Карта психологического изучения ребенка

Лаврентьева М. В.

Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.

Ф.И.О.______________________________________________________________________________Возраст_____________

Контакт (речевой, жестовый, мимический):- в контакт не вступает;- проявляет речевой негативизм;- контакт формальный (чисто внешний);- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;- не проявляет заинтересованности в контакте;- контакт избирательный;- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:- активен / пассивен;- деятелен / инертен;- бодрый / вялый;- работает с удовольствием / из подчинения.

Неадекватное поведение:- двигательная расторможенность;- агрессивность;- избалованность;- колебания настроения;- конфликтность;- страхи.

Состояние слуха:- норма;- тугоухость;- глухота.

Состояние зрения:- норма;- близорукость;- дальнозоркость;- косоглазие;- атрофия зрительного нерва;- слабовидение;- слепота.

Моторика:1. Ведущая рука:- правая,- левая.2. Развитие манипулятивной функции рук:- отсутствует хватание;- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);- ограничена;- недостаточная мелкая моторика;- сохранная.3.Согласованность действий рук:- отсутствует;- норма;- тремор;- гиперкинезы;- нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;- плохое переключение внимания;- внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:- адекватная (радуется одобрению, ждет его);- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);- адекватная (обижается);- нет реакции на замечание;- негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);- отсутствует оценка неудачи;- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:- крайне низкая;- снижена;- достаточная.

Характер деятельности:- отсутствие мотивации к деятельности;- работает формально;- деятельность неустойчивая;- деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).

Патопсихологическое обследование

Уровень развития деятельности:- проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;- проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

1. Адекватность употребления игрушек:- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

2. Характер действий с предметами-игрушками:- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;- процессуальные действия;- цепочка игровых действий;- игра с элементами сюжета;- сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:- низкий, ограничен;- несколько снижен;- соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)__________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительное восприятие:1. Восприятие цвета:- представление о цвете отсутствует;- сличает цвета;- различает цвета (выделяет по слову);- узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).

2. Восприятие величины:- представление о величине отсутствует;- соотносит предметы по величине;- дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);- называет величину (N – в 3 года).

3. Восприятие формы:- нет представления о форме;- соотносит предметы по форме;- различает геометрические формы (выделяет по слову);- называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:- действие силой;- перебор вариантов;- целенаправленные пробы (N – до 5 лет);- примеривание;- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):- действия неадекватны / адекватные.

Способы выполнения:- без учета величины;- целенаправленные пробы (N – до 6 лет);- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 — 6 колец):- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:- без учета величины колец;- с учетом величины колец;- пробы;- примеривание;- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши

Способы выполнения задания:- целенаправленные пробы;- перебор вариантов;- примеривание;- зрительное соотнесение.

Почтовый ящик- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);- перебор вариантов;- пробы;- примеривание;- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструирование:1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 — 3 — 4 — 5 — 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Временные представления:- части суток (N с 3 лет);- времена года (N с 4 лет);- дни недели (N с 5 лет);- понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Количественные представления:- порядковый счет (устно и пересчет предметов);- определение количества предметов;- выделение нужного количества из множества;- соотнесение предметов по количеству;- понятия «много» — «мало», «больше» — «меньше», «поровну»;- счетные операции.

Память:1. Механическая память:- в пределах возрастной нормы;- снижена.

2. Опосредованная (вербально-логическая) память:- в пределах возрастной нормы;- снижена.

Мышление:1. Уровень развития мышления:- наглядно-действенное;- наглядно-образное.

2. Элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Четвертый — лишний»:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин со скрытым смыслом:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность событий (серия сюжетных картин):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«___» ___________20__ г. Педагог-психолог