1.1. Предмет политологии и ее структура.

Понятие «политология» преимущественно употребляется в отечественной литературе. Оно образованно из греческих слов «политике» — государственные и общественные дела и «логос» – слово, учение и в буквальном переводе на русский язык означает «политическое учение». В западной литературе предпочитают употреблять понятия «политическая социология», «политическая наука», «наука о политике».

По вопросу об объекте и предмете политологии в литературе высказаны разные точки зрения. При этом одни авторы различают понятия «политология» и «политическая наука», другие рассматривают эти понятия как тождественные; одни исследователи считают, что объект и предмет политологии совпадают, другие говорят о их различии.

Исследователи, отождествляющие понятия «политическая наука» и «политология» исходят из понимания политологии как метатеории политики, включающей все дисциплины, исследующие политическую жизнь, политику, охватывающую все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе. Такой подход к определению политологии закономерно ведет к отождествлению объекта и предмета политологии, по сути, отрицает самостоятельный предмет политологии, ибо представляет политологию как совокупность всех политических знаний, добытых общественными науками.

Политическую жизнь общества, политический процесс изучают, как известно, многие науки: философия, социология, история и многие другие. Все эти науки без всяких оговорок можно назвать политическими и определять их как науки о политическом процессе. Такое определение не раскрывает специфику не только политологии, но всех других названных наук. Оно лишь указывает на совпадение их объекта.

Объект всех политических наук – политическая жизнь общества, все ее составные компоненты и их многообразные проявления. Объект этих наук совпадает, но это не означает, что они имеют общий предмет исследования. Каждая из названных и других наук, так или иначе исследующих политическую сферу жизнедеятельности общества, имеет свой предмет изучения – конкретные аспекты этой сферы. Свой предмет исследования имеет и политология.

Предметом политологии является то в политическом процессе, что связано в нем с формированием, утверждением, функционированием и развитием политической власти. Предмет политологии – закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

Изучая политическую сферу жизнедеятельности общества и составляющие ее компоненты: политические отношения, действия, институты, организации и т.д., политология рассматривает их не сами по себе, а под углом зрения выявления в них закономерностей формирования, утверждения, осуществления и развития политической власти, определения путей, форм и методов функционирования, исполнения и развития этой власти.

Исследуя закономерности формирования, утверждения и развития политической власти, политология одновременно изучает роль субъективного фактора, сознательной деятельности людей, их объединений в преобразовании политической действительности, в организации власти. Вместе с тем она дает знание о формах политического руководства и управления, о путях повышения эффективности функционирования всех политических институтов, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы. Одновременно политология дает научный анализ путей и перспектив развития политической власти.

Уясняя предмет политологии как науки, следует иметь в виду ее отличие от политологии как учебной дисциплины. Политология как наука изучает закономерности устройства, распределения и осуществления политической власти, то есть политическую реальность. Политология как учебная дисциплина предполагает освоение накопленного знания об этих закономерностях.

Изучение своего предмета политология осуществляет на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом.

На эмпирическом уровне политология отражает стороны своего предмета в их непосредственном и конкретном проявлении, не раскрывает сущности политической власти с достаточной полнотой. На теоретическом уровне исследования политология отражает свой предмет со всех сторон, раскрывает такие его внутренние связи и отношения, которые не доступны для восприятия органами чувств.

Эмпирический и теоретический уровни исследования имеют свои специфические особенности. Эти особенности обусловливают своеобразие прикладных и теоретических исследований, прикладной и теоретической

политологии, однако, не дают основания для их противопоставления.





Деление политологического знания на фундаментальное и прикладное условно и связано с его преимущественной ориентацией. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы «для чего?» и «как?». Теоретическая политология предполагает фундаментальность исследований. Ее результаты не всегда предполагают решение практических задач в данное время.

Представляя собой единство прикладного и теоретического знания, политология состоит из четырех частей: политической философии, учения об институтах, политической социологии и теории мировой политики, международных отношений.

Для добывания эмпирического и теоретического знания о предмете своего исследования политология использует разнообразные методы.

1.2. Методы политологии.

Использование политологией конкретных методов исследования в определенный момент, как и любой другой наукой, определяется спецификой той стороны ее предмета, которая изучается в этот момент в данных условиях.

Для добывания знания политология использует как общенаучные, так и частные методы исследования.

Для получения первичной информации о политических фактах политология использует методы эмпирических исследований: наблюдение, опрос, лабораторные эксперименты, анализ документов, использование статистики.

На теоретическом уровне исследования политология использует такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, мыслительный эксперимент и другие.

Среди методов исследования, используемых политологией, важное место занимают диалектический, социологический, функциональный, антропологический, исторический, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, сравнительный и другие.

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и во взаимосвязи с процессами и явлениями других сфер общества. Он позволяет увидеть источник развития этих процессов и явлений, вырабатывать наиболее общие понятия и категории.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, жилище и т.д.).

Исторический метод исследования предполагает освещение процессов утверждения, функционирования, осуществления, удержания и развития политической власти в их хронологической последовательности, требует рассматривать предмет политологии таким, каким он является в конкретных формах исторического проявления, в конкретное время.

Суть аксиоматического метода состоит в выведении путем чисто логического доказательства умозаключений, которые вытекают из некоторых исходных положений, истинность которых не требует доказательства.

Исследуя процессы борьбы за власть, утверждения, осуществления, функционирования, удержания и развития политической власти, политология выводит заключения из гипотез и других исходных посылок, истинность которых установлена не в полной мере. В этом проявляется использование ею дедуктивного и гипотетико-дедуктивного метода.

Использование системного метода при изучении предмета политологии предполагает раскрытие его в целостности, в многообразных связях и отношениях.

Критический метод исследования ориентирует на критический анализ политического процесса утверждения, функционирования и развития политической власти.

Сравнительный метод предполагает сопоставление политических явлений – политических институтов, систем, партий и т.д. – с целью нахождения их общих и специфических черт, поиска наиболее эффективных форм организации политической жизни и оптимальных путей решения, встающих перед обществом задач.

Названные и другие методы получения знаний политологией используются в самых различных сочетаниях.

1.3. Функции политологии

Понятие «функция» употребляется в разных значениях. Применительно к той или другой науке понятие «функция» обозначает ту роль, которую эта наука выполняет в жизнедеятельности общества.

Как и многие другие науки политология является многофункциональной наукой. Она выполняет описательную, объяснительную, информационную, познавательную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную, регулятивную, управленческую, охранительную, критическую, и другие функции.

Применяя определенную систему понятий и категорий, политология дает характеристику процессов формирования, функционирования и развития политической власти, раскрывает и объясняет их сущность. В этом реализуются описательная и объяснительная функции политологии.

Информационная функция политологии проявляется в том, что она позволяет получить сведения о сущности политической власти, закономерностях ее утверждения, функционирования и развития, о политической жизни, о субъектах и объектах политики и т.д.

Информационная функция политологии теснейшим образом связана с ее познавательной функцией.

Вооружая людей знанием закономерностей формирования, функционирования и развития политической власти, а также о месте и роли их в политической сфере жизнедеятельности, политология вместе с тем формирует их взгляды на политическую жизнь, политику, власть, дает им теоретическую основу для ориентации в быстро изменяющейся действительности, для оценки явлений действительности. В этом реализуется ее мировоззренческая функция.

Отражая законы формирования, утверждения, функционирования, осуществления и развития политической власти, давая их теоретическое объяснение, политология вместе с этим не только выражает, но и формирует взгляды, представления, идеалы различных общностей людей и отдельных личностей. А это означает, что она, как и многие другие социально-гуманитарные науки, постоянно выполнят идеологическую функцию.

Воспитательная функция политологии проявляется в том, что она обеспечивает передачу новым поколениям людей политического опыта предшествующих поколений. Эту функцию политология выполняет также путем участия в воздействии на сознание и поведение людей и их общностей с целью формирования их определенных социальных качеств, ценностных ориентаций и т.д.

Регулятивная функция политологии проявляется в том, что она помогает регулировать политические процессы, политические отношения.

Регулятивная функция политологии непосредственно связана с ее управленческой функцией, которая выражается в том, что она непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства и управления политическими процессами. Рассматривает проблемы, связанные с принятием политических решений.

Сущность охранительной функции политологии выражается в том, что она может защищать существующие господствующие политические системы, политические режимы, политические институты, выполнять заказы тех или иных политических сил и т.д.

Охраняя в ряде случаев существующие политические системы, политология часто подвергает их и критике. В связи с этим среди функций политологии важное место занимает ее критическая функция. Раскрывая закономерности формирования, утверждения, функционирования, осуществления и развития политической власти, политология подвергает критике функционирующие государственные структуры, другие элементы политической системы, устаревшие взгляды, представления, ценностные ориентации, идеалы. Это не только расшатывает, разрушает устаревшие политические взгляды, представления, идеи и т.д., но и расчищает путь к истинному познанию политических реалий, способствует правильному действию, формированию прогрессивных политических идей, движений, прогрессу политических отношений, институтов.

К критической функции политологии близко примыкает ее прогностическая функция. Как форма теоретической мысли политология обладает мощным прогностическим потенциалом, значительными конструктивными возможностями формирования принципиально новых политических идей, представлений, ценностных ориентаций, идеалов. На основе анализа и обобщения конкретных процессов утверждения, функционирования и развития политической власти она может не только вырабатывать практические рекомендации для решения тех или иных проблем, но и конструировать возможные варианты политической власти, политической системы и составляющих ее компонентов.

1.4. Взаимоотношение политологии с другими социально-гуманитарными науками

Выполняя разнообразные функции, политология может успешно развиваться лишь в тесном взаимодействии с другими науками – философией, социологией, историей, психологией, педагогикой и т.д.

В своих исследованиях политология опирается на философию как на свою теоретическую основу. Являясь наукой об универсальных законах развития природы, общества и мышления, философия дает политологии знание общих закономерностей развития политической сферы жизнедеятельности общества, позволяет ей установить источник развития этой сферы. Знание этих законов и закономерностей используется политологией в качестве методологической и мировоззренческой основы. Однако, на этом ее взаимоотношение с философией не заканчивается.

С другой стороны, изучая всеобщие законы, философия постоянно обращается к исследованиям их действия в различных сферах общественной жизни, которые ведут другие науки. Особенно важное значение для философии имеют исследования политологии, раскрывающие действие общих законов в процессе утверждения, функционирования и развития политической власти.

Закономерности формирования, функционирования и развития политической власти проявляются через деятельность народов, наций, классов, социальных слоев, групп, личностей. В связи с этим политология не может обойтись без выводов и обобщений социологии, которая исследует законы и закономерности развития и функционирования социальных систем, раскрывает механизм действия и формы проявления этих законов и закономерностей в деятельности различных общностей людей.

Используя знания, добываемые социологией, политология, вместе с тем «позволяет» этой науке использовать свои теоретические выводы и обобщения. Знание о классах, социальных слоях, группах, других общностях людей не может быть полным без уяснения закономерностей формирования, функционирования и развития политической власти, без учета теоретических выводов о сущности, закономерностях развития политического процесса.

Среди факторов, которые оказывают влияние на формирование, функционирование и развитие политической власти решающую роль играют материальные, экономические. Поэтому политология может успешно выполнять свою задачу, лишь опираясь на достижения экономической науки, дающей экономическое обоснование политических процессов.

Экономические науки, в свою очередь, не могут успешно развиваться без использования достижений политологии. Выводы и положения политологии составляют теоретическую базу для выработки экономической политики. Они жизненно необходимы при проведении структурных преобразований в экономике, развития хозяйственного механизма и т.д.

Политология находится в теснейшем взаимоотношении с правовой наукой. Правовая наука изучает ту сторону политической сферы жизнедеятельности общества, которая связана с регулированием отношений и поведения людей, их общностей с помощью права. Правовое регулирование отношений и поведения людей, их общностей предполагает реализацию властных функций. Только с помощью системы политической власти правовые нормы могут приобрести общезначимый и обязательный характер и утвердиться в обществе. В совокупности это означает, что политология и правовая наука могут успешно развиваться лишь при условии как бы взаимного дополнения друг друга.

Прямой и непосредственной является связь политологии с психологией, особенно социальной психологией. Для познания процессов утверждения, функционирования и развития политической власти чрезвычайно важно выявить как состояние психологии общества, различных общностей людей влияют на развитие этих процессов. Ответы на эти вопросы дают общая психология и социальная психология. Весьма важны для политологии знания, добываемые педагогикой. Свою воспитательную функцию она может выполнять, лишь опираясь на эти знания. В свою очередь, педагогика может успешно развиваться лишь в тесной связи с политологией. Политология помогает педагогике узнавать человека в важнейшей сфере его жизнедеятельности – политической сфере.

Специфика взаимоотношений политологии и этики обусловливается особенностями политики и нравственности (морали). Появившись значительно позже нравственности, политика сразу же в ее лице приобрела своего постоянного оппонента. Нравственность оценивает политические доктрины и действия с точки зрения их соответствия развитию человека не только как природного существа, но и как общественного человека, личности. Она осуждает политическую власть, политику, политические институты, которые игнорируют и попирают социальную справедливость, гуманизм. Политическая власть, политика постоянно претендует на выражение и реализацию этих принципов, но далеко не всегда это делают. Это обусловливает необходимость тесного взаимоотношения между политологией и этикой.

Необходимость тесного взаимоотношения политологии и других гуманитарных наук обуславливается общностью объекта их исследования.

Подробнее данный материал изложен в учебнике М.В.Прокопова [см. 4]. Несколько иной подход в изложении темы представлен в других ниже приведенных учебных пособиях [см. 3,6,7].

2.1. Политические учения Древнего мира и Средневековья

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на всю последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель.

Основы теоретического исследования политической жизни одним из первых заложил Сократ. Он познавал политику, формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, а в системе определенных категорий. Сократ сделал вывод о том, что основу государственной жизни составляет закон, классифицировал формы государственного устройства и правления и дал их характеристику. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, считал он, то это будет царство, если же – на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства он называл плутократией т.д.

Демокрит, поставил вопрос о возникновении общества, социальных и политических институтов. Он считал, что первоначально люди жили подобно животным. В последующем, удовлетворяя свои потребности, они создали общество. Общество, полагал Демокрит, — результат человеческих рук, ума и способностей. Важнейшим условием общественной жизни, по его мнению, является разделение труда, наилучшей формой устройства государства является демократия. Идеал общественной жизни, по Демокриту, — обеспечение хорошего расположение духа, то есть такого состояния, когда человек не подвержен действию страстей и страха.

Проблемы политической жизни глубоко проанализировал и древнегреческий философ Платон. По его мнению, для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде, жилище люди нуждаются в совместном поселении – государстве. Государство, по Платону, появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно поддерживает порядок, обеспечивает защиту людей от внешних врагов. Государство, считал он, основывается на разделении труда между свободными гражданами, которых он подразделил на три группы. Первую группу, составляют люди, у которых развито чувство справедливости, стремление к праву. Эти люди – мудрецы. Вторую группу составляют люди, которые отличаются храбростью и мужеством. Это – воины и стражи. Третью группу составляют ремесленники и крестьяне. Они должны заниматься производством материальных благ и поддерживать государство материально. Представители всех трех названных групп, считал он, живут ради государства.

Платон обосновал семь форм государственной власти. Из существовавших форм государственной власти две (монархию и аристократию) он считал правильными, а остальные четыре (тимократию, олигархию, демократию и тиранию) – искаженными. Подвергнув критике существовавшие формы государственной власти, Платон выдвинул план идеального государственного устройства. Благополучие в государстве Платон прямо связывал со степенью овладения политическим искусством правителями.

Выдающимся древнегреческим философом, политическим мыслителем является Аристотель. Он полагал, что государство принадлежит к естественным образованьям, а человек от природы есть политическое животное. Государство является высшей и всеобъемлющей формой общественной связи. Его конечная цель – обеспечение счастливой жизни, главная задача – воспитание граждан в нравственной добродетели. Гражданами являются только те, кто может участвовать в законодательной и судебной деятельности государства. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости – политическую. Наиболее полезным социальным слоем общества являются земледельцы, которые в следствие распыленности на больших территориях и специфики своего труда и образа жизни не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством. Управлением государством, по Аристотелю, должны заниматься средние слои, обладающие умеренным достатком.

Политические учения античного мира не ограничились Древней Грецией. Значительные достижения характеризуют также древнеримскую политическую мысль.

Наиболее выдающимся политическим мыслителем в Древнем Риме был Марк Тулий Цицерон (106- 43 до н.э.), который как Платон и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов. Государство он понимал как общее дело, общее состояние своего народа. Из форм государственного правления особенно неприемлемы для него были тирания и властвование клики богатых или толпы. Наилучшей формой правления он считал смешанный их вариант.

Развитие политической мысли в своеобразной форме продолжалось и в средние века. Для политической мысли средних веков в целом характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).

В период раннего Средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин, учение которого легло в основу католицизма. Взгляды Августина о политической жизни общества глубоко религиозны. Общественная жизнь, по Августину, – это борьба двух противоположных царств – грешного языческого и божественного. Первое из этих царств воплощена в государственных учреждениях, второе – в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви. По Августину, бог не только сотворил мир, но и творит его постоянно.

За верное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и был причислен к лику святых.

Дух эпохи средних веков с наибольшей полной получил отражение в доктрине Фомы Аквинского, явившегося основателем томизма. Исходный тезис всего мировоззрения Аквинского сформирован им самим. Он звучит так: «Философия – служанка богословия». Цель его политической доктрины – в обосновании закономерности и справедливости современного ему миропорядка как результата божественного творения. Государство, по Аквинскому – результат божественного творения. Божественное провидение придает государственному организму стройность, дифференцированность. Дифференцированность, полагал Фома – это подразделение людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

Аквинский был сторонником монархии. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель, но и творец государства. Государю подчиняются все. Однако светской власти, по Аквинскому, подчинены лишь тела людей, а не души. Верховная власть принадлежит церкви. Насколько бог выше человека, насколько духовная власть выше земного государя.

Фома Аквинский теоретически обосновывал необходимость инквизиции как средства для сохранения чистоты веры.

2.2. Основные политические идеи XV — XIX вв.

Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижения во всех областях культуры. Она позволила человеку рассматривать политическую жизнь с чисто земных, практических позиций. Первым, кто это сделал, оказался итальянский мыслитель, Никколо Макиавелли.

Воззрения Макиавелли практически полностью освобождены от религиозных догм. Происхождение и назначение религии он рассматривал с сугубо земных и практических позиций. Основная цель религии состоит в том, чтобы служить духовной основой для объединения народа и государства в единое целое. Он рассматривал политику независимо не только от религии, но и от морали. Макиавелли не отрицал права на существование моральных норм. Но их ценность он ставил в зависимость от того, насколько они соответствуют достижению интересов практической политики. Макиавелли обосновал целесообразность политического принципа «цель оправдывает средства». Сформулировав это принцип, он дал тем самым возможность вольно толковать соотношение целей и средств политического действия. В последующем политика, пренебрегающая законами морали, получила название «макиавеллизма».

Макиавелли ввел в науку понимание государства как общего политического состояния общества, его определенной политической организации. Государство он рассматривал как некие отношения между правителями и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних.

Развитие политической мысли в эпоху Возрождения не ограничивалось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметный вклад в развитие политической мысли внес французский политический мыслитель Жан Боден, который обосновал идею государственного суверенитета.

Значительные достижения политической мыслью осуществлены в период Нового времени. Эти достижения связаны с именами голландского ученого Гуго Гроция, английского философа Томаса Гоббса, нидерландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677)

Г.Гроций подразделял право на «естественное» и «человеческое». Естественное право вытекает из велений разума и природы человека и поэтому независимо от божьей воли. В ходе исполнения его принципов складывается право «человеческое», в результате договора между людьми возникает государство.

Попытку раскрыть земную основу государства, сделал Т.Гоббс. По его мнению, государство возникло из естественного догосударственного существования на основе общественного договора. В естественном догосударственном существовании, обладая определенными правами, люди были разобщены, находились в состоянии «войны всех против всех». Чтобы не допустить этого люди учредили государство. Объединившись в государство, люди добровольно перенесли все свои права на государя и государственные органы.

Сторонником теории общественного договора был и Б.Спиноза. Он также считал, что государство возникло на основе общественного договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свою свободу. Власть, которая управляет людьми только посредством страха, по его мнению, не может быть признана добродетельной. Людей надо вести так, считал он, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они так живут по своему собственному желанию, по своему разуму.

На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в эпоху Просвещения.

Родиной Просвещения явилась Англия. Это связано с тем, что эта страна раньше других стала на путь капиталистического развития. В последующем просветительская мысль проявилась и во многих других странах.

В Англии политическая мысль в эпоху Просвещения получила развитие в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, Т. Рида, А. Смита и других; во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбаха, Ш. Монтескье и других; в Германии – Г. Лессинга, И. Гердера; в Северной Америке – Б. Франклина, Т. Джефферсона и других; в России — Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и других.

Джон Локк был сторонником теории естественного права и общественного договора. Он полагал, что после заключения общественного договора люди сохранили за собой неотчуждаемые права: на жизнь, свободу, собственность. Локк очень высоко ценил труд. Он был глубоко убежден в том, что собственность каждого человека – это результат его труда. Локк создал учение о разделении властей, ратовал за такое государство, в котором верховенствует закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека. Он обосновал доктрину «законности сопротивления всяким незаконным проявлением власти».

Теория разделения властей в наиболее развернутом виде получила развитие в трудах французского политического мыслителя Шарля Монтескье, который сделал попытку объяснить происхождение государства, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект общественных реформ. Ш. Монтескье различал в государстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей необходимо для того, чтобы обеспечить верховенство закона, политическую свободу граждан и не допустить концентрации власти в руках какого-либо оного органа.

Жан Жак Руссо выступал с резкой критикой феодальных отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Он противопоставил им «естественное состояние», где все люди равны, свободны. Это общество он называл «золотым веком». Руссо отстаивал идею общественного договора. Он полагал, что вначале существовало естественное состояние, когда все люди были равны и свободны. Способность людей к совершенствованию привела к улучшению орудий и способов труда. Это, в свою очередь, привело к возникновению частной собственности и неравенства людей. Для предотвращения постоянных столкновений богатых и бедных, установления мира и согласия люди, считал Руссо, пришли к необходимости заключить общественный договор.

Картину государства, в котором верховенством власти, суверенитетом обладает народ, Руссо нарисовал в труде «Об общественном договоре». По его мнению, в таком государстве крупная частная собственность должна быть заменена мелкой, основанной на личном труде.

Значительный вклад в развитие политического знания внесли представители классической немецкой философии – Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и другие.

Иммануил Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания. Заслуживают серьезного внимания и социально-политические взгляды Канта. Кант дал общефилософское обоснование правового государства. Государство, считал он, действует трояким образом: создает законы, осуществляет исполнительно-распорядительную и судебную деятельность. Поэтому необходимо разделение властей, при котором приоритет должен оставаться за законодательной властью.

Идеальное состояние общества, по Канту – это мир между отдельными людьми и государством. Проект такого состояния общества он нарисовал в трактате «К вечному миру». Кант признавал равенство всех перед законом. Гражданскую свободу он понимал как право гражданина повиноваться только тем законам, на которые он сам изъявил желание.

Видным представителем классической немецкой философии явился и Иоганн Фихте, который сформулировал положение о первенстве народа над государством. По его мнению, человечество делится на собственников и не собственников. Государство является организацией собственников. Оно может требовать от каждого гражданина признания прав других, если само может достигнуть такого состояния, при котором у каждого гражданина будет собственность.

Выдающимся представителем классической немецкой философии, взгляды которого в значительной мере повлияли на развитие всей последующей политологической мысли, явился Георг Гегель. Всемирная история человечества, полагал Гегель – это процесс осознания человеком свободы. Государство, по Гегелю – сфера деятельности политической. Государственная власть состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государя. Интересы гражданского общества в делах государства представляются через законодательную власть.

Одним из влиятельнейших направлений политической мысли второй половины ХIХ века стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Краткое изложение марксистского учения дано самим K. Mapкcoм. «В общественном производстве своей жизни, – писал он, – люди выступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис; на котором возвышается юридическая и политическая надстройка… На известной ступени своего развития материальные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции…»

Центральное место в марксистском учении занимает анализ капитализма, раскрытие его структуры, функционирования. Анализируя капитализм, К. Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что в недрах этого общества постоянно присутствуют и разрастаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, трудом и капиталом. Причина этих противоречий – в неравном отношении классов к средствам производства. Для устранения этих противоречий необходимо обобществление собственности на средства производства. Осуществление этого возможно в результате социалистической революции. Эта революция, по Марксу – результат разрешения противоречий капиталистического общества. Капитализм для осуществления этой революции создает не только условия, но и силу, способную ее осуществить – пролетариат. Социалистическая революция будет означать переход к уничтожению классового деления общества, утверждению нового общества. Уничтожение частной собственности и основанного на ней классового деления общества закономерно приведет к разрушению и орудия классового господства – буржуазного государства.

2.3. Становление политологии как самостоятельной науки. Современные политические школы

До XIX века можно было говорить лишь о существовании политических взглядов в рамках философских, юридических теорий, исторических описаний, публицистических работ. Особой науки о политики не было. По вопросу об институционализации политологии, становлении политологии как отдельной науки единства мнений нет. Здесь спор идет между Германией и США. Одна точка зрения состоит в том, что политология образовалась в Германии в первой половине XIX века из правовой школы. Другая — относит появление политологии к событиям в США, происшедшим в 50-е годы XIX века.

Так как на сегодняшний день в мире доминирует американская политологическая наука, то в мировом политологическом сообществе доминирует вторая точка зрения. Согласно ей происхождение политической науки связано с именем Фрэнсиса Лейбера, который в 1857 году начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории. Это создало условия для открытия там высшей школы политической науки: в ней стали готовиться специалисты в области политологии и присваиваться ученые степени по политическим наукам. С 1886 г. стал выходить ежеквартально специализированный политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук.

В становление политологии вносили вклад не только американские ученые. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает в Западной Европе. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. На сегодняшний день невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями – М. Вебером, В.Парето и др.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864 – 1920) является классиком, не только политической, но и философской и социологической мысли. В области политологии он известен как автор учений о типах легитимности власти (традиционном, легально-рациональном и харизматическом), о сущности власти, об особенностях государства (оно имеет право на легальное насилие). До сих пор большое значение имеет его теория рациональной бюрократии. Отрывок из работы М.Вебера «Политика как призвание и профессия» представлен в хрестоматии данного УМК.

Итальянский исследователь Вильфред Парето (1848 – 1923) является создателем теории политических элит. Согласно ему вся политическая жизнь представлена борьбой двух типов элит: «львов» и «лис», сменяющих друг друга у власти.

Более подробно идеи М.Вебера, В.Парето и других классиков политической мысли будут изложены при изучении конкретных тем курса политологии.

Окончательное становление политологии как самостоятельной науки связано с решением ЮНЕСКО в 1948 году о статусе и структуре политической науки. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки.

Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологических школ.

Прежде всего, выделяются школы по географическому принципу. Наиболее представительными из них являются:

Англо-американская. Она занята разработкой проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии. Эта школа представлена таким именами как С.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и др.;

Французская. Иссследует типологии политических режимов, партийную структуру (М.Дюверже, М.Крозье, Р.Арон и др);

Немецкая. Эта школа занята сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства.

Все школы и направления также можно расположить между двумя подходами – позитивистским (бихевиоральным – от англ. behavior – поведение) и антипозитивистским. Согласно первому подходу задача политологии в исследовании эмпирически наблюдаемых фактов, поведения людей в сфере политики. Здесь внимание исследователя фиксируется на описании и объяснении имеющейся реальности, конкретных политических процессов, например, выборов. Это направление в политологии тесно связано с выполнением прикладных задач.

Согласно второму подходу политология должна иметь возможности для критической оценки имеющейся реальности и указания путей для ее совершенствовании. Это возможно сделать только с позиции общей теории, не сводимой к эмпирическим фактам, и с точки зрения политического идеала.

Классификацию политологических направлений дается также по их идеологической направленности. На сегодняшний день основными идеологическим доктринами являются либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм – идеология, в которой главной ценностью является индивид. Общество лишь средство для реализации интересов личности. Поэтому для теоретиков либеральной направленности характерно повышенное внимание к изучению роли человека в политике, его поведения, исследованию значения гражданского общества в формировании политических институтов, к поиску путей регулирования конфликтов в сфере политики, которые они считают обязательным условием социального прогресса.

Социализм как идеология исходит из того, что все социальные проблемы нужно решать исходя из первостепенной важности общественных интересов. Социалистически настроенные теоретики в формировании политических институтов отводят решающую роль населению, ищут пути для более широкого участия масс в управлении обществом.





Консерватизм является идеологией, призывающей с осторожностью относиться ко всяким преобразованиям. Исследователи, тяготеющие к консерватизму, с недоверием относятся к участию широких масс в политике, считая это делом элит. Они призывают к реализму в политике, обосновывают политические средства поддержания стабильности и порядка в обществе, высоко оценивают при этом роль государства.

2.4. История политических идей в России

В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.

В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в “Слове о полку Игореве (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.

В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром, православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую власть, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.

В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители — Феофан Прокопович, Василий Татищев и др. — говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев. Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления.

Широкий аспект политических идей был представлен в России в XIX веке. В это время поисками путей социально-политического развития занимались славянофилы, западники, народники, революционные демократы, анархисты, почвенники, марксисты и Т.Д. В это время были созданы либеральные концепции государства и права, политико-религиозные концепции.

Видными представителями славянофильства явились братья Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков. Суть их политических идей проявилась в идеализации русской старины. Они считали, что в основе развития российского общества лежит «общинное начало». Этому началу чуждо государство, аппарат которого привнесен в Россию варягами. Только развивая «общинное начало», полагали славянофилы, можно утвердить благопристойный порядок в России.

Политической мысли славянофилов противостояли социально-политические воззрения западников, среди которых наиболее видными бы ли П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин. Название «западники» они получили потому что доказывали необходимость развития России по образцу стран Западной Европы. Они выступали за отмену крепостного права. По их мнению, крепостное право должно отменить правительство, выделив при этом отпускаемым на волю крестьянам небольшие земельные наделы. Причем эту землю, полагали они, крестьяне должны выкупить к помещиков.

Революционно-демократическая политическая мысль в 40-60-х гг. XIX века проявилась в учениях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других мыслителей.

А.И. Герцен полагал, что именно Россия покажет миру пример в переустройстве жизни на социалистических началах, так как в ней, в отличие от Запада, не утвердилась буржуазная химера и для перехода к социализму есть все необходимое: сельская община, не знающая частной собственности на землю, сохранившиеся у членов общины имущество и право на надел и его обработку, общинное самоуправление.

Революционным демократом был литературный критик В.Г. Белинский, прошедший путь от чистого просветительства к революционному демократизму. Он осознавал закономерный характер развития человечества, был убежденным сторонником социалистической идеи. В отличие от А.И. Герцена В.Г. Белинский не идеализировал сельскую общину. Он видел технические преимущества производства промышленного типа.

Наиболее видным представителем демократии 60- годов явился Н.Г. Чернышевский. Он раскрыл причины появления социальных антагонизмов, классовой борьбы. Их он, хотя и переоценивал роль идейного фактора, усматривал в экономических потребностях и интересах социальных слоев и их партий.

Чернышевский утверждал неизбежность утверждения социализма. Сущность социализма он выводил из тенденций общественной жизни и рациональной организации в интересах народа и самим народом путем устранения частной собственности и замены ее общественной собственностью. В сельской общине он видел не суть социализма, а лишь средство перехода к нему.

Проблемы политики получили широкое отражение в трудах народников П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, Н.К. Михайловского.

П.Л. Лавров подчеркивал различие природных и общественных явлений. По Лаврову, сущность истории состоит в переработке культуры – традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию – сознательное историческое движение, осуществляемое «критической мыслью», которая является главной движущей силой истории. Только «критически мыслящие личности» могут двигать общество к равенству и справедливости. Для реализации своих целей такие должны объединиться в партию.

Политические воззрения П.Н. Ткачева получили отражение в концепции «экономического материализма» Механизм действия в истории «экономического прогресса» он видел в борьбе экономических интересов общественных классов и в борьбе личных интересов.

В центре социально-политической концепции Н.К. Михайловского лежит идея личности, индивидуальности. Личность, по Михайловскому, – высшее мерило ценности всех явлений общества. Она – творец истории. Идеал Михайловского – всестороннее развитие, «разнородность» личности. Личность может «разнородно» развиваться в кооперации с равными себе. Решить эту проблему сможет только социализм.

Заметным явлением в политической жизни России XIX века явился анархизм. Его идеологами и теоретиками явились М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Характерная черта анархизма – отрицание политической власти и политики. История, полагал М.А. Бакунин – шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы», государство – основной источник угнетения масс, всех социальных зол. Будущее общество, по Бакунину – строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти. Путь к такому строю лежит черед социальную революцию.

П.А. Кропоткин явился создателем так называемого «анархического коммунизма». Из биологии он перенес на общество сформулированный им «биологический закон взаимной помощи» объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории.

В 60-70 годы XIX века попытку объединить все течения политической мысли, представители которых стояли на позициях самобытности России, сделали почвенники, которые считали, что сохранившийся в народе идеал всечеловечности обеспечит усвоение Россией всего лучшего, что накоплено странами Запада, обеспечит движение к достижению счастья каждым человеком.

В XIX – начале XX в. в России были созданы либеральные учения о государстве и праве, политико-религиозные концепции.

Одним из основателей так называемой юридической (государственной) школы, исходящей из ведущей роли государства и юридических форм в историческом процессе явился Б.Н. Чичерин.

Авторами политико-религиозных концепций явились В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев. B.C Соловьев предпринял попытку объединять в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Умеренно реформистские взгляды сочетались у него с мистико-максималистской проповедью «избавления» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в «нетленный» космос красоты, теорией христианского «богочеловеческого процесса как совокупного спасения человечества». Н.А. Бердяев капиталистический строй называл «общечеловеческим» Классовой борьбе он противопоставил «внутреннее», «духовное» освобождение личности, освобождение человека из «плена необходимости»

Крупнейшим событием политической жизни в России во второй половине XIX века и в начале XX века явился марксизм.

Наиболее крупным не только распространителем марксизма в России, но и его теоретиком явился Г.В. Плеханов. Он продолжил и развил марксистское учение о роли народных масс и личности в историческом процессе, раскрыл взаимосвязь экономики и политики, дал анализ формирования и развития политической идеологии, раскрыл взаимосвязь идеологии и политики.

Непревзойденным теоретиком марксизма в России явился В.И. Ленин. Его учение стало не только продолжением марксизма, но и его качественно новой ступенью в новых исторических условиях. В ленинизме нашли теоретическое решение практически все актуальные проблемы политической жизни, политики, получили творческое развитие вопросы политической власти, политической системы, происхождения, сущности и развития государства. Он разработал учение о партии нового типа, выработал принципы стратегии и тактики партии, раскрыл роль народных масс, классов, личностей в политическом процессе, создал концепцию мирного сосуществания государств с различным социально-политическим строем и т.д.

Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайне степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.

Вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало, политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать, появившуюся в 20-30 годы концепцию евразийства. Еврозийцы считали, что Россия есть страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.

В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития» и др.

Более подробно вопросы темы изложены в ниже указанных учебных пособиях [прежде всего см. 6,7,8].

3.1. Понятие политики и ее основные виды.

Политика – это деятельность, направленная на достижение и овладение политической властью, на осуществление и удержание этой власти, основанная на осознание коренных интересов классов, социальных слоев, групп и предполагающая реализацию этих интересов.

Политика – это, по известному выражению М. Дюверже, — «двуликий Янус». «Двуликость» политики проявляется не только в том, что она как лица Януса обращена и в будущее, и в прошлое, но и в том, что творя благо, она порождает зло. Являясь инициатором и проводником многих прогрессивных начинаний, политика, с одной стороны, упорядочивает взаимоотношения людей, устанавливает порядок и справедливость в обществе, но, с другой стороны, она часто порождает зло, творит произвол, осуществляет насилие, унижает человеческое достоинство и т.д.

Политика существует во взаимоотношениях социальных слоев, групп и других общностей людей, которые являются ее субъектами и объектами. Как и всякая другая деятельность политика предлагает постановку определенных целей. Цели политики могут быть долговременными и текущими. Все они, однако, в конечном итоге сводятся или к овладению, или осуществлению, или удержанию политической власти, т.е. подчинению воли одного социального слоя, группы других социальных слоев, групп. Для достижения поставленных целей политика использует совокупность приемов, способов, методов.

В современном обществе политика выполняет разнообразные функции, которые условно можно подразделить на три группы. Первую из таких групп составляют те функции, которые связаны с реализацией коренных интересов ее субъектов, вторую – функции, реализация которых обеспечивает нормальное функционирование и развитие общества, третью – функции, осуществление которых одновременно обеспечивает реализацию интересов субъектов политики, и общества в целом. Все функции политики реализуются в деятельности.

Политика осуществляется во всех областях жизнедеятельности общества. В реальной деятельности она проявляется в разнообразных видах. Виды политики можно определить на основе разных критериев: 1) по сферам общественной жизни, 2) по ее субъектам и объектам и т.д.

В зависимости от той сферы общественной жизни, в которой осуществляется политика, можно говорить об экономической, социальной политике, в области духовной жизни

По субъекту можно выделить, например, такие виды политики, как государственная, партийная и т.д.; по объекту — политика по развитию конкретных классов, социальных слоев, групп, семьи и т.д. Практически с момента возникновения политики существуют и такие ее виды, как внутренняя и внешняя политика.

Все названные виды политики на меньших уровнях общности подразделяются на другие виды. Например, в экономической политике выделяются такие ее составляющие, как инвестиционная, финансовая, импортная, и т.д. В этой политике выделяются и такие ее виды, как политика в области промышленного производства, сельскохозяйственная политика и т.д.

Важными и относительно самостоятельными видами политики являются также внутренняя, внешняя и международная. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности ее субъекта по регулированию взаимодействия людей. внутри данной общности. Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием отношений данных субъектов с другими субъектами. Международная политика связана с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества по разрешению стоящих перед ним проблем.

Интересные соображения о специфике политики можно найти в работе классика политической мысли М.Вебера «Политика как призвание и профессия», отрывок из которой приведен в хрестоматии данного УМК.

3.2. Политическая власть, ее формы и виды.

Власть появилась вместе с возникновением человека и общества и развивается по мере их прогресса. Она представляет собой следствие объективной потребности поддержания общественного порядка.

Власть проявляется во множестве видов. Одним из наиболее важных ее видов является политическая власть. Эта власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывавшейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть.

Политическая власть – это, во-первых, подчинение с помощью различных средств и методов воле одного социального слоя, группы, личности и т.д. поведения и деятельности других людей и их общностей. Во-вторых, политическая власть – это организация общественного производства и воспроизводства в целях решения проблем, встающих перед обществом в целом. В-третьих, политическая власть – организация взаимоотношений субъекта с теми социальными слоями, которые он представляет.

Субъекты власти – это группы людей или отдельные лица, реализующие властные функции. В качестве субъектов политической власти выступают отдельные лица, партии, организации и т.д. Субъекты политической власти самостоятельно принимают решения. Они, как правило, располагают возможностями и средствами реализации своих решений, средствами контроля над реализацией этих решений.

В обществе политическая власть проявляется во всех сферах жизнедеятельности, во всех видах отношений. На всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих лиц (лидеров, работников управления и т.д.) и в зависимости от типа общества, государственного строя, режима правления власть может оформляться в двух формах – легальной, официальной или нелегальной, неофициальной. Основными формами проявления политической власти являются господство, руководство, организация, контроль.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Типология политической власти может быть построена по различным признакам: по степени институционализации – правительственная, городская, школьная и т.д.; по субъекту власти – классовая, партийная, президентская, парламентская и т.д.; по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть институтов и лиц); по социальному типу правления – монархическая, республиканская; по режиму правления — демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, и т.д. по другим признакам.

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». В реальной действительности существуют различные системы государственной власти. Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим она подразделяется на власть законодательную, исполнительную и судебную.

Специфическим видом политической власти является партийная власть.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она осуществляет организацию политической жизни общества, выполняет регулятивные функции и т.д.

В нашей учебной литературе функции политической власти нередко характеризуются со знаком «плюс». В действительности политическая власть совершает действия, которые однозначно не могут оцениваться как положительные. В оценке функций политической власти ближе к реальности зарубежные авторы. По их мнению, власть проявляет себя через следующие функции: 1) принуждение; 2) приманивание; 3) «блокирование последствий» 4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь власть); 5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от власти) 6) шантаж; 7) подсказки; 8) информационный прямой и косвенный контроль и т.д. В других учебных пособиях представлена существенно иная трактовка функций политики [см.3,5,6,7].

3.3. Легитимность политической власти. Типы легитимности.

При характеристике политической власти широко используется понятие «легитимность власти»; При этом это понятие часто отождествляется с термином «законность власти». В действительности эти понятия не являются тождественными. Власть может быть законной, но не легитимной.

Господствующий социальный слой для утверждения своего политического господства использует разные средства: политическое воспитание, физическое насилие и т.д. Вместе с тем он всеми силами стремиться добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою.

Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется называется легитимной.

Легитимация политической власти того или иного ее субъекта – это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является делегитимация, то есть утрата властью доверия, признания со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту. Легитимна та политическая власть, с которой согласны те, по отношению к кому она направлена, в противном случае она – нeлегитимна.

Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, лиц, достигается по-разному. Всё многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.

Легитимность политической власти обеспечивается, прежде всего, многовековыми традициями управления и подчинения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается традициями, называется традиционной властью.

Легитимность политической власти достигается также с помощью принятия определенных законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами, называется легальной, законной.

Легитимность политической власти может достигаться также за счет приписывания лидерами исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности лидера, преклоняются перед эти лидером, связывают с ним свое благополучие или возможность улучшения своего положения. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается доказать массам, что он обладает особыми качествами. Власть, легитимация, которой достигается за счет обожествления лидера, называется харизматической. Подробнее об этих трех типах легитимности можно узнать из приведенного в хрестоматии данного УМК отрывка из работы М.Вебера «Политика как призвание и профессия».

Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются редко. Чаще всего они дополняют друг друга в тех или иных соотношениях.

3.4. Экономика и политика.

Политика связана и взаимно обусловлена со всеми сферами общественной жизни. Особа важно взаимодействие политики и экономики, играющее решающую роль в развитии общества.

Следует отметить, что в основе этого взаимодействия лежит экономика. Её уровень развития, определяет реальные возможности политики. Политические решения должны при своей реализации опираться на те ресурсы, которые дает экономика.

С другой стороны, политика оказывает обратное влияние на экономику. Она может содействовать или препятствовать ее развитию. Идеологи раннего классического либерализма призывали к минимальному политическому вмешательству в экономику. Государство, по их мнению, должно быть «ночным сторожем», то есть лишь оберегать естественный ход экономических процессов, не вмешиваясь в них. Но уже в 19-м веке выяснилось, что экономика, предоставленная сама себе, может порождать такие негативные явления, как безработица, обнищание людей, кризисы перепроизводства, монополию производителей и связанный с нею безудержный рост цен. Развитие экономики, основанное на ничем не ограниченных механизмах рыночного саморегулирования, приобретает антигуманный характер.

Целью многочисленных социалистических проектов было, направить экономику на служение благу людей. В радикальном марксистско-ленинском политическом проекте, осуществленном в России и ряде других стран Европы и Азии, придание экономике гуманного характера связывалось с ликвидацией частной собственности и рыночных отношений. Однако опыт показал, что экономика, лишенная частной собственности и рынка теряет внутренние силы саморазвития, а ее развитие и функционирование, осуществляемые путем политического регулирования извне, со стороны государства и политических партий страдают рядом существенных изъянов: перекосы в развитии отдельных отраслей, дефициты потребительских товаров, низкое качество продукции, низкая производительность труда. Тем не менее, на сегодняшний день, несмотря на переход к от централизованной плановой экономики к экономике рыночной, от монополии общественной собственности к плюрализму форм собственности, прежняя цель политики по отношению к экономике остается. Это регулирование развития экономики в интересах отдельных людей и общества в целом. Однако уже считается, что данная цель должна достигаться не за счет разовых обманчиво простых решений (национализация, приватизация, снятие контроля над ценами и т.п.), а путем постоянного совершенствования законодательства, совершенствования работы госаппарата по контролю над выполнением принятых решений, корректировке экономических процессов в нужном для общества направлении.

Политическое вмешательство в экономику необходимо, но при этом оно должно считаться с реальными возможностями экономики и не ослаблять, а усиливать ее внутренние силы развития. Это касается и работы по формированию бюджета страны, и налогового законодательства, и проблем приватизации государственных предприятий, контроля над природными ресурсами и др. И политика и экономика не должны в своем развитии и функционировании терять главный ориентир – человека и его благо.

4.1. Личность как первичный субъект политики, её политическая социализация

Личность является элементарной единицей политической деятельности, первичным самым малым субъектом политики.

В настоящее время роль отдельной личности как субъекта политики возросла, ибо по сравнению с предыдущими периодами исторического развития увеличилась степень ее свободы в выборе того или иного варианта политического действия. Но усиливается и ее ответственность за свой политический выбор, за свои действия и их последствия.

Этот тезис справедлив и по отношению к России. В конечном итоге, та сложная ситуация, которая сложилась в России, есть результат выбора отдельных личностей. Далеко не всегда, однако, личность бывает достаточно зрелой, чтобы сделать правильный выбор. Вот почему расширение границ свободы, должно быть соизмеримо с возможностями личности правильно, не во вред лично себе и обществу в целом ее использовать.

Роль отдельных личностей в политической жизни неравнозначна. Есть индивиды, оказывающее значительное влияние на политическую ситуацию, и есть большинство индивидов, роль которых в политическом плане малозаметна. Это связано как с объективными, не зависящими от личности обстоятельствами, так и с обстоятельствами субъективного плана (отсутствие у личности желания заниматься политикой, соответствующих навыков, опыта и т.п.).

Отдельная личность становится субъектом политики, лишь осознав свои интересы и овладев определенными политическими знаниями и навыками. Процесс усвоения личностью политического опыта есть политическая социализация личности. Политическая социализация является частью общей социализации личности.

Политическая социализация – это постоянно совершающийся процесс. Выделяется три стадии этого процесса: дотрудовая, трудовая, послетрудовая социализация.

Политическая социализация происходит:

а) стихийно, под влиянием социальной среды;

б) в результате целенаправленного воздействия (политического образования и воспитания).

В качестве институтов политической социализации выступают семья, школа, вуз, СМИ, общественная организация, политическая партия, государственные органы пропаганды и др. В настоящее время особо велика роль средств массовой информации, прежде всего, электронных (радио, телевидения). Агентами политической социализации являются родители, учителя, преподаватели общественных наук в вузах, журналисты, телекомментаторы и др.

В последние полтора десятилетия политическая социализация населения России сопровождалась большими трудностями. Это было связано с тем, что вместо одной общей для всех политической идеологии в обществе стали существовать несколько конфликтующих друг с другом идеологий. Ситуация в стране отличалась крайней нестабильностью, резкими переменами. Отдельным индивидам было трудно соотнести себя с определенными политическими целями, сориентироваться в меняющейся обстановке. Люди часто чувствовали себя обманутыми политиками, разочаровывались в своем выборе, что порождало чувство растерянности, отчуждения от политики.

4.2. Политические лидеры

К индивидам, оказывающим значительное влияние на политический процесс, относят политических лидеров.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст