предлагает рассмотреть узоры, которые наносят городецкие мастера на своих игрушечных коней. После обсуждения, детям предлагается обвести по шаблону коней и раскрасить.

НОЯБРЬ

Дата_________ Тема: «Дом, в котором я хотел бы жить»

Цели: Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах; упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании дверей, крыши и рисовании мелких деталей (дверные ручки, оконные рамы и т.п.) и светлого тона при закрашивании стены дома и неба.

Оборудование: У воспитателя две — три иллюстрации, на которых изображено небо при восходе солнца (розовое, розово-желтое и т.п.). У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, коробки цветных карандашей, небольшие листки бумаги для набросков или для опробования техники рисования разным нажимом.

Ход

При проведении занятия используется игровой прием «мнимой ситуации» («как будто…»).

Педагог говорит: «Представьте себе, что вы решили построить прочный и красивый дом для себя. Вам выделили участок земли, подвели к нему водопроводные и газопроводные трубы, по которым в новый дом пойдет вода и газ. Вы приходите к архитектору и рассказываете, какой дом хотите построить — кирпичный или панельный, сколько в нем должно быть этажей, как будет выглядеть фасад, какие будут окна и двери. Архитектор сделает проект, в котором постарается учесть ваши пожелания. А сейчас вы нарисуете этот дом, и мы увидим, кто в каком доме хотел бы жить. Кто хочет, может сначала сделать набросок дома на маленьком листке бумаги. Если что-то не понравится, можно будет внести изменения.

В процессе работы воспитатель напоминает, что стены у дома обычно бывают светлыми, поэтому при закрашивании нужно слабо нажимать на карандаш, чтобы получить светлый тон. Карандаш следует держать наклонно к бумаге, подальше от его кончика. При закрашивании дверей и крыши, при рисовании рам, дверных ручек, украшений карандаш надо держать ближе к его кончику и рисовать с сильным нажимом.

Когда дети станут заканчивать свои рисунки, воспитатель показывает иллюстрации с изображением неба, окрашенного в розовые, желтые и другие тона, каким оно бывает при восходе солнца: «Вы как будто построили свой дом и захотели сфотографировать его, чтобы послать фотографию своим друзьям. Фотографировали вы дом ранним утром, когда всходило солнце. При восходе солнца небо бывает очень красивым. Вот таким, как на этих картинках (фотографиях). Посмотрите, какие разнообразные цвета можно увидеть в том месте, где восходит солнце». Называет цвета, обращает внимание детей, как один цвет как бы «вливается» в другой. Предлагает детям отделить линией горизонта небо от земли и слабым нажимом карандаша закрасить небо за домом и над домом. В конце занятия говорит: «Сейчас вы будете отсылать фотографии своим друзьям и знакомым. Вы мне назовете того, кому хотите отослать фотографию, а я передам его адресату». Ребенок, получивший фотографию, показывает ее всем и рассказывает, в каком доме (описывает дом) живет его друг (знакомый). Рассматриваются пять — шесть рисунков. Вечером продолжается обмен фотографиями. Оригинальные дома берутся на выставку

Дата ________ Тема: «Дикие животные» (рисование)

Цели: Закреплять навыки рисования животных методом составления изображения из отдельных частей — кругов, овалов, треугольников. Учить делать карандашный набросок задуманного рисунка. Учить подбирать цвет изображения путем смешивания красок для получения нужного оттенка. Учить использовать разные изобразительные средства для получения выразительного образа. Учить детей продумывать замысел и пути его реализации, самостоятельно выбирать изобразительные средства для воплощения замысла. Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги. Развивать умение составлять несложный сюжет, используя отработанные приемы рисования.

Оборудование: Листы бумаги формата А 3 и небольшие карточки размером 5×5 см., простые карандаши и ластики, акварельные и гуашевые краски, палитры, восковые и известковые мелки, сангина, пастель, уголь, кисти, картинки и фотоиллюстрации с изображением диких животных в статичных позах и движении

Ход

Объяснение способов составления изображения из отдельных частей. Выполнение наброска простым карандашом. Воспитатель: « Ребята, помните, вчера мы играли в новую игру «Зачем зайцам волки?» А сегодня я предлагаю вам нарисовать новые карточки для этой игры. Вот здесь вы видите различные иллюстрации с изображением диких животных. Изображения каждого из них нетрудно составить из простых фигур. Посмотрите на лисичку. Ее туловище имеет форму, похожую на овал. Головка тоже овальная, а мордочка и ушки — треугольной формы. (Воспитатель может сделать набросок мелом на доске.) А вот зайчонок. Его туловище — овал, голова — круг, к которому пририсовываем длинные ушки.

