Лидер (от англ. leader – ведущий) – человек, за которым признается право принимать решения.





Лидерство существует во всех сферах общественной жизни. На вопрос, чем определяется лидерство в политической сфере, нет единого ответа. В науке существует несколько концепций, объясняющих феномен лидерства в политической и других сферах.

1. Теория черт. Согласно ей, лидером может быть только человек, обладающий определенными качествами (единства мнений относительно того, какие это качества – нет).

2. Ситуационная теория. Предполагается, что различные ситуации требуют от лидеров различных черт. Лидером в ситуации становится тот член группы, у которого соответствующая черта максимально развита. Разнообразие жизненных ситуаций дает возможность любому члену группы стать на время лидером.

3. Теория последователей. Согласно этой теории лидер есть нечто производное от тех людей, которые его выдвигают в качестве лидера и готовы ему подчиняться.

4. Синтетическая теория. Лидер рассматривается как производное трех факторов: 1) сам лидер; 2) ситуация; 3) члены группы.

При анализе конкретного политического лидерства синтетическая теория видится предпочтительнее других.

Политические лидеры необходимы обществу в силу важности выполняемых ими функций. К ним относятся:

диагностическая. Лидер должен правильно оценить ситуацию, предложить способы решения имеющихся проблем;

директивная. Лидер дает указания, как и что делать;

мобилизующая. В функции лидера входит задача вдохновить общество, «поднять» его на достижение поставленных целей.

Политические лидеры отличаются один от другого, что объясняется как своеобразием индивидов, выполняющих функции лидера, так и спецификой ситуации в какой они действуют. Существует несколько типологий политических лидеров.

М. Вебер выделил три типа политических лидеров (подробнее об этом смотрите в уже указанном отрывке из его работы, помещенном в данном УМК):

1.Традиционный тип – авторитет этих лидеров основан на обычае, традиции (вожди племен, монархи и т.п.);

2.Рационально-легальный – это лидеры, избранные демократическим путем;

3.Харизматический – лидеры этого типа наделены, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. К лидерам подобного типа можно отнести Ленина, Сталина, Мао, Гитлера, Ельцина в начале 90-х гг. и др.

В зависимости от взаимоотношений руководителя и подчиненных выделяют авторитарных и демократических лидеров.

Распространена типология по преимущественной ориентации политического лидера на определенный вид деятельности. При этом выделяют лидера-теоретика, лидера-агитатора лидера-организатора. Следует отметить, что в реальном политическом процессе тот или иной тип политического лидерства редко встречается в чистом виде. Обычно конкретный политический лидер в разной мере несет в себе черты нескольких типов.

От политических лидеров многое зависит в политическом процессе. Лидеры-руководители государства в значительной мере определяют судьбу страны. Поэтому важна компетентность масс при выборе своих лидеров, их готовность к постоянному контролю над деятельностью лидеров.

4.3. Политическая элита и ее роль в политической жизни.

Для выделения групп людей, оказывающих наиболее значимое влияние на политический процесс, используют понятие «политическая элита».

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества группа лиц, оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений.

Политическая элита может быть правящей, властвующей, непосредственно обладающей государственной властью и оппозиционной (контрэлитой). Политическая элита неоднородна, но она интегрирована единым интересом – обладание властью.

Термин «элита» ввел в политическую науку Вильфред Парето (1848-1923). Он рассматривал историю как борьбу элит (циркуляцию элит), в основе чего лежит смена циклов развития общества. Роберт Михельс (1876-1936) сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому в любом даже самом демократическом сообществе для обеспечения эффективности управления выделяется специальная группа людей, обладающая соответствующими знаниями и навыками. С этой мыслью Р.Михельса можно согласиться: действительно, во всех обществах мы можем обнаружить деление на правящее меньшинство (политическую элиту) и управляемое большинство.

Политическая элита выполняет важную роль в обществе: она принимает решения и мобилизует население на их выполнение.

От качества политической элиты во многом зависит судьба страны. Поэтому в любой стране должно уделяться большее внимание отбору элиты (ее рекрутированию). Отбор элиты может быть закрытым, как это было в советский период, как это происходит при авторитарных и тоталитарных режимах, или открытым – путем свободных выборов. Предпочтительнее второй способ, но он несет в себе элемент риска, когда в состав элиты попадают люди по интеллектуальным или моральным качествам не способные к управлению.

Важные положения по теории элит вы можете также найти в отрывке из работы О.В. Гаман-Голутвиной «Определение основных понятий элитологии», приведенном в хрестоматии данного УМК.

В России властвующая политическая элита состоит на 2/3 из представителей прежней советской номенклатуры (бывшие партийные комсомольские деятели, работники советских органов). В нее входят также представители бизнеса, интеллигенции. Российская политическая элита подобранная, во многом открытым способом, в полной мере не справилась с возложенными на нее функциями. Элита должна быть своего рода «творческим меньшинством», дающим нестандартные ответы на вызов обстоятельств. Российская властвующая элита, слепо следуя рецептам Запада, поставила страну в сложное положение. Российскую элиту упрекают также в своекорыстии и безответственности. В большей мере эти качества характерны для федеральной политической элиты, в меньшей — для региональной. Многие исследователи говорят о необходимости смены (ротации) российской политической элиты. Но вряд ли у России есть значительный «элитарный резерв». Качества политической элиты есть отражение состояния человеческого потенциала страны в целом.

4.4. Народ, классы, нации, социальные слои и группы как субъекты политики

Народ. В науке нет единого определения понятия народ. Исследователи единодушны лишь в том, что народ всегда представляет собой часть населения. Неясным остается, какая часть. Народ отождествляли и отождествляют с «производителями материальных благ», «трудящимися», «всеми, кто участвует в прогрессивных преобразованиях» и др.

В любом случае народ редко выступает в качестве единого субъекта политики. Обычно это относится к периодам большой опасности, грозящей стране, периодам войны. В обычной, спокойной ситуации нет народа как субъекта с едиными интересами, нет какой-либо единой общенародной воли и искать ее означает исходить из иллюзии, на которой произросли тоталитарные режимы.

Население любой страны разделено на социальные группы, со специфическими интересами, и, как считают многие исследователи, именно эти группы являются реальными субъектами политической жизни. К ним можно отнести социально-демографические группы (возрастные, половые группы), этнические, религиозные, территориальные общности. Но наиболее значима роль таких групп как классы

Классы. Классами называются большие группы людей, отличающиеся неравным доступом к социальным благам. В науке нет единых критериев для выделения классов. В марксистской теории акцент делался на неравенстве в обладании средствами производства. В других теориях (М.Вебер и др.) считалось, что классы отличаются один от другого доходами, престижем, властью и др.

В разных политологических традициях роль классов оценивалась по-разному. Марксистская теория в борьбе между классами видела источник развития обществ. В рабовладельческом обществе – это борьба между рабами и рабовладельцами, в феодальном – между феодалами и крепостными крестьянами, в буржуазном – между капиталистами и пролетариями. В настоящее время большинство исследователей считает, что говорить о классах как об единых субъектах политической жизни можно лишь применительно к 19-му – началу 20-го веков. На сегодняшний день классы не представляют собой социальные группы, с тождественными интересами, общими политическими ориентациями и единой направленностью действий. Так на выборах представители одного и того же класса, например, рабочего класса, поддерживают партии с противоположными политическими ориентациями.

В современной России политическая активность связана, прежде всего, не с традиционной классовой дифференциацией, а с такими факторами, как:

- отраслевая принадлежность (занятые в сыръедобывающих отраслях имеют доходы неизмеримо большие, чем работники в обрабатывающих отраслях и в госбюджетной сфере);

- степень экономического благополучия конкретной организации (работники равной квалификации, равной результативности в экономически процветающих организациях могут получать во много раз больше, чем в экономически неблагополучных);

- проживание в том или ином регионе (экономические условия более благоприятны в сыръедобывающих и приграничных регионах);

- наличие дополнительного источника доходов и др.

В силу этого в современной России политическая борьба не носит открыто классового характера.

На сегодняшний день для социальной дифференциации чаще всего используется деление, где главным критериями считаются не отношение к собственности и род занятий, а исключительно доход. На основе этого выделяют низший, средний и высший классы. Считается, что стабильность общества определяется наличием многочисленного среднего класса. В странах Запада он составляют около 2/3 общества. В России он по самым смелым оценкам включает в себя не более 1/5 россиян: преобладает низший класс и имеется незначительный высший класс, составляющий 1-2% населения страны. Различия в условиях жизни низшего и высшего классов крайне велика, что вызывает полярность их интересов. В условиях резкой экономической дифференциации трудно достигнуть консолидации общества и его политической стабильности.

Нации. Заметным политическим субъектом является нация. Политический лексикон полон слов «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национальные интересы», «национальное согласие» и др. Однако слово (термин) «нация» многозначен и используется в разных значениях. Наиболее употребительными являются следующие:

Нация – это совокупность граждан определенного государства (страны). Это нация-государство, территориальная нация. Например, российская нация, куда входят представители различных национальностей;

Нация – наивысшая степень развития этноса (совокупности представителей одной определенной национальности), живущего на определенной территории и связанного общностью экономической и духовной жизни. Это – этническая нация. До нации этнос существовал в таких формах как племя, народность. В данном случае мы можем говорить о русской, татарской, чеченской, якутской и др. нациях проживающих на территории России.

В первом значении нация как субъект политики совпадает, по существу с населением той или иной страны. В таком понимании нация будет рассмотрена в теме, касающейся международной политики.

Нация как высшая форма развития этноса формируется в качестве субъекта политики при наличии достаточно развитого национального самосознания у представителей этого этноса. Они должны осознать себя как особую группу с особыми интересами. В формировании национального самосознания велика роль гуманитарной интеллигенции и национальной политической элиты. Национальное самосознание может быть развито в разной мере.

Этническая нация, сформированная как субъект политики, начинает вести борьбу за самоопределение, высшей формой которого является создание собственного государства. На сегодняшний день членами ООН являются около 200 государств. Совокупность этносов, не имеющих собственного государства, ряд исследователей называют «четвертым миром». Их по разным оценкам от 1 до 4 тысяч. Почти 300 наций (этносов) борются за создание собственных государств (в России – чеченцы, в Грузии – абхазы, в Турции — курды и т.п.). Даже в спокойной Европе наблюдается этнический ренессанс: так за создание отдельного государства борются баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании и др. Примерно у 1/3 из этносов, стремящихся к созданию собственного государства, есть шансы на успех. Однако этнические нации могут решать свои проблемы, не образуя отдельного государства, в рамках культурно-национальной или государственной автономии. Об этом свидетельствовал опыт Советского Союза, когда отсталые во многих отношениях этнические нации в значительной мере преодолели свое отставание в составе большого союзного государства.

Более подробное изложение материала по теме Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см. 6,7 и др.].

5.1. Политическая система, ее сущность, структура, функции

Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.

Основными компонентами содержания политической системы являются:

институциональный (государство, политические партии, СМИ и другие организации)

нормативно-регулятивный – политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;

функциональный (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти);

информационно-коммуникативный;

политического сознания.

Функции политической системы можно разделить на функции при «входе» и при «выходе». «Входные функции» осуществляют неправительственные организации: политические партии, независимые СМИ, группы интересов. К функциям на «входе» относятся:

-политическая социализация. Это процесс освоения политики как особой сферы деятельности;

-политическое рекрутирование – заполнение ролей в политической системе (выборщик, депутат, министр, президент и т.п.);

- артикулирование интересов. Это выражение интересов различных слоев населения. Этим заняты группы интересов;

- агрегирование интересов. Это обобщение, систематизация интересов, оформление их в заявления, программы, законодательные инициативы. Эту функцию выполняют, в основном, политические партии;

- политическая коммуникация – обеспечивает связь между элементами политической системы и средой, т.е. обществом в целом. Этим, прежде всего, заняты СМИ.

«Выходные функции» осуществляют государственные структуры. Это следующие функции:

- нормотворчество – выработка законов, общих целей и стратегии их достижения;

- применение правил и норм;

- контроль над соблюдением правил и норм;

Две последних функции выражаются в повседневной практической деятельности государства по реализации общих целей, и обеспечению должного порядка.

Эффективность политической системы определяется успешным выполнением ею своих функций, когда она не разделяет и не раскалывает общество, а способствует его интеграции и развитию.

5.2. Типы политических систем.

Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому, отличается бывшим многообразием.

Марксисты опирались на такие критерии, как тип общественно-экономической формации. Соответственно в историческом плане выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

В зависимости от культуры общества, которая отражена в формах организации власти, говорят об англо-американском, континентально-европейском (отличающемся сильной ролью государства), восточно-азиатском (отличающемся определенной совокупностью политических норм, основанных на морали и философии конфуцианства) и т.п. типах политической системы.

В зависимости от формы государства выделяют монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские), унитарные, федеративные и конфедеративные политические системы.

В зависимости от развитости различают традиционные и модернизированные политические системы.

Политические системы бывают открытыми, имеющими динамичную структуру и широкое взаимодействие со сферой, и закрытыми – с жестоко фиксированной структурой и слабыми контактами с внешним окружением.

В зависимости от централизации власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократических системах власть разделена и рассредоточена, децентрализована, в автократических – централизована, сконцентрирована в руках одного субъекта.

Возможны и другие типологии политических систем

Однако наиболее известна типология по политическо режиму. Политический режим – функциональный аспект политической системы. Политический режим характеризуется методами, способами осуществления власти.

Наиболее распространена на сегодняшний день классификация, согласно которой выделяются тоталитарный, авторитарный, демократический политические режимы. Соответственно выделяются и тоталитарная, авторитарная, демократическая политические системы.

5.3. Тоталитарный и авторитарный политический режимы

«Тоталитаризм» (от лат. totalitas – полнота, цельность, totalis – весь, полный, целый). В литературе выделяют следующие основные черты тоталитарного режима:

признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;

господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;

существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;

всеобщий контроль над СМИ;

централизованное управление экономикой.

Как реальный политический режим тоталитаризм возник в 20-м веке. Исследователи выделяют три вида тоталитарного политического режима:

коммунизм;

фашизм;

национал-социализм.

Можно говорить и тоталитарных теократических режимах. Примером являлся режим талибов в Афганистане, политический режим в Иране при аятолле Хомейни.

Тоталитаризм не есть некое случайное явление. Это есть определенный, но тупиковый способ разрешения социальных противоречий.

Авторитарному (от лат. autoritas – власть, влияние) политическому режиму присущи следующие черты:

Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа);

Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению; монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику;рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения, сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

Исходя из перечисленных признаков, можно дать следующую интегральную характеристику данного режима: авторитарный политический режим – неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах.

Авторитарные политические системы очень разнообразны: монархии, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большую часть политического периода своего существования человечество прожило в условиях авторитарных режимов. И в настоящее время значительное число государств, особенно молодых, существуют при авторитарном политическом режиме.

5.4. Демократический политический режим

Минимальными признаками демократического политического режима являются:

- юридическое признание и институциональное выражение суверенитета власти народа;

- периодическая выборность органов власти;

- равенство прав граждан на участие в управлении государством;

Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Здесь названы именно минимальные признаки демократических политических режимов. Они при описании реально существующих режимов, которые представляют собою зрелые демократии, уточняются и дополняются.

Различают следующие виды демократии:

Прямая. Здесь власть народа выражается через решения, принимаемые непосредственно всем населением. Примером могут быть военная демократия, когда решения принимались всеми мужчинами- воинами, афинская демократия, вече в средневековых республиках Пскова и Новгорода и др.;

Плебисцитарная. В данном случае народ выражает свою волю по особо важным вопросам через плебисциты – референдумы;

Представительная (репрезентативная). Этот вид демократии характеризуется выражением воли народа через его представителей, которые принимают решения, собираясь в форме парламента, совета и т.п.

В истории человечества существовало множество демократических политических режимов. Часто говорят о таких исторических типах демократии как:

- античная (афинская демократия, Римская республика и др.);

- средневековая (города республики в Италии, Северной Германии, России);

современная.

В исследовании демократии следует различать нормативный подход (с позиций идеала) и эмпирический (изучение реально существующих демократических процедур). Рассуждая с позиций идеала, следует сказать, что он нигде в полной мере не осуществлен, что «чистой демократии» нигде нет, в то же время мы вполне можем говорить о демократичности того или иного режима, как присутствии в нем, пусть не в полной мере черт этого идеала.

К демократическому политическому режиму надо подходить с эволюционных позиций, рассматривая нарастание или уменьшение элементов демократизма. Здесь не годится утверждение «Демократия или есть, или её нет». Демократии может быть больше или меньше. В этой связи заслуживают внимания соображения об особенностях становления демократии в России, высказанные в работе Т.П. Лебедевой «Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований», отрывок из которой приведен в хрестоматии данного УМК.

Более подробное изложение материала по теме в целом Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см. 4,5,6,7 и др.].

6.1. Государство, его сущность и место в политической системе.

Государство – элемент политический системы, совокупность учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

В качестве признаков государства выделяют:

1. Наличие публичной власти, то есть власти, не совпадающей с населением, представленной совокупностью особых организаций, особых групп населения. Первобытное общество было основано на самоуправлении, когда не было специального органа управления, и власть осуществлялась всем населением, чаще всего его мужской частью, власть совпадала с населением;

2. Территориальный принцип управления. До появления государства управление велось по родоплеменному принципу;

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В обществе много властей – экономическая, семейная, партийная и др., но государственная власть – высшая власть;

4. Монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законное право применять насилие для защиты общества, обеспечения правопорядка. Насилие, осуществляемое другими элементами общества, даже насилие, казалось, с благими целями (наказание преступника), незаконно;

5. Право на взимание налогов с населения.

Государство является главным элементом политической системы, за обладание которым борются все субъекты политики. Овладев государством, они получают власть над обществом в целом.

6.2. Происхождение государства и его исторические типы

Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе его не было. Появлению государства способствовали следующие факторы:

1. Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в особую отрасль и с целью повышения его эффективности образование специального органа;

2. Разделение общества на противоборствующие классы и появление в связи с этим необходимости в специальном органе, который бы удерживал их противоборство в определенных рамках, обеспечивая тем самым целостность общества;

3. Демографические факторы, а именно: рост численности и плотности населения, переход его от кочевого к оседлому образу жизни. Это вызвало потребность в новых более совершенных формах управления.

В теориях происхождения государства называются и другие факторы, оказавшие в той или иной мере влияние на формирование государства.

В ходе истории государство менялось, вследствие чего можно выделить исторические типы государства. В марксистской традиции исторические типы государства выделялись в соответствии с типами общественно-экономических формаций, т.е. говорилось о рабовладельческом, феодальном, буржуазном, социалистическом государстве. В настоящее время используют деление на традиционный тип государства (исторически первый) и конституционный. Если традиционное государство не ограничено в своих действиях каким-либо формальным, правовым законом, то конституционное государство действует в рамках конституции.

6.3. Формы государства

Под формой государства понимают способ организации и осуществления государственной власти. Различаются:

1.форма правления;

2.форма государственного устройства;

3.политический режим.

Если первые две формы характеризуют структурную сторону государства, то третья функциональную.

Форма правления определяется тем, как организуется верховная власть, каков ее источник (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (регулируется она в соответствии с законом или нет). Выделяются две основных формы правления:

Монархия: здесь власть передается по наследству. Монархия, в свою очередь, подразделяется на абсолютную монархию и конституционную (последняя в отличие от первой действует в рамках закона – конституции);

Республика: верховная власть избирается. Республика может быть парламентской (основная власть сконцентрирована в руках парламента) и президентской (основные властные полномочия принадлежат президенту).

Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства, мерой автономии частей по отношению к целому. Здесь выделяется:

Унитарное государство. В нём отдельные регионы обладают незначительной автономией по отношению к центру. Примерами унитарных государств являются Франция, Польша, Белоруссия и др.

Федеративное государство. Для него характерны: значительная автономия регионов, а значит и относительная независимость региональных властей от центра, наличие особого регионального законодательства (Россия, США, ФРГ, Индия и др.).

Иногда говорят о конфедерации, но это неустойчивое объединение государств с предельно широкой автономией входящих в нее регионов, как правило, кратковременное.

6.4. Функции государства, механизм их реализации

Место и роль государства в политической системе и обществе во многом определяется его функциями. Они делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

1) защита существующего социально-экономического и политического строя;

2) регулирование взаимоотношений между различными социальными группами (социально-классовыми, этническими, религиозными, профессиональными, демографическими, территориальными и др.);

3) регулирование экономической жизни;

4) обеспечение законности и правопорядка;

5) культурно-воспитательная функция;

6) регулирование взаимоотношений общества с природой и др.

Внешними функциями государства являются:

1) защита интересов страны на международной арене;

защита суверенитета и территории;

2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности;

3) поддержание взаимовыгодных отношений и развитие сотрудничества с другими странами;

4) участие в международном разделении труда;

5) участие в решении глобальных проблем и др.

Для осуществления указанных функций государство формирует совокупность организаций, которые представляют собой государственный механизм, включающий в настоящее время следующие элементы:

1)представительные органы государственной власти. Их легитимность определяется тем, что они формируются прямым волеизъявлением граждан. Различают несколько уровней этих органов: от высших до местных;

2)исполнительно-распорядительные органы. Их назначение – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительскую (осуществление указание представительных органов) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Эти органы могут быть различных уровней;

органы судебной власти;

органы прокуратуры;

органы государственного контроля;

органы охраны общественного порядка;

органы государственной безопасности;

вооруженные силы.

6.5. Проблемы разделения власти

В обществе существует много видов власти и власть в целом поделена между ними. Если говорить о политической власти, то государственная власть – это ее главный элемент. В средние века с нею соперничала власть церкви. В самом государстве также довольно рано происходило разделение власти. Прежде всего, нужно отметить разделение полномочий на центральном и местном (региональном) уровнях.

В современном виде концепция разделения власти на 3 вида власти (законодательную, исполнительную, судебную), была представлена Ш.Монтескье в 18-м веке. Принцип разделения власти осуществлен в настоящее время повсеместно.

Целесообразность разделения власти обуславливается:

во-первых, необходимостью, четкого определения функций, компетентности и ответственности каждой ветви власти;

во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры;

в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти;

в-четвертых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.

Отношения между властями всегда в той или иной мере конфликтны. Важно, чтобы эти конфликты протекали в мирных формах. Примером вооруженного противостояние ветвей власти являются события в октябре 1993 года в России, когда законодательная власть в лице Верховного Совета РФ вступила в конфликт с исполнительной властью в лице президента.

На сегодняшний день исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента, об инертности судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональными уровнями власти.

6.6. Особенности современного российского государства

К высшим органам государственной власти в России относятся: Президент Российской Федерации – глава государства. Президент России, согласно Конституции РФ, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (Ст.80). Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Конституцией РФ предусмотрена значительная концентрация власти в руках президента.

Президент России избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Президент наряду с общим руководством государством в той или иной мере выполняет и функции трех ветвей власти: в большей мере исполнительной (осуществляет руководство правительством), законодательной (издает указы, подписывает законы принятые парламентом), в меньшей мере судебной (выносит решение о помиловании).

2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – представительный и законодательный орган государства. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти.

От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович. Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением.

3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства. Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ.

4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти.

Конституция РФ четко определяет, что наше государство – это республика. Российскую Федерацию можно определить как республику смешанного типа – парламентско-президентского, так как правительство подотчетно одновременно и парламенту, и президенту.

Российская Федерация состоит из более чем 80 государственных образований: республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Эти государственные образования называются субъектами Федерации. Число субъектов Федерации сокращается в силу слияния ряда из них: на сегодняшний день речь идет о вхождении нескольких автономных округов в более крупные образования (края, области). Субъекты Федерации, по Конституции, равноправны, они создают свои представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, вправе устанавливать свои государственные языки при том, что государственным языком на всей территории России является русский язык. Субъекты Федерации имеют свое законодательство, которое, однако, не должно противоречить федеральным законам. Так, в субъектах Федерации различны нормы законов о выборах местной власти, законов, регулирующих налогообложение и т.п.

Высшим законодательным органом Белгородской области является областная Дума, которая состоит из 35 депутатов. Высшее должное лицо области – губернатор, ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. (В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.) Исполнительная власть осуществляется также администрацией и правительством Белгородской области.

Наряду с государственным управлением в Российской Федерации действует местное управление (самоуправление). Местное (муниципальное) самоуправление – это самоорганизация деятельности местного территориального сообщества для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Выделяются два уровня субъектов местного самоуправления. Но первом «низовом» уровне – это сельские и городские поселения. На втором «верхнем» уровне находятся городские и муниципальные округа. Городской округ должен включать в себя не менее 100 тысяч населения. Это отдельный город или его часть. Муниципальный район включает в себя городские и сельские поселения.

6.7. Правовое государство и гражданское общество

Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в это случае государство станет правовым. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Как полагают исследователи и подтверждает практика правовое государство неразрывно связано с гражданским обществом

Гражданское общество представляет собою систему негосударственного социального самоуправления организованных групп населения. Под гражданским обществом, иными словами, понимается определенное качество населения общества, а именно, его способность к самоорганизации, самоуправлению и контролю над государством. Если в стране не развито гражданское общество, то импульсы управления страной исходят исключительно от государства, оно является единственным и полновластным «хозяином» в стране и, будучи бесконтрольным, часто действует во вред обществу в целом, допускает произвол, не соблюдает законов.

Для того чтобы государство стало правовым население должно стать гражданским обществом. Гражданское общество требует граждански активных людей, не замыкающихся в кругу своей семьи, а стремящихся участвовать в решении социально значимых проблем на производстве, по месту жительства, в регионе, в стране в целом. Интересные соображения о гражданском обществе высказаны в работе В. Граждана «Гражданское общество как система негосударственного управления», выдержки из которой приведены в хрестоматии данного УМК.

За истекшие 10-15 лет в плане формирования гражданского общества в России произошли серьезные сдвиги, но и на сегодняшний день эта задача остаётся крайне актуальной. Для функционирования гражданского общества необходим достаточно представительный средний класс. Если в странах Запада он составляет примерно 2/3 общества, то в России не более 15-20%. Обнищавшее население, борющееся за элементарное выживание, отчуждено от политической жизни. Оно еще не имеет ни достаточных навыков, ни желания в отношении самоорганизации, самоуправления, контроля над государством, что во многом объясняет часто встречающийся произвол со стороны различных звеньев государственного аппарата. Без гражданского общества при слабом государстве, его ослаблении – наступает хаос и архаизация, что показал опыт России и стран СНГ.

Более подробное изложение материала по теме Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см.6, и др.].

7.1. Политическая партия и ее роль в обществе



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст