Чувашская национальная кукла .

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках-оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству.

В наше время чувашские национальные куклы чаще всего изготовляются в народном стиле. Для этого кропотливо изучаются подлинные народные костюмы, используются цветные ткани, блестки, монеты и обязательно вышивка.

Народный костюм отчетливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха «кĕпе». Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55-60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.

Женские рубахи имели высоту 115—120 см и центральный грудной разрез. Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся черными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зеленый, желтый и темно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.

Поверх рубахи повязывали фартук «чĕрçитти» — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зеленой пестряди. Подпоясывались 1-2 поясами «пиçиххи» и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и черной бахромы «хÿре», вышитыми принадлежностями « сарă», по бокам — парными подвесками «яркăч». До 20 века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный «шупăр». Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу.

Какой бы красиво и богато вышитой не была женская одежда, но головной убор был еще краше и богаче. Женские головные уборы разнообразны и декоративны. Девушки носили нарядные округлые шапочки «тухъя», украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову «сурпаном» — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. Сверху в обычные дни повязывали более узкую головную повязку «пус тутри», а на праздники — нарядный головной убор «хушпу», который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов «хушпу»: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.





Мужские рубахи имели высоту 80 см и орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые — с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.





По старой и доброй традиции для кукол изготавливаются одежда, миниатюрные украшения и головные уборы, точно передающие особенности местной культуры.

Куклы не только игрушки и не только сувениры, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая

индивидуальность.

Список использованной литературы1.  Жачева Е. Н. Чувашская вышивка. Техника и приемы. Книга-альбом. Чебоксары, 20062.  Журнал “Дошкольный очаг’’ –№ 1 за 2002 г.3.  Журнал “Народное творчество’’4.  Интернетресурс http://www.dolls.preview.ipg 5.  Ожегов  «Толковый словарь».

6. Симакова М.В. Чувашские узоры. Чебоксары, 2005.7. Трофимов А. А. Одежда и украшения // Этническая история и культура чувашей Поволожья и Приуралья. Чебоксары, 1993.