А вот белочка-хлопотунья. Смотрите, ее туловище тоже похоже на овал. В нижней части его пририсовываем круг — очертания задних лап. Головка — вытянутый овал, хвост — большой, изогнутый, пушистый.

Попробуйте нарисовать любого из этих зверей на маленьких карточках. Можете нарисовать не одного, а нескольких животных. Начните с карандашных набросков. При необходимости исправляйте их с помощью ластика.

Дата ________ Тема: «Пир на весь мир» (гжель)

Цели: Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: Листы бумаги жёлтого цвета одного размера и формата, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки

Ход

Воспитатель вывешивает плакат «Синяя Гжель», показывает детям несколько предметов посуды из Гжели и рассказывает:

- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с небесно — голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле — и не только у нас в стране, но в заморских краях. Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно же, в первую очередь — это необыкновенный цвет! Он всегда бело-синий — яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь — дзилинь!» Далеко слышно колокольчик и также далеко видно бело — синий узор на посуде. Жители деревушки Гжели называют себя — гжельцы, и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведёт кисточку с одной — единственной краской — то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладёт краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной — единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. А палочка дирижёра, между прочим, очень похожа на кисть художника. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка — красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Самый любимый узор у мастеров гжели — чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные — декоративные -розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

ДЕКАБРЬ

Дата _______ Тема: «Морозные узоры» (рисование предметное по мотивам кружевоплетения)

Цели: Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд — создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Оборудование: Листы бумаги разного цвета (фиолетового, тёмно — синего, вишнёвого, сиреневого, бордового, чёрного,

тёмно — коричневого, тёмно

-зелёного и пр.), гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры».

Ход

Воспитатель показывает детям вологодские кружева (укрепив на тёмном фоне, например, на бархатной бумаге чёрного или фиолетового, вишнёвого, зелёного, тёмно — синего цвета), предлагает сравнить морозные узоры с причудливыми переплетениями нитей в кружевах. Затем педагог выставляет вариативные композиции «Морозные узоры», просит рассмотреть, сравнить, описать. Спрашивает, как можно нарисовать такие сказочно красивые узоры. Подсказывает детям, что сначала нужно нарисовать простым карандашом общую форму — круг, овал, полуовал, ромб, снежинку или другую форму, например, бабочку, цветок. Или же задумать сплошной узор на окне, в этом случае форму рисовать не надо — ею послужит лист бумаги. Такими опорными линиями в кружевах служат более прочные (толстые) нити. А от этих опорных линий (нитей) идут, в свою очередь, более тонкие ниточки, перекрывая паутиной всю форму. Эти нити идут прямо или волной. На местах их пересечения есть узелки — точки или круги. А ещё поверх нитяной сетки ложится узор из растительных или геометрических элементов — листочков, цветов, веток, завитков, петелек, спиралек и пр.

Педагог показывает детям таблицу с вариантами элементов декора, ещё раз обращает внимание на вологодские кружева и предлагает самим нарисовать «Морозные узоры». Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка (чёрный, синий, фиолетовый, вишнёвый, зелёный и пр.), рассматривают кружева и начинают рисовать.

Дата __________ Тема:  « Платье для куклы»

Цели: Продолжать знакомить детей с профессиями (профессиями работников ателье). Рассмотреть образцы тканей и моделей платьев. Учить составлять элементы узора. Обогащать словарь детей.

Оборудование:

Ход

Пальчиковая гимнастика: «Портняжки» « Привет, Николка! Бери скорей иголку Будем шить Кате Новое платье!»

- Дети, а кто шьёт одежду? (портные). — К нам пришла кукла, спросите, как её зовут? Она почему – то очень грустная. Спросите, почему. Кукла: Меня пригласили на праздник, а моё платье такое старое и некрасивое. Хотелось бы новое яркое и нарядное. — Давайте поможем Кате, нарисуем ей много красивых платьев. А Катя выберет себе такое, какое ей понравится. Чтобы платье получилось ярким и красивым, какие краски мы будем выбирать? (яркие). — А какие узоры можно нанести на платье? — Рисовать мы будем красками, подбирать яркие цвета, смешивать краски, придумывать весёлые узоры.

Физминутка: «Одежда для кукол» «Не плачь, куколка моя    -   покачивать на руках Остаёшься ты одна. Не могу с тобой играть Нужно мне перестирать   —   имитация стирки. Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жилет, Шапочку, цветной берет   —   перечислить и загиб. пальцы. Я налью воды чуток    -    имитация В таз насыплю порошок   —    ладошками показать Пену снежную взобью   —   круговые движения руками Постираю и пойду   —  «стирают» и «идут» Пока светит солнышко   —   показ солнышка Натяну верёвочку   —   ладони в стороны К ней одежду прикреплю    -   движения пальцами Ветерком всё просушу   —   махи ладонями Утюгом туда – сюда   —   гладим правой рукой Бельё быстро глажу я Поработали вдвоём, А теперь и отдохнём   -   ладони под щёку – спят

Самостоятельная работа детей.

Анализ занятия – кукла выбирает платье и благодарит детей.

Дата _______ Тема: «Золотая хохлома»

Цели: Продолжить знакомить детей с хохломской росписью. Продолжать учить составлять узор в квадрате ( крышке стола), украшая его завитком, ягодой ,  травкой , используя традиционные для хохломской росписи цвета.

Оборудование:  Предметы мебели с хохломской росписью, открытки.  Бумага квадратной форм желтого, красного и черного цвета , гуашь , бумага для упражнений.

Ход

Выставка предметов мебели с хохломской росписью, иллюстраций, открыток.

Вспомнить с детьми о народном искусстве. Какие предметы из дерева они видели, какие виды народного искусства знают. Рассмотреть предметы с хохломской росписью и сравнить их. Определить чем они похожи  (предметы деревянные, расписаны растительными узорами)

 Воспитатель рассказывает детям, что это обыкновенная деревянная мебель (показать заготовки), но мастера сделали из нее золотую хохлому без золота.

 Рассмотреть предметы, полюбоваться росписью. Роспись хохломская – словно колдовская В сказочную песню просится сама, И нигде на свете нет таких соцветий- Всех чудес чудесней наша хохлома!

Вопросы детям: Из каких элементов состоит растительный орнамент хохломы? (Ягоды смородины, малины, клубники, рябины , вишни . крыжовника , листочки , веточки, завиточки)   Какие цвета используют хохломские мастера в своих узорах ? (Красный, черный, желтый, золотой, зеленый). Показать травку – тоненькая, похожа на реснички , а называют ее осочка. Предложить детям выбрать ту ягоду, которую они нарисуют, посмотреть как она украшена (точки, черточки, тонкие дуги). Два, три ребенка могут рассказать и показать, как они нарисуют свою ягодку или веточку. Наводящие вопросы: Как будем рисовать узоры? ( Кончиком тонкой косточки №1) Как можно нарисовать ягоды? ( При помощи тычков) Как можно нарисовать листочки? ( Прием примакивания кисти) Основное правило расположения узора? (Ритмично и равномерно по всему изделию).    Дети выбирают цвет ложки и величину. Определить последовательность рисования: ЗАВИТОК, ЯГОДЫ, ТРАВКА.   Уточнить цвета, на КРАСНОМ фоне рисуют ЖЕЛТЫМ, ЧЕРНЫМ, ЗЕЛЕНЫМ. На черном – КРАСНЫМ ЖЕЛТЫМ, ЗЕЛЕНЫМ. На ЖЕЛТОМ — ЧЕРНЫМ, КРАСНЫМ.ЗЕЛЕНЫМ.    Показать движение руки в воздухе рисование завитка, затем на листе положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения. Привлекать детей к рассматриванию узоров на предметах, если это необходимо.

 В конце занятия на выставке рассмотреть все узоры , выбрать самые яркие, легкие, нежные завитки , реснички, красивые ягоды.

Дата __________ Тема: «Дремлет лес под сказку сна»

Цели: Учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу. Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев (декоративное рисование по мотивам гжели, прорезной декор). Формировать композиционные умения (рисовать густой лес ярусами, начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления о природе, эстетические переживания и чувства.

Оборудование:Листы бумаги белого, светло — голубого, светло — розового, бирюзового, светло — сиреневого, синего, чёрного цвета — на выбор детям, гуашевые краски, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; несколько изделий гжели или иллюстрации (плакат, альбом для детского творчества).

Ход

Воспитатель предлагает вспомнить, какие основные цвета, тона мы используем при передаче снежной зимы, нарисовать, как лес — терем превратился в белоснежный сверкающий хрустальный (зимний) дворец. Напоминает, что осенний лес дети украшали по мотивам золотой Хохломы, а зимний лес можно украсить по мотивам голубой Гжели. (Педагог выставляет несколько предметов посуды или фотографии, иллюстрации, другую наглядность).

Дети выбирают цвет бумаги для фона (голубой, синий, розовый, бирюзовый, фиолетовый, чёрный или белый) и начинают рисовать по замыслу.

ЯНВАРЬ

Дата _______ Тема «В поликлинике»

Цели: Продолжать учить детей рисовать человека в движении, дополняя рисунок профессиональными предметами. Познакомить детей с профессией врача (медицинской сестры), с некоторыми профессиональными действиями врача, с предметами – помощниками в труде врача, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

Оборудование: Листы белой бумаги, простые карандаши, восковые мелки.

Ход

В группу приходит врач (медицинская сестра) в обычной одежде. Рассказывает, почему она стала врачом: «Когда я была маленькая, я очень боялась врачей. Мне казалось, что они только и ждут маленьких девочек и мальчиков, чтобы сделать им больно и неприятно (делают уколы, мажут раны йодом и зелёнкой, дают таблетки) Но потом я поняла, что врачи – это очень добрые люди. Они всё время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели. И мне очень захотелось стать врачом, чтобы ко мне приходили все со своими проблемами, а я, конечно, всем помогала. Каждый день я прихожу в детский сад. Здесь моя работа. Я работаю медсестрой. У меня есть своё рабочее место, которое называется медицинским кабинетом. Как вы думаете, зачем медсестре нужен медицинский кабинет? Что там хранится и для чего? (Медсестра приглашает детей и логопеда в гости к себе в кабинет). Все медицинские работники должны соблюдать чистоту. Медсестра приходит на работу, надевает белый халат. (Медсестра показывает детям свой халат и надевает его.) Руки медсестры всегда должны бать чистыми, поэтому в медицинском кабинете есть раковина, мыло и чистое полотенце. У врачей много предметов помощников, без которых людям невозможно оказать медицинскую помощь». Медсестра интересуется, какие врачебные предметы – помощники знают дети. Рассказывают о том, что есть: Предметы, которые помогают искать врачу болезнь (определять заболевание), — градусник, стетоскоп (слушать лёгкие, сердце), специальные палочки, чтобы посмотреть горло. Предметы, которые помогают лечить болезнь. Таких предметов много. Если заболело горло, то люди пьют таблетки и поласкают горло. Если человек упал и у него на колене ссадина, то понадобится вата, зелёнка и бинт (или пластырь) и т.п. (Медсестра демонстрирует предметы, о которых она рассказывает детям. Градусник помогает определить температуру тела, для этого его ставят под мышку и держат несколько минут. Дети рассматривают термометр, отмечают его внешние признаки: сделан из стекла, очень хрупкий, его нельзя ронять, надо бережно хранить.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать медицинскую сестру на приеме.

Дата _________ Тема: «Умные машины»

Цели: Закреплять навыки рисования электроприборов методом составления изображения из отдельных частей — кругов, овалов, треугольников. Учить делать карандашный набросок задуманного рисунка. Продолжить знакомить детей с электроприборами и электричеством, провести беседу об их назначении и пользе в быту, о правилах пользования с приборами;

Оборудование: Листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход

Ребята, сегодня я вас познакомлю с электроприборами, поговорим о их пользе, и о правилах их пользования. Отгадайте загадку:

То — назад, то – вперед Ходит, бродит пароход Остановишь – горе: Продырявит море. (утюг)

Что им делают? (Гладят белье). А чтобы им гладить, его включают в электроразетку. А какие вы знаете еще приборы, которые работают от электричества? Телевизор, магнитофон, компьютер, холодильник, пылесос, фен, обогреватель, электроплитка, лампочки. Эти приборы необходимы и полезны для каждого дома. Нельзя представить ни одного человека , у которого не было хотя бы одного из этих предметов. Скажите для чего нужен холодильник? (чтобы хранить продукты). Пылесос (убирать мусор). Фен (сушить волосы). Обогреватель (чтобы тепло в доме было). Электрообогреватель (готовить обед).

Все эти приборы работают от электричества. Если их не подключить к розетке, они будут совершенно бесполезны и работать не смогут. но все эти предметы могут быть опасны. К розеткам близко подходить нельзя. Это место не для детей. В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь. Шуток он совсем не терпит, с ним, ребята , не шути. Если он рассвирепеет, все сжигает на пути. Тот огонь, давно известно, электрическим зовут. Он таит в себе опасность – от него подальше будь. С ним домашние приборы заключили договор: Только им огонь покорный, так ведется с давних пор. А приборы служат людям – это значит, нам с тобой, Помогать огонь нам будет – он в приборах деловой: В холодильнике продукты помогает нам хранить, Помогает маме в кухне на плите обед варить. Всю квартиру освещает, если вечер за окном, Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон. Пыль в квартире убирает с пылесосом заодно,

Телевизор заставляет нам показывать кино. Он себя ведет достойно, если с ним не баловать — Малышам самим без взрослых те приборы не включать! — Нельзя самим включать элекроприборы. Уходя из дома, не забывайте выключать все из розеток. Если оставить приборы надолго включенными может случиться беда, может случиться пожар.

А теперь давайте нарисуем электроприборы, которые запомнили, и расскажем, для чего предназначен каждый из них.

ФЕВРАЛЬ

Дата ________ Тема: «Белый медведь и северное сияние»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст