МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Тема: Экологический проект «Покормите птиц зимой!»

(участник в номинации «По соседству мы живем») межрайонной экологической акции «Покормите птиц зимой!».

Участники дети 3 – 4 лет.

Руководитель проекта: воспитатель Евдокимова Е.В.

13.03.2012

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА, — ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МИР ПРИРОДЫ С БЕСГРАНИЧНЫМ БОГАТСТВОМ ЯВЛЕНИЙ, С НЕЧЕРПАЕМОЙ КРАСОТОЙ. ЗДЕСЬ, В ПРИРОДЕ, ВЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ДЕТСКОГО РАЗУМА.

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Цель проекта:

Способность увеличению численности зимующих птиц нашего края; изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего города;

2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц

3. практическое выполнение кормушек;

4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза:

Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Сроки работы: октябрь – февраль.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

4. экскурсии;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретическая часть.

Задачи: Расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях нашего края, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили листовку – обращение к ребятам подготовительных групп (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашем краю, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах.

2. Практическая часть.

Задачи: Сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку «Как подкармливать птиц» (приложение №2) и раздали ребятам подготовительной группе.

Вывод: Зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

3. Наблюдение.

Задачи: Наблюдать за перелетными птицами на прогулке.

Выводы:

В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

В результате проведенной работы мы узнали:

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма — тропическом и субтропическом климате.

В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие.

Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий — на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.

Зимующие птицы нашего края: синица, дятел, голубь, галка, ворона, сорока, щегол, снегирь, воробей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Немногие птицы остаются зимовать в наших краях. Но зато поздней осенью на зимовку прилетают к нам другие пернатые: чижи, красногрудые снегири и бурые снегарки, чечетки. Но и они недолго гостят в наших краях, улетают дальше к югу.

Ближе к ноябрю появляются стайки нарядных свиристелей. Весело перекликаясь, они усаживаются на рябину и с жадностью принимаются за еду. В годы урожая ягод эти птицы держатся всю зиму, вплоть до весны. А весной они улетают обратно на север.

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.

Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Насекомые – это основной корм для многих птиц. Не стало насекомых, улетели насекомоядные птицы. Водоемы покрылись льдом – улетели водоплавающие птицы, которые находили корм в воде. Это такие птицы, как утки, гуси, лебеди. Те птицы, которые сделали запасы с осени, отыскивают свои кладовые.

Это поползни, синицы, сойки, кедровки. Часто синицы, поползни и корольки объединяются в стайки. Так им легче отыскивать корм. Свиристели, снегири охотно обирают мороженые ягоды рябины, калины, плоды можжевельника. Желудями, орехами питаются сойки, кедровки. Семенами ели и сосны питаются клесты, дятлы.

Многие птицы разыскивают в складках коры жуков и пауков, личинок и куколок, спрятавшихся насекомых.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Это и дятлы, и синицы, и поползни. Питаются птицы семенами сорняков, ольхи, репейника, крапивы, почками деревьев и их молодыми побегами.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному.

Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, поползни, пищухи, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах.

Воробьи укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках у отопительных труб.

Зимующие птицы скворечников не используют. Лесные куры-тетерева, рябчики ночуют под снегом. Глухари ночуют на ветках елей, а иногда и под снегом.

Птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод.

Если вы подобрали замерзшую птицу воспользуйтесь следующими советами. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.

В нашем дворе летом птиц больше, а зимой им нечего кушать, поэтому их надо подкармливать. Можно еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины.

Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать. Смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

Заключение:

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, галки; прилетают из леса покормиться снегири.

2.Зимуют в наших краях не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

3.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

4.Количество птиц, живущих во дворе летом больше, чем зимой, потому что летом во дворах есть корм, а зимой птиц во дворах надо подкармливать.

Птицы наши друзъя!!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ЛИСТОВКА – ОБРАЩЕНИЕ:

«Маленькая птичка прилетела к нам…..»

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам.

Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки.

Не забывайте подсыпать корм.

Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПАМЯТКА: «КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ»

«Что нам стоит домики для птичек построить….»



1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«НАШИ КОРМУШКИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ НАШЕГО САДА»

(ВЫСТАВКА РАБОТ):

«Кто, кто в теремочке живет……»

«Кто, ж там живет…………»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

«Наши птички не останутся без присмотра»

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №36 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г.ПЕЧОРА

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

КАРТАТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ПТИЦЫ»

Домашние и дикие

птицы средней полосы

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР

«Кто как выглядит»

Поможет вам закрепить в речи детей названия частей тела птиц. Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа. Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

«Чем питаются птицы».

Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна» и т.д.

«Домашние и дикие».

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой — лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес — дикую.

Знакомить детей с понятием «гнездо» удобно, используя рифмованный текст к картинке «Птица с птенцами в гнезде». Можно обыграть текст с помощью муляжей или игрушек.

«Чей голос?».

Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица. Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик», 2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

Вариант игры «Самый главный» можно использовать при обсуждении вопроса о том, какую пользу приносят различные птицы. Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца я самая главная», «Я сова, я санитар леса я самая главная», «Я соловей я радую людей своим пением. Я самый главный» и т.д.

Дикие птицы

Отгадай загадку

Песню скворушка споёт,

Все личинки соберёт,

В чёрной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка,

Прилетает к нам весной,

Домик обживает свой.

(В.И.Мирясова)

Как называется домик, который человек строит для скворцов? (Скворечник.)

Для чего он это делает? (Чтобы весной, когда скворцы прилетают, они поселились рядом с домом человек)

За жизнью птиц интересно наблюдать

Скворцы радуют человека своим пением.

Они уничтожают вредных насекомых

СКВОРЦЫ У СКВОРЕЧНИКА

Отгадай загадку

Птица серая парила,

Крылья чёрные раскрыла,

Громко каркала она,

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(В.И.Мирясова)

Рассмотри картинку и расскажи о внешнем виде вороны. (Увороны есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело вороны покрыто перьями серого цвета, а крылья у неё — чёрные.)

Опиши таким же образом другую дикую птицу средней полосы на свой выбор.

Отгадай загадку

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

(В.И.Мирясова)

Воробей — зимующая или перелётная птица? (Воробей — зимующая птица.)

Каких ещё зимующих птиц ты знаешь? (Ворона, голубь и т.д.)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2017