Термин «партия» происходит от латинского «pars», что означает часть.

Понятие «партия» уже использовалось в древнем (античном) мире для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политическая партия в современном ее понимании возникла лишь в Х1Х веке, как следствие развития парламентаризма и расширения числа избирателей, когда встала задача мобилизации сторонников тех или иных идей, того или иного лидера для обеспечения победы на выборах.

Политическая партия — это организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Главная специфическая особенность политической партии как общественного объединения — это открытая борьба за политическую власть. Другие общественные объединения (молодежные, женские, профессиональные, любительские и др. организации) не добиваются прямого контроля над политической, государственной властью.

Структура партии. Партия представляет собой совокупность разнокачественных групп людей. Среди них выделяют следующие группы:

а) лидеры;

б) партийная бюрократия;

в) «мозговой штаб», включающий в себя идеологов партии;

г) партийный актив;

д) рядовые члены партии.

Существенную роль в судьбе партии играет партийный электорат, сторонники партии, «сочувствующие» партийной программе и т.п.

Политическая партия является посредником между гражданским обществом (населением) и государством, при этом она выполняет ряд важных функций. Основные из них:

Представительская – партия представляет интересы той или иной части населения в выборных органах власти;

Теоретико-идеологическая — научное обоснование, оформление интересов населения в виде политических программ, доктрин и т.п.

Организационно-мобилизационная:

- организация борьбы за государственную власть, ее завоевание, удержание;

– организация взаимоотношений с другими общественными объединениями (партиями, организациями, движениями).

Подготовка и выдвижение политических лидеров, кадров для госаппарата, средств массовой информации;

Просветительская – политическое образование,

информирование членов партии и всего населения, формирование общественного мнения.

7.2. Классификация политических партий

В настоящее время в мире существует несколько тысяч партий. Для изучения этого многообразия партий создано несколько классификаций (типологий) партий Типология партий проводится по разным основаниям (критериям):

1. По социально-классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.

2. По идеологической направленности выделяются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, националистические, конфессиональные, монархические, фашистские, анархистские и др. партии. При этом часто говорят о левых, правых и центристских партиях. Главный критерий, по которому они отличаются друг от друга – это их взгляды на организацию экономической жизни общества. Левые партии – это партии, тяготеющие к общественной собственности, к уравнительности в распределении благ, к регулированию рынка со стороны государства (коммунистические, социал-демократические и т.п. партии). Правые партии – это партии, делающие ставку на частную собственность, на рыночное саморегулирование, выступающие против эгалитаризма в области экономики (либеральные, консервативные и др.).

3. По отношению к существующему строю, к социальным преобразованиям партии делятся на революционные, радикальные, прогрессивные, реформистские, реакционные.

4. По условиям деятельности выделяются легальные, полулегальные, нелегальные партии.

5. По месту в системе государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные.

6. В соответствии с характером членства выделяются кадровые и массовые партии. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, рыхлостью. Эти партии ориентированы на победу на выборах и опираются, прежде всего, не на массы, а на партийный актив (демократы и республиканцы в США). Массовые партии стремятся вовлечь в свои ряды как можно больше членов, т.к. существенный источник их финансирования — членские взносы. Для массовых партий характерно фиксированное членство, четкая структура, централизация.

7. По характеру своей деятельности партии подразделяются на парламентские и авангардные. Парламентские партии связывают свою борьбу за власть с выборами в представительные органы власти. Авангардные же партии не ограничиваются борьбой за депутатские мандаты. Они ведут большую работу вне стен парламента: на производстве, по месту жительства. Эти партии формируются на общей для ее членов мировоззренческой основе. Авангардные партии часто претендуют на обладание единственно верным учением, согласно которому они стремятся преобразовать общество.

8. В зависимости от роли идейного основания можно выделить следующие партии:

- доктринальные. Эти партии по существу создаются для практического воплощения той или иной идеи. Доктринальные партии подразделяются на идеологические (примером могут быть коммунистические, националистические партии) и религиозные.

- прагматические. В этих партиях идеология подчинена задачам решения актуальных проблем и может меняться в зависимости от ситуации. К такой партии можно отнести Аграрную партию России (АПР);

- харизматические. Деятельность этих партий целиком определяются харизматическим лидером партии, воплощением идей которого и занята партия. В России как харизматическую партию можно охарактеризовать ЛДПР, лидером которой является В.Жириновский.

7.3. Партийные системы

В большинстве современных стран действуют десятки партий, однако, не все они приобщены к государственной власти. В зависимости от того, сколько партий допускается к управлению государственным аппаратом, выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Здесь нет политической конкуренции. Хотя при авторитарных режимах может существовать несколько партий, они при этом не играют существенной роли в политике: так в свое время в ГДР кроме правящей Социалистической единой партии Германии было еще 4 партии. В Китае в настоящее время наряду с Коммунистической партией Китая (КПК) существует еще несколько партий, не оказывающих заметного влияния на жизнь страны. При тоталитарных режимах действует только одна партия, которая сращивается с государством.

Опыт существования однопартийных систем показал их неэффективность в долговременной исторической перспективе.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у власти. Бипартизм не исключает наличия других партий, которые, однако, не доходят до обладания государственной властью. Примером двухпартийной системы являются партийные системы США и Великобритании.

Положительные стороны бипартийности: стабильность, простота в отражении и артикуляции интересов – населению предлагается на выбор два варианта решения социальных проблем. Отрицательные моменты: отстранение от власти небольших партий, выражающих интересы меньшинств.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть.

Многопартийная система позволяет учесть многообразие интересов, способствует более интенсивному обновлению политических элит. Но она не всегда, способствует политической стабильности.

Какая партийная система лучше? Это зависит от особенностей страны, от специфики социально-политической ситуации в ней.

Партийная система в России находится в процессе формирования. После принятия в 2001 году закона о политических партиях, который определил более жесткие требования к политическим объединениям, стремящимся получить статус общероссийской партии, количество партий сократилось. Если в 1999 г. их было зарегистрировано 132, то в июне 2004 г. осталось только 47. Закон 2006 г. еще в большей мере ужесточил требования к партиям. Новый закон о партиях предусматривает, что минимальная численность их состава поднимается с 10 тыс. до 50 тыс. На сегодняшний день для того чтобы партия существовала она должна иметь региональные отделения в половине субъектов федерации. Причем в половине из них они не должны быть меньше 500 человек, а в другой — 250.

Новый порядок выборов в федеральные и представительные органы власти (выборы в ГД РФ только по партийным спискам при исключении возможности создавать избирательные блоки, повышение процентного барьера с 5% до 7%, избрание не менее половины депутатов региональных законодательных собраний только от партий) также способствует укрупнению партий и повышению их роли в политической жизни России. На сентябрь 2007 г. в РФ осталось только 15 политический партий, отвечающих требованиям нового законодательства.

Многие политологи и практические политики современной России считают, что оптимальной для России была бы двухпартийная политическая система. Однако после выборов в декабре 2003 г. в Государственную Думу в России начала складываться модель многопартийной системы с одной доминирующей партией, роль которой выполняет партия «Единая Россия». Эта модель упрочилась после выборов в ГД РФ в декабре 2007 г. Они проходили по пропорциональной системе, и лишь 4 партии преодолели 7-процентный барьер. «Единая Россия» получила 64,3% голосов избирателей и соответственно 315 депутатских мест, КПРФ – 11,57% и 57 мест, ЛДПР – 8,14% и 40 мест, «Справедливая Россия» — 7,74% и 38 депутатских мандатов. Таким образом партия «Единая Россия» имеет более 2/3 депутатских мест и обладает конституционным большинством в нижней плате российского парламента.

Партийный дизайн Белгородской области воспроизводит общероссийскую ситуацию. На конец 2007г. в области существовало 13 региональных отделений общероссийских партий. Наиболее крупной является областная организация партии «Единая Россия» (более 10 тыс. членов на начало 2007 г.), КПРФ (около 5 тыс. членов). Достаточно представительной является в области организация ЛДПР (1-1,5 тыс. членов). Все эти партии имеют фракции в областной думе.

7.4. Место и роль общественных организаций в политических системах

Общественные организации – это добровольные объединения граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Для общественной организации характерно наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава. К общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, союз композиторов и др.), разнообразные добровольческие общества (научные, технические, культурно-просветительские и др.), землячества и т.п.

С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Общественные организации не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти. Этим они отличаются от политических партий. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в сферах, применительно к которым они созданы.

Степень воздействия разных общественных организаций на политические отношения различна. Общественные организации выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Они оказывают влияние на органы политической власти с целью принятия нужных им решений.

К функциям общественных организаций в политической системе относятся:

1) выявление потребностей и интересов членов объединения. Расплывчатые взгляды и мнения преобразуются в четко выраженные требования и программы, благодаря чему происходит артикуляция интересов членов организации, агрегация этих интересов.

2) социальная интеграция и мобилизация;

3) репрезентативная функция. Общественные организации берут на себя задачу донесения требований своих членов до государственных органов, политических партий, политических элит. Это достигается следующими методами:

- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов;

- поддержка, в том числе и финансовая, на выборах близких политических партий и кандидатов;

- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

- участие в работе парламентских комиссий, комитетов и т.п.;

- организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей за соответствующие требования;

- организация забастовок, митингов, демонстраций и т.п.

- лоббизм, т.е. воздействие на представителей законодательных органов власти с целью принятия желаемых законов и др.

В современной России наиболее влиятельными общественными организациями являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Российский союз товаропроизводителей, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России.

7.5. Социальные движения в политической жизни общества

Социальные (общественные) движения – совокупная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.

Типология общественных движений может проводиться по разным основаниям:

а) по целям и сферам: антивоенные, экологические, религиозные движения, движения в защиту прав потребителей, детей, семьи и др.;

б) по отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные;

в) по методам: насильственные и ненасильственные;

г) по субъекту, носителю движения, по социальной основе: классовые, межклассовые, женские, молодежные, этнические (национальные), профессиональные, культурные и т.п.

Не всегда можно провести грань между общественным движением и общественной организацией или политической партией. То или иное объединение людей, даже имея название «движение», по существу уже является общественной организацией и даже политической партией. Так до недавнего времени «Яблоко» обозначало себя как общественно-политическое движение. Как правило, общественные движения по мере усиления организационных начал, упрочения структуры становятся основой для общественных организаций и политических партий. Так экологические движения дали партии «зеленых», национальные – национально-демократические партии. Например, из движения «Народный Рух Украины» вышли одноименная партия (Народный Рух Украины), Республиканская партия Украины и др.

Функции общественных движений во многом совпадают с функциями общественных организаций. Общественные движения могут иметь разное отношение к политике. Некоторые из них ставят перед собой цель коренное изменение политической системы (революционные движения), другие же лишь стремятся в той или иной мере воздействовать на органы власти с целью принятия желаемых решений. Например, движение в ФРГ за законодательное разрешение абортов и движение в США за их законодательный запрет.

На сегодняшний день, как отмечают многие исследователи, роль общественных движений повышается. Это связано с тем, что граждански активные люди, часто избегают формализации, иерархии, не хотят иметь каких-то формально зафиксированных обязанностей, быть подчиненным кому-то, являются сторонниками спонтанной активности (в зависимости от желания, настроения, наличия свободного времени и т.п.). Мобильность и координация действий в современных социальных движениях возрастает благодаря новым информационным технологиям, прежде всего, Интернет.

Весьма заметным на сегодняшний день в мировой политике является движение антиглобалистов. Примерами социальных движений в России являются движение «Моя семья», Движение в поддержку армии (ДПА), многие экологические движения, например движение защитников озера Байкал и др.

Более подробное изложение материала по теме Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см. 4,7 и др.].

8.1. Политическое сознание: понятие и структура

В целом политическое сознание можно определить как совокупность знаний, ценностей, норм, установок, в которой, с одной стороны, отражается сфера политики, а с другой стороны, выражается к ней отношение социальных субъектов – индивидов, групп, классов, общностей.

Политическое сознание не может быть выработано только «книжным путём», без вступления человека в реальные политические отношения. Оно формируется путём критического осмысления реальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации. Велико значение при этом целенаправленного воздействия на сознание людей идеологических органов, СМИ, использования в этих целях ресурсов власти. Речь идёт о соответствующей «обработке» массового сознания, манипулировании им.

По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяют два уровня: теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень наиболее тесно связан с наукой. Он ориентирован на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества (воплощается в концепциях, идеях, понятиях, программах и т. п.).

Эмпирический уровень складывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества. Он отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, переживаний, которые возникают у самих субъектов, непосредственно участвующих в политическом процессе.

С учётом субъекта (носителя) политического сознания говорят о массовом, групповом и индивидуальном сознании.

Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества в целом и обусловливает наиболее типичные варианты политического поведения.

Групповое политическое сознание – это политическое сознание конкретных больших (классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, группа давления и т. п.) групп, связанных с политикой.

Индивидуальное политическое сознание это сознание личности, способной, так или иначе, воспринимать политические явления действовать в сфере политики.

В качестве наиболее крупных элементов политического сознания выступают политическая идеология и политическая психология.

8.2. Политическая психология и идеология

Политическая психология – это область политического сознания людей, которая выражает главным образом оценочное и эмоциональное отношение к политической системе, к событиям и фактам политической жизни и непосредственно связана с деятельностью людей в сфере политики.

По содержанию в политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, менталитет, психологический склад этноса, традиции и т. д.) и часть более подвижную, неустойчивую (настроения, переживания, эмоции, чувства, ожидания).

Политическая идеология – это систематизированная теоретически оформленная иерархия ценностей, на основе которой вырабатываются цели по сохранению или изменению общества.

К политическим ценностям относят наиболее общие ориентиры политической практики – гуманизм, безопасность, свобода, справедливость, демократия, порядок и др.

В отличие от политической идеологии политическая психология включает в себя как рациональные, так и подсознательные (нерациональные) взгляды. Политическая психология возникла исторически раньше, нежели политическая идеология.

Политическая идеология вербализует (высказывает), теоретически оформляет, логически обосновывает то, что уже имеет место в политической психологии. Разрозненным представлениям, смутным чувствам и настроениям она придаёт теоретически систематизированную форму. В конечном итоге, все идеологии возникают на соответствующем психологическом базисе. С другой стороны, политические идеологии, созданные искусственно, без реальной психологической базы как бы повисают в воздухе и не выполняют функций, для осуществления которых они создаются.

Функциями политической идеологии являются:

Нормативная. Идеология является стандартом для оценок и ориентиром в деятельности;

Интеграционная функция. Идеология нацелена на объединение сторонников соответствующих ценностей;

Мобилизационная функция. Идеология должна вдохновить и поднять массы на реализацию определённых задач;

Легитимация и делегитимация определённых политических сил и режимов;

Познавательная. Идеология даёт определённый образ социальной действительности;

Конструктивная функция. На основе идеологий создаются конкретные программы действий.

Политические идеологии, как и политические ценности, отражают потребности, интересы людей. В силу многообразия, расхождения этих потребностей и интересов в обществе обычно существует несколько идеологий.

8.3. Основные политические идеологии

Основными идеологиями являются: либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм. Главными провозглашаемыми ценностями либерализма являются индивидуализм и свобода. Считается, что главное это индивид, защита его неприкосновенности, развитие его возможностей, его жизненные шансы. Группы, организации, институты не самоцель, а средство для индивидуального развития.

В экономическом плане либерализм предполагает полную предпринимательскую свободу. Эта свобода основывается на частной собственности и выражается в конкуренции собственников (товара, средств производства, рабочей силы, капитала и т.п.).

Либерализм отражал при своем возникновении интересы верхушки «третьего сословия», зарождающегося класса буржуазии. Социальная база либерализма — это наиболее социально сильные члены общества, делающие ставку на собственные силы и не нуждающиеся в опеке со стороны государства.

На политико-правовом уровне либерализм выдвинул идеи правового государства (подчиненности его закону, исключение произвола властей), неотъемлемых прав человека, равенства всех членов общества перед законом, разделения властей.





Идеал общественной жизни, предложенный либерализмом, предполагал совпадение интересов индивида и общества, равную свободу для всех людей в их самоопределении. В действительности же все получилось иначе. Правового равенства оказалось недостаточно, чтобы обеспечить равную свободу. Правовое равенство в странах, вступивших на путь реализации принципов либерализма, сочеталось с экономическим неравенством, что приводило к неравенству жизненных шансов. Лица наемного труда попадали в зависимость от владельцев средств производства, от нанимателей. Провозглашенная либерализмом свобода для всех оказалось свободой лишь для немногих, для собственников, для класса буржуазии.

Социализм. С задачей преодолеть непоследовательность и противоречивость либерализма выступил социализм. Опираясь на принципы, уже сформулированные либерализмом, социализм поставил перед собою цель их реального воплощения: равная свобода для всех, во всех (не только правовой) сферах деятельности.

Социализм явился реакцией на либеральный индивидуализм. Если либерализм основывается на принципе стихийной саморегуляции общественных связей, то социализм считает необходимой их корректировку, исходя из интересов общества в целом.

Социализм зародился как движение рабочего класса, класса в наибольшей мере способного к солидарным, коллективным действиям. Солидарность социально слабых явилась их оружием в борьбе против эгоизма социально сильных.

На сегодняшний день существует несколько отличных друг от друга трактовок понятия «социализм».

1. Социализм как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Подобное понимание социализма, основанное на марксистской теории общественно-экономических формаций, характерно для ортодоксальной марксистской философии и связанной с нею коммунистической идеологией.

2. Социализм как социально-экономический строй, существовавший ещё десятилетие назад в ряде стран Восточной Европы и Азии, сохранившийся до сих пор на Кубе, в Северной Корее и частично в Китае и Вьетнаме.

3. Ценностная концепция социализма. Социализм как идеал свободы, равенства, братства, счастья всех людей и процесс реализации этого идеала..

Принятие ценностной концепции социализма характерно для всех партий Социнтерна. В Социалистический интернационал входят почти все социалистические, социал-демократические, лейбористские партии мира, многие из них являются правящими партиями (в Великобритании, Швеции, Германии и других странах). В конце 70-х годов партии Социнтерна отказались от понятия «социалистическое общество», видя в социализме продолжающуюся задачу: социализм понимается как интернациональное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность.

В последние десятилетия наблюдался процесс постепенного перехода к ценностному видению социализма и в коммунистическом движении. Тем самым коммунистическое движение и коммунистическая идеология теряли свою специфику и саморастворялись в социалистическом движении и социалистической идеологии. Для КПРФ как правопреемницы КПСС характерно ценностное, социал-демократическое видение социализма.

Консерватизм Основными ценностями консервативной идеологии являются традиция (наследие, преемственность), стабильность, порядок, безопасность, авторитет, свобода в сочетании с ответственностью, естественное неравенство людей (элитаризм), скептицизм и т.п.

Консерватизм рассматривает общество как естественный органический продукт постепенного исторического роста. Консерватизм выступает против всякого искусственного вмешательства в процессы социальной эволюции. В этом проявляется органицизм консерватизма.

Скептицизм консерватизма выражен во мнении, что истина заключена не в универсальных постулатах, а в конкретном опыте. Опыт и привычка являются лучшими ориентирами, нежели разум, логика, абстрактные понятия. Человек здесь рассматривается как существо, побуждаемое одновременно инстинктом, чувством и разумом. Зло понимается как нечто, присущее природе человека, а не определенным социальным порядкам. Общность состоит выше отдельного индивида, а права человека вытекает из его обязанностей.

Социальная организация сложна, многообразна, иерархична, и ее упрощение недопустимо. Лучше поддерживать существующие институты и способ правления, воплощающие мудрость предыдущих поколений, нежели не апробированные новшества. Попытки людей устранить существующее зло ведут обычно к еще большим непорядкам. В таком подходе воплощается традиционализм консерватизма.

Идеи консерватизма проповедовали представители различных классов, в разные исторические периоды.

Кроме вышеназванных идеологий в политической жизни функционировали и достаточно активно проявляют себя и в настоящее время такие идеологии как национализм, фашизм, анархизм. В последние десятилетия появились идеологии экологизма, феминизма, коммунитаризма.

Необходимо отметить, что идеологические доктрины были рассмотрены в «чистом» виде. В реальном политическом и идеологических процессах границы между идеологиями никогда не были четко очерчены. Еще более расплывчатыми они стали на сегодняшний день.

Говоря об идеологиях, следует различать соответствующие идеологии и партии. Так, несмотря на мощное влияние либерализма на идеологическую атмосферу общества в целом, либеральные партии сравнительно малочисленны и имеют небольшую электоральную базу. Почти нет откровенно консервативных партий. Некоторые партии заявляют о сочетании в себе совокупности идеологических направлений. Так Христианско-демократический союз в ФРГ объединял в своей идеологии одновременно либеральные, социалистические и консервативные элементы. Многие российские политические партии и движения заявляют о своей либерально-консервативной ориентации («Единая Россия», ЛДПР).

В реальной политике партии вынуждены под давлением обстоятельств отходить от своих первоначальных лозунгов и проводить политику, не совпадающую с их идеологией. Население многих стран порой не видят различий политик разных парий. От идеологического противостояния партии переходят к политическому прагматизму [Подробнее о политических идеологиях cм. 8].

Более подробное изложение материала по теме Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см.4,5,7, и др.].

9.1. Политическая культура, её структура и функции

Политическая культура не совпадает с политикой ее отдельными элементами, это лишь устойчивое повторяющееся в политической деятельности, своеобразный алгоритм этой деятельности, ее стиль. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики.

Носителем политической культуры являются общество в целом, социальные группы, отдельные индивиды.

Устойчива та политическая система, которая соответствует политической культуре субъектов, действующих в ней. Одни и те же политические институты по-разному функционируют в обществах с разной политической культурой. История учит, что внедрение прогрессивных политических структур при неподготовленности к ним людей, иными словами, при наличии у них отсталой политической культуры даёт отрицательные результаты.

Структура политической культуры включает в себя следующие элементы:

1. Политические убеждения. Они формируются на основе знаний как совокупность представлений, том, какой должна быть политическая система в целом и ее отдельные элементы.

2. Ориентации и установки, непосредственно проявляющиеся в деятельности людей в политической системе и определяющие их формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан:

а) на политические структуры (так, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо, как организующий и регулирующий орган);

б) на нормативную систему (например, уважение к закону или пренебрежение к нему);

в) на свою роль в политической системе и др.

3. Устойчивые, повторяющиеся черты, образцы поведения в сфере политики, преобладающие способы решения тех или иных политических задач.

4. Политические символы и политические ритуалы.

Политические символы — это знаки и предметы, выражающие определённые политические явления, идеи, понятия. Ими могут быть флаги, знамёна, гербы, гимны и т. д. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции

Политический ритуал – это совокупность определённых обязательных действий, акций и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приёмов и других политических мероприятий. Функции политических ритуалов состоят в социализации, интеграции, мобилизации населения.

5. Политические мифы. Мифами обычно называют иллюзорные представления, выступающие в качестве средств ориентации, интеграции, мобилизации людей. Примерами политических мифов можно назвать различные националистические мифы (представления о превосходстве какой-либо нации над другими, об их особой миссии), миф об единой общенародной воле, коммунистический миф, миф о рыночной экономике как средстве решения всех социальных проблем и др.

Функциями политической культуры являются:

Регулятивная. Политическая культура организует и упорядочивает взаимодействия политических субъектов;

Интеграционная. Единая политическая культура объединяет возможности различных групп в рамках одной политической системы, содействует целостности страны;

Охранительная функция. Политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

Коммуникативная. Благодаря общим терминам, смыслам, стереотипам, присущим определенной политической культуре, достигается взаимодействие людей, обмен ими информацией.

Идентификационная. Наличие политической культуры (культур) позволяет индивиду отождествить себя с определенной группой, носительницей этой культуры, определить для себя приемлемые способы действий, самоопределиться через выбор политической культуры.

Ориентационная. Политическая культура придает смысл политическим явлениям, помогает индивиду сделать выбор между возможными вариантами действий;

Адаптационная. Освоение наличной политической культуры позволяет индивиду успешно действовать в политической сфере, реализовывать свои права, интересы.

9.2. Политические символы России и Белгородской области

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у России.

Они нужны как её зрительный и музыкальный образ.

Символы России насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в.

В декабре 2000г. были приняты законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом – три короны (над головами — две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов.

Официально бело-сине-красный флаг был утверждён как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 году (до этого государственным флагом Российской империи считался чёрно-жёлто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времён Петра I был торговым или коммерческим флагом России).

Современный государственный гимн РФ был утверждён Государственной Думой в декабре 2000г. Текст гимна был утверждён указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000г. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыка осталась от прежнего гимна СССР (композитор Александров Александр Васильевич).

Флаг Белгородской области является официальным символом региональной власти и олицетворяет допустимый Конституцией РФ суверенитет области на её территории. Флаг Белгородской области в своей основе воспроизводит цвета и фигуры исторических полковых и ротных знамён белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков, пожалованных Петром I в 1712 году. На флаге области симметричный синий крест, делящий полотнище знамени на четыре равные части следующих цветов – белый, красный, зеленый, черный.

Герб Белгородской области в своей основе сохраняет историческую и геральдическую преемственность первых белгородских знамён. Размещение на гербе золотого льва и над ним одноглавого орла связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях первых тяжёлых лет Северной войны и проявленными мужеством и отвагой пехотинцев-белгородцев в Полтавской битве 27 июня 1709 года. Лежащий лев в белгородском гербе олицетворяет побеждённую шведскую армию, а взлетевший над ним орёл символизирует победителя – армию российскую. При первом белгородском губернаторе Трубецком был утверждён в 1730 г. и первый белгородский губернский герб, который во многом повторен в современном гербе Белгородской области: «в золотом щите на голубом поле жёлтый лев, на зелёной земле, и над ним одноглавый чёрный орёл».

Герб Белгородской области был утвержден Белгородской областной Думой 15 февраля 1996 г. Флаг Белгородской области был утвержден 22 июня 2000 года.

9.3. Типы политической культуры

Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователями Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три типа политической культуры:

1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения;

2. Подданническая политическая культура. Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения;

3. Активистская политическая культура. Для этой культуры свойственная отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.

Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.

Запад

Власть обусловлена превосходством одного человека над другим.

Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом.

Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу.

Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними.

Восток

Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей.

Политика- средство утверждения гармонии, занятие для избранных.

Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности.

Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею.

9.4. Особенности политической культуры российского общества

К особенностям политической культуры российского общества можно отнести ее следующие черты:

- расколотость, наличие многих субкультур;

- отсутствие общенациональных идеалов;

- неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, что делает крайне слабым гражданское общество;

- преувеличение роли государства в политической жизни;

- персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов;

- поиск харизматических лидеров («спасителей отечества»);

- нежелание и неготовность масс контролировать власть, патернализм;

- преобладание эмоционального начала над рациональным;

- стремление к силовому решению проблем, нежелание идти на компромиссы;

- преобладание у большинства населения патриархально-подданнического типа культуры.

Политическая культура российского общества ближе к политической культуре Востока. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие имело место определенная деградация политической культуры населения России. Протестная политическая культура начала 90-х годов стала сменяться привычной для большинства россиян, как и в целом традиционных обществ, подданнической политической культурой.

Для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание масс в духе активистской культуры и смещение отечественной политической культуры в сторону политической культуры Запада.

Более подробное изложение материала по теме Вы найдете в ниже приведенных учебных пособиях [см .2,4,7 и др.].

10.1. Политическое участие и его виды

Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

Формами политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др.

Формы политического участия различаются:

1. По своей масштабности: это может быть как участие в решение глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера;

2. По степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков.



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст