ПРИРОДА — НАШ ДОМ

Давайте будем беречь планету, Другой такой ведь на свете нету, Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период дошкольного детства закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, и потому работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективами.

Экологические изменения на планете побуждают меня глубже вникать в суть этой проблемы. Загрязнение, разрушение, заражение окружающей среды стало насущной задачей в современном мире.

Наблюдая за изменением климата, выпадением кислотных осадков, истощением водных ресурсов, обезлесением многих территорий Земли, загрязнением мирового океана, исчезновением животного мира -обострялась проблема защиты крупных водоемов от истощения и загрязнения. Большой урон наносит химизация сельского хозяйства и строительство фабрик и заводов.

Огромной ролью в экологии должна стать охрана растительного и животного мира, так как это неотделимо друг от друга. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышении их грамотности и культуры. Поэтому я взяла эту тему и с этой целью изучила методическую литературу:

«Мир природы и ребенка». Методика экологического воспитания дошкольников. Маневцовой.

«Наш дом — природа» Н. Рыжовой.

«Игровые экологические занятия с детьми» Л. Молодовой.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Николаевой.

«Экологическое воспитание дошкольников /пособие для специалистов/

Статьи из журналов дошкольного воспитания.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается. Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты и ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодную для полноценной жизни.

Экологическое воспитание должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Задачи воспитателя усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, они знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать на стволах деревьев, обижать бездомных животных. А вот вы, дети, молодцы, так не делайте!»

Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребенка экологически правильной игровой деятельности, однако, мои усилия не пройдут для меня бесследно.

Решая злободневную проблему, хочу подвести детей к экологическому воспитанию, этике, культуре поведения, через наблюдения, опыты, эксперименты, игры. Цель экологического воспитания детей формирование начальной экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать практический и духовный опыт, взаимодейство человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Заложить в дошкольном детстве фундамент личности культуры, гуманистических качеств в человеке.

Красота, добро, истина в четырех ведущий сферах действительности в природе, рукотворном мире, окружающих людях и в себе самом — это те ценности, на которых я ориентируюсь.

Природа, отраженная в различных произведениях искусства составляет ценности рукотворного мира. Формирование начальной экологической культуры это становление осознано — правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценности жизни и здоровья, и их зависимости от состояния окружающей среды осознано — правильное отношение рассматривало как совокупность знаний и активности проявлений ребенка, интереса к явлениям природы, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1.Продолжать знакомить детей с разнообразием природного и животного мира, систематизировать знания в природе, анализировать объект или явления, сравнивать, обобщать, устанавливать связи между фактами.

2.Формировать элементы экологического воспитания, практические навыки и умения (опыты).

3.Научить ребенка правильно относиться к окружающей его природе, к себе, к людям, как части природы.

4.Научить устанавливать связи живой и неживой природы, приспособленность к ней.

5.Воспитывать бережное отношение к природе, любить ее, радоваться и восхищаться с нею.

6.Формировать новое поколение созидателей, охранителей, творцов жизни.

Работу по экологическому воспитанию начала с младшей группы. Разрабатывая методику проведения занятий, отдавала предпочтение наглядным методам (наблюдение за кроликом, рыбкой, лягушкой, посадкой гороха, лука).

Постоянно работала над закреплением и упрочнением знаний детей. Воспитывала интерес к природе, бережное отношение к животным, растениям. Основная моя задача — накопить знания о природе, природных явлениях, поддерживать любознательность и активность.

В средней группе дети стали любознательнее. У них появилось осознанное отношение к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы.

Желание общаться с животными существами — растениями, животными в интересе к их жизнедеятельности, а также к ярким природным явлениям неживой природы, свойствам и качествам неживых объектов, оно выражается в любознательности и активности при узнавании нового, в стремлении принимать участие, в создании условий для жизни животных существ, в уходе за ними.

Занятия, наблюдения, игры, опыты были направлены на обобщение и систематизацию знаний, на формирование бережного отношения к природе.

Наблюдения в старшей группе становятся планомерными. Дети сами наблюдают за объектом (животными, растениями). Устанавливаю связь между внешним видом животного и его средой обитания! Например, при рассматривании собаки, дети отмечали внешний вид, повадки, питание, место обитания, пользу, которую приносит животное. Начиная наблюдения, ставила перед детьми познавательную задачу, например, сегодня будем рассматривать попугайчиков, чтобы за ними ухаживать. Задавала вопросы: «кто это? Что общего у птиц? Какой корм может, есть попугай?» При повторном наблюдении, дети уже с интересом кормили и поили, делали выводы: если их не кормить, то они умрут. Дети выражали, жалось, сострадание к птицам, это Вита, Оксана, Данила.

Работу в подготовительной группе начала с диагностики, вопросы взяла из книги «Мир природы и ребенок» — о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, о развитии трудовой деятельности, и вывела уровни знаний. Создала развивающую среду, составила перспективный план на год. Особое внимание уделяла формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формировала представление о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе начала работу экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, так как дети способны целенаправленно управлять своим поведением, своими психологическими процессами, восприятием, вниманием, памятью. Дети способны осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, переживать, чувствовать. Произвольность поведения психологических процессов имеет решающее значение для успешного обучения.

Очень интересное занятие провела на тему: «Планета Земля в опасности».

Дети рассмотрели глобус — планету Земля. Познакомила с материками, океанами и морями. Узнали, почему планета в опасности — загрязнена атмосфера. Побуждала детей делать выводы. Интересные были суждения у Арины, Юли, Саши. А когда беседовали о воде и ее бережном отношении — дети над этим еще не задумывались, не осознавали значимость воды. Но после ряда вопросов, делали выводы, для чего нужна вода? Что случилось бы, если бы не было воды? Вода нужна всем. Всему живому нужна чистая вода, а она во многих местах загрязняется от того. Что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик, чтобы этого не происходило, на фабриках строят очистные сооружения. Охрана чистоты воды очень важное дело. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать во время закрывать ее, так как пресной воды значительно меньше на планете, чем соленой. Познакомила со стихотворением С. Погореловского:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана — кап, кап, кап

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду, зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет,

И нет водицы — нет, нет, нет.

Изучила книгу «Экология в картинках», дала детям представление о том, что у всех существ есть свой «дом»:

-рыбы живут в воде;

-животные — в лесу;

-птицы — в лесу, поле, на скалах, на болоте, озере;

-лягушки — в болоте.

Большое оживление внесла лягушка. Мы взяли ее на некоторое время для наблюдений, познакомились с условиями жизни лягушки. Через день Андрей сам предложил выпустить ее, так как нужно сохранить жизнь ей, в неволе она может умереть, ей нужна вода, пища, насекомые. Лягушки питаются насекомыми (комарами, оводами, слепнями). Многие животные питаются лягушками — норка, барсук, любят их, есть аисты, чайки, цапли. Таким образом, у лягушек много врагов, но человек — верный друг. Затем поиграли в игру «лягушки и цапля».

После наблюдения, беседы, дети стали чаще задумываться о том, что нужно бережно относиться ко всему.

В игре «Помоги белке», оценили поступки мальчиков. Хорошо ли они поступили?

Почему вы так считаете? А как вы бы поступили? Коля и Денис высказали сочувствие к белке.

С появлением желтых листьев провели экскурсию по территории детского сада, уточнили представление об осенних явлениях, о красоте природы во все времена. Объяснила, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, они укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. А весной под опавшей листвой земля дольше сохранит влагу.

Затем поиграли в игру «мы осенние листочки», Саша задал вопрос: «А почему тогда дворники подметают листья?», пришлось объяснить, что некоторые считают, что это уже мусор, нужно подметать только на асфальте и не сжигать, так как дым только загрязняет воздух. А потом посадили дерево, и объяснила, что деревья выделяют кислород, воздух становиться чище. В конце дня сделали зарисовки осеннего пейзажа. Очень интересные работы получились у Олеси Ш., Оксаны Б.

В течение всего дня наблюдали за исчезновением насекомых, тогда я предложила искать их в коре деревьев, листьях. Интереснее всего было Люде И., Саше И. Задавала вопросы «Как человек должен относиться к насекомым?» — Бережно, не убивать, не разорять их домики, так как в природе нет ничего лишнего. Не будет насекомых — нечем будет питаться птицам….»

Немаловажную роль играет уголок природы. Это место интересных наблюдений. В сентябре мы обновили уголок. Подобрали растения (примулу, герань, циперус, кактус, узогибарскую фиалку). Во время наблюдения учились определять степени влаги для растений: кактус, приспособившийся жить в условиях засухи, имеет колючки, не требует обильной поливки, Катя отметила, что пыль нужно постоянно вытирать, так как растения, как и человек, дышат. Параллельно задала вопрос: «Что растения выделяют?», -»Кислород, и мы дышим, этим самым кислородом. Растения приносят нам пользу».

В течение всего времени мы ухаживали за рыбками и в уголке природы.

Дети знают, чем дышат рыбки, может ли она жить без воды, что руками ловить рыбу нельзя, т.к. она погибнет. Очень переживали, когда недосчитывались мальков, если самку не отсаживали вовремя. Познакомила детей с золотой рыбкой. Рассказала, что эти рыбки были выведены человеком с декоративной целью, чтобы люди могли любоваться их красотой. Здесь же спрашиваю: можно ли их выпускать в пруд. Дала возможность порассуждать. Выяснили, что все-таки нет, а вот караси — их предки — приспособлены к жизни в пруду.

Большое впечатление произвела экскурсия к речке. Дети увидели красоту природы и были возмущены тем, что люди, не щадя красоты, бросают мусор в воду. Предложила по приходу в детский сад изготовить знак запрещающий выбрасывать мусор. Знакомство с трудом взрослых проходило в несколько этапов. Дети познакомились с работой взрослых в сельском хозяйстве. Только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Но если взрослые будут много удобрять землю, что произойдет с фруктами и овощами? Выяснили: «Их нельзя будет есть, они вредны для здоровья.»

Наши дети знают лекарственные растения, которые находятся на территории детского сада — это календула, одуванчик, подорожник, липа, береза.

На прогулке провела опыт с воздухом, чтобы увидеть и услышать его. Помогли нам в этом Знайка и Незнайка.

-Какой воздух (прозрачный, невидимый)? — предлагала надуть полиэтиленовый пакет, и завязать его.

-Что там (воздух)? — Диме дала трубочку и предложила подуть в нее в стакан с водой, образовались пузырьки. Дети ответили, что это воздух предлагала пускание мыльных пузырей, надувание шаров. В конце -концов все убедились, что воздух есть везде. Чистый воздух — это богатство природы. К сожалению, из труб фабрик и заводов в воздух попадают вредные вещества, и он загрязняется. Дышать таким воздухом вредно, люди чаще болеют. Опасен воздух и для растений, и для животных. Поэтому необходимо чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества. Охрана чистоты воздуха — очень важное дело.

В беседе о зимовке диких и домашних животных уточнили, как они приспосабливаются. О домашних животных заботятся люди. А дикие -добываю себе корм сами. Перед детьми поставили познавательную задачу. Например, Незнайка решил поселить всех животных в лесу, но Сережа и Ира доказали, почему это делать нельзя: дикие животные приспособились жить в лесу, для них — это дом родной, и в домашних условиях не могут выжить и наоборот. Объяснила детям, что в природе нет вредных животных, каждый выполняет свою функцию. Они зависят, друг от друга. После рассказа поиграли в игры «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Зайцы и волк», Хитрая лиса».

В конце осени провели развлечение «К нам пришел Айболит». Главной задачей было воспитывать интерес к своему здоровью, правильным питанием, так, например, овощи полезно есть сырыми, в них много витаминов. Прочли стихотворение «О овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку. Капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу. Ох..

-какие овощи главнее всего?

-какие овощи полезны, они содержат витамины, но если люди не будут заботиться о здоровой пище, то и здоровье у них будет плохое.

В занятии «Через хорошие дела можно стать юным экологом» уточнили, что такое добро. Денис сказал: — это такие поступки людей, от которых другому становиться хорошо, радостно, забота о других.

Предложила нарисовать плакаты, модель «Сухое дерево».

-Как можно ему помочь?

Ответы: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны.

Для заинтересованности вручили медали «Юный эколог» (это тот ребенок, который любит природу, заботится о живых существах в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни).

Перед экскурсией в парк, в зимнее время, побеседовала о правилах поведения в лесу (не кричать, не ломать ветки, можно только любоваться красотой зимнего пейзажа). Во время наблюдения за растениями, спрашивала: как надо относиться к ним? (Бережно, так как ветки зимой хрупкие, легко ломаются, их нельзя сгибать). Рассмотрели следы на снегу. Трудно было узнать. Здесь были следы птиц и животных, похожие на вороньи, воробьиные. Закрепили поговорки: «Спасибо мороз, что снегу принес», «Снега надует — хлеба прибудет». Предложила детям покормить птиц. Здесь же показала многоярусность. Верхний ярус: дуб, сосна -деревья, затем кустарники, нижний ярус — травы. На всех ярусах живут животные — это их дом. Люди это гости, должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Дети читали стихи о зиме, о зимних явлениях». А в группе все рисовали зимний парк.

В зимнее время наблюдали за снегопадом, сосульками (они тают?). Почему? (Греет солнце). Влияет ли солнце на снег, лед, сосульки?

Большой интерес проявили в изготовлении цветных льдинок из воды, затем украсили участок. Морозные узоры на окнах доставили детям огромное удовольствие. Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

-Палец был сухой, а теперь мокрый. От чего тает узор: (от тепла).

Прочли стихотворение Ю. Марцинкевичуса «Ледяные цветы»:

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Распустились цветы,

На окне у меня,

Подошел я к цветам.

Стала мокрой щека,

От того, что окна

Я коснулся слегка,

Подошел я к цветам,

Но не пахли они…

Но чего ж они выросли

В зимние дни.

После беседы предложила нарисовать зимний узор, надо отметить, что у многих, но не у всех, получились красивые узоры. Наводящими вопросами подвела к тому, что вода бывает разной: это дождь и снег, и туман, и иней, и лед, и морозные узоры.

Гуляя на участке, наблюдали за птицами. Как ведут себя птицы? Какие прилетают? Что мы можем сделать, чтобы птицы не умерли с голоду?

Саша: — кормить различными семенами, крошками хлеба, салом.

А давайте будем кормить и вести календарь, кто что любит есть. В наблюдении использовала поговорки: «Подкормить птиц зимой, они отплатят тебе добром летом». Приметы: воробьи перелетают стайками с места на место — перед сильным ветром. Загадка: 1. Какая птица носит название танца (Чечетка); 2.Какая птица ползает вверх и вниз головой? (Поползень).

V Большой интерес проявили дети к кроссвордам «Литературный» и «Птичий календарь», головоломкам «Повтори рисунок по точкам». После наблюдения дети испытывали радость, что делясь крохами можно спасти птиц от гибели»!

Аня прочла стих В. Берестова:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- мы выжили? Мы выжили?

Мы живы! Живы мы!

Во время наблюдения подвела к вопросу: Что будет с птицами, если мы не будем их беречь? Можно ли держать птиц в неволе? Как вы поступите, если увидите, что мальчики стреляют из рогаток?

При беседе большую помощь оказала книга «Тайны живой природы».

Февраль — время посадки лука на подоконнике. Дети уже знают, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия: земля, вода, свет, рыхление земли. В течение месяца вели записи и зарисовки в календаре. Задавала вопросы: Что происходит с луком? Почему его нужно поливать? Для чего нужно рыхлить почву? Чем полезен лук? Дети отвечали с удовольствием, и подвела к понятию, что между живой и неживой природой есть тесная связь. Солнце служит истоком тепла и света для живых существ. Необходимы живым существам воздух и вода.

Аналогично наблюдали за веточками форзиции в воде, делали зарисовки, интересные выводы сделали Ира, Вова, Валя. На занятии «цепочка в лесу» постаралась дать знания о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга, взаимосвязи обитателей леса (растений и животных), их пищевой зависимости. Рассмотрели модель образования цепей. Надо заметить, что Вероника и Настя отметили, что им все равно жалко тех, кого поедают. Модель оставили в уголке для общего рассматривания.

Рассматривая картину «Зимняя подкормка диких животных», дала детям представление о леснике, человеке, который бережет лес от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых от беды. Например, если попало какое-нибудь животное в капкан. Закрепила знания детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества. Прочитала «Снежную книгу» В. Бианки «Голубой зверек», беседовали по вопросу. Рассеянное внимание было только у Миши Ш. и Ани.П.

Познакомив детей с экологической сказкой «Жила-была речка», заставила детей задуматься над текстом и ответить на некоторые вопросы: Как речка помогла людям? Как они к ней относились? Что случилось с горожанами, когда она ушла? Правильно ли люди поступили в конце сказки? А что вы могли бы сделать для своей речки? Суждения были, в основном, одинаковые, но на последний вопрос дети дали неуверенные ответы «не засорять речку, не менять русло, как вы бережете воду у себя дома».

В начале весны провели праздник на тему «Если хочешь быть здоров». Доктор Айболит устраивал соревнования по правилам:

а)охрана здоровья в разное время года;

б)режим дня;

в)правила уличного движения;

г)домашние опасности;

д)береги свои игрушки.

В беседе «Что мы знаем о птицах» познакомила детей о заповедниках птиц, где богатую природу специально охраняют, многих птиц внести в Красную Книгу, так как птиц остается мало. Задавала вопросы: что будет с птицами, если не будут их охранять? (Ваня: их станет меньше, или исчезнут совсем). Большую помощь в изучении жизни птиц оказывает книга «Тайны живой природы». Яркие иллюстрации интересуют всех детей. Здесь знакомят с птицами разных стран, их жизнью, внешним видом и питанием. Познакомила с книгой «Триста вопросов и ответов о птицах». Провела интересные игры: «Помоги найти гнездо птиц», «Кто живет на болоте», «Узнай птицу по силуэту». Познакомила с приметами весны: кукушки стали куковать -морозам больше не бывать, ласточки прилетела — скоро гром нагрянет. Гуляя по территории детского сада, первый увидеть мать-и-мачеху Дима Г., рассмотрели ее, установили наличие всех необходимых для роста условий (солнце, тепло, вода и свет). Ваня заметил разный цвет листьев с двух сторон и спросил «Почему такие листья?», дала возможность вспомнить другим детям. Катя сказала, что одна сторона холодная — это мачеха, а другая теплая — это мать. Дети уже знают — это лекарственное растение. Здесь же пояснила, что очень много исчезает растений по вине человека, а на занятии нарисовали этот цветок. Надо отдать должное детям, цветы были похожи на настоящие, дети просто любовались рисунками своих товарищей.

На занятии (представь себя совсем иным) старалась учить детей понимать другие существа, переживать за них. Чутко ощущать трагизм жестокости. Будила в детях сострадание, прочитав стих Т. Смертина «Белка»:

Убита белка,

На снегу она распластана лежит,

Как будто все еще бежала,

Да вдруг застыла на снегу.

Я предлагала себя представить белкой, и рассказать о своей жизни со дня рождения до гибели, от ощущений, которые белка пережила умирая. Затем предложила еще несколько жизненных ситуаций: страдающий воробышек в мороз от голода, бездомные собаки, муравей перед разрушенным муравейником. Надо сказать, что фантазия у детей не очень развита, но чувство сострадания испытывали все.

Большую работу: знакомство с рыбками, насекомыми, растениями и взаимосвязи их в природе, провела занятие «Экскурсия в подводное царство». Здесь познакомила с растительным миром, насекомыми, лягушками, рыбами морей и рек. Что случилось бы, если бы люди выловили всю рыбу в морях? Что случилось бы, если бы лягушки выловили всех насекомых? Почему некоторых рыб заносят в Красную Книгу? Помогли книги: «Рыбки» и «Тайны живой природы». Закрепила с детьми процесс появления на свет лягушек и рыб. Оживление наблюдений за растениями внес Айболит. Он познакомился с растениями и их внешним видом, дал рекомендации по уходу за ними, задал вопросы: Сколько дней листья растений остаются чистыми? В каких помещениях листья растений загрязняются быстрее? Как сделать, чтобы пыли было меньше? Для чего нужно помещение постоянно проветривать? Могут ли дети дышать невидимыми микробами? Выносят ли сквозняк комнатные растения? В конце занятия подвели итог. Чистый воздух — главное богатство для человека.

На прогулке играли в игру «Живая и неживая природа», целью ее было отличать природные объекты от искусственных, формирование у детей представления о неразрывности связи человека и природы. Раздала карточки с признаками о живой и неживой природе. Некоторые дети затруднялись, приходила на помощь Ане, Виолетте, Оксане, Диме.

На занятии «Привода и человек» познакомила с понятиями «природа» и «не природа», что к ним относится, объяснили необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Привлекла их внимание к тому, что хозяйственная деятельность влияет на качество воды, почвы, воздуха.

Показала, что природа — основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. Прочитали стих С. Викулова:

Три клада у природы есть

Вода, земля и воздух

Три ее основы

Какая бы ни грянула беда -

Целы они -

Все возродится снова.

— Как вы думаете, была бы возможна жизнь на земле без воды и воздуха? Почему? Правильно ли вносить много удобрений в почву? Будет ли урожай после кислотных дождей? Как нужно беречь землю — матушку? Как вести себя в природе? На этот вопрос ответил Дима в игре «можно — нельзя». Постаралась закрепить знания у детей о культуре поведения в природе.

Вместе с музработниками провели развлечение «мы должны беречь и охранять природу», дети смогли сделать замечания Бабе Яге и Лешему, что нужно беречь и охранять природу, так как все в природе взаимосвязано: разорив гнездо, не выведутся птенцы, птицы не смогут уничтожить вредных насекомых и т.д.

Интересны были экскурсии на луг, в парк. На лугу знакомились с разнообразием растений весной, летом. Стремилась вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен, показала, что луг — это не только растения, но и насекомые, опыляющие цветы. Прочитали стих поэта С.Вурчуна:

Давай пройдемся медленно по лугу.

И «Здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать…

Аня, Таня, Ира, Дима читали стихи о колокольчике, одуванчике, ромашке. Это оживляет интерес детей. Предложила понюхать цветы, потрогать, и здесь вопрос: Можно ли рвать цветы на лугу? Что с ними будет потом? Женя прочитал стихотворение П.Гвездослава:

Я сорвал цветок, и он увял,

Я поймал мотылька, и он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял, что

Прикоснуться к красоте

Можно только сердцем…

Тут же последовал вопрос: как это прикоснуться сердцем? Оно внутри у человека. Вместе с детьми объяснили это понятие. Дети узнали знакомые растения: клевер, василек, тысячелистник, душистый горошек. Здесь же мы провели игру «кто больше назовет лекарственных растений»

Много трав растет полезных

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Знакомила детей с поведением растений в разное время суток и погоды (открываются и закрываются). Заинтересовала книга «Цветочные часы», одни раскрываются утром, другие в полдень, третьи вечером. Таня напомнила примету «одуванчики попрятались — к дождю».

Аня нашла божью коровку и предложила рассмотреть, а затем выпустить, она тоже жить хочет. Я предложила прослушать стих «Мотылек», который Ира выучила с мамой

Я живу на лугах, и в саду, и в лесах,

Я летаю везде в голубых небесах,

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

В нем еда и питье — ароматы цветов,

Но живу я не долго, не более дня,

Будь же добрым со мною и не трогай меня.

Детей, конечно, растрогало стихотворение. Неужели мотылек живет один день? После этого дети уже ни в коем случае не ловили насекомых, не рвали цветы.

Провела фото викторину «узнай по цвету». Много было, правда, ошибок в названиях, но детям было интересно, А чтобы было меньше ошибок, будем работать с книгой «300 вопросов и ответов» Алексеевой.

В книге «Насекомые» предложила игру — упражнение «найдем такую же бабочку», смекалка не подвела Виолетту, Оксану, Веронику и Диму. Здесь же предложила провести опыт: поймать муху, перевернуть стакан дном вверх, положить корм и рассмотреть внешний вид. Казалось, обычная муха, а интерес детей был велик. Каждому поближе хотелось понаблюдать за ней.

Праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» оставил неизгладимые впечатления в душе каждого ребенка.

Экологическая тропа помогла поближе помогла познакомиться с растениями в детском саду, с их пользой.

Нарисовали план — схему, и в течение года отмечали происшедшие изменения — это деревья, цветы на клумбах, кустарники, фито огород, болото, луг, старые пни. Собирали цветы липы, делали настои, применяли их при простуде. Наблюдали на всем ростом одуванчика, делали зарисовки, познакомила детей с некоторыми блюдами из них. Дети уже не остаются равнодушными ни к одному растению.

Работа с родителями дала определенные результаты, на собрании провела анкетирование:

-знают ли они влияние окружающей среды на здоровье человека;

-придерживаются ли правил экологически грамотного поведения на отдыхе, в быту;

-учитывают ли при выборе мест отдыха и прогулок с детьми экологические условия;

-избегают ли посещения мест, расположенных вблизи источников экологической опасности;

-уверены ли в том, что летом они купаются, ловят рыбу в чистой реке;

-используют ли химические препараты на огороде и дома;

-представляют ли последствия применения этих препаратов для собственного здоровья и здоровья своих детей.

Помогли родители в организации экскурсий, собирании лекарственных растений, озеленении участка, для клумбы приносили рассаду, семена для огорода.

Таким образом, проделана большая работа по экологическому воспитанию. Дети узнали много о растениях, животных, живой и неживой природе, научились ухаживать за растениями, животными, узнали о пищевой зависимости, о взаимосвязи обитателей леса и растений, бережно относиться ко всему живому.

Анализируя свою работу, я для себя на будущее, пометила следующие задачи:

1.Совершенствовать экологические знания;

2.Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу;

3.Учить сострадать всему живому в природе;

4.Пополнить методическую литературу;

5.Пополнить практический материал.