Пока же система международных отношений построена в интересах Запада, что позволяет богатым странам использовать природные, финансовые, людские и др. ресурсы бедных стран в своих собственных интересах, нанося ущерб бедным странам. С 1960 по 1989 г. богатые страны с 20% населения планеты увеличили свою долю в мировом ВНП с 70,2% до 82,75. А самые бедные страны с 20% населения снизили свою долю с 2,3% до 1,45%. И этот разрыв не уменьшается.

Оригинальную концепцию международных отношений дает известный американский политолог С.Хантингтон, выдержки из статьи которого «Столкновение цивилизаций?» приводятся в хрестоматии данного УМК.

Важной проблемой в мировой политике остается проблема разоружения, несмотря на то, что противостояние двух ядерных сверхдержав СССР и США ушло в прошлое. Россия, как и большинство стран мира, выступает за нераспространение ядерного оружия и сокращение его имеющихся запасов. Однако политическое руководство России не считает сейчас возможным отказаться от ядерного оружия. Оно является реальным заслоном от угрозы внешнего нападения.

В целом разоружение, сокращение военных расходов способствовало бы решению многих острых проблем. На военные нужды ежегодно тратится примерно десятая часть ценнейших видов используемого сырья, более 5% потребляемой нефти, более 1 триллиона долл. США. Рост военных расходов разоряет человечество. Особо велико бремя военных расходов для развивающихся стран, где они растут в два раза быстрее, чем экономика этих стран, что является препятствием для их развития. Однако реальное разоружение возможно лишь в том случае, когда будет в значительной мере уменьшена угроза внешней агрессии. Это требует создание атмосферы взаимного доверия между странами, что является целью мирового сообщества.

13.5. Национальные интересы современной России и внешняя политика

Во внешней политике находят выражение национальные интересы. Они определяют конкретные цели данного государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.

К сфере национальных интересов обычно относят:

1)сохранение нации в качестве свободного и независимого государства;

2) безопасность от угрозы извне;

3) рост национального благосостояния;

4) защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

5) расширение его влияния в мировой политике.

Возможности реализации национальных интересов России во взаимоотношениях с другими странами, во внешней политике определяются ее внутренним состоянием и положением в системе международных отношений.

Многие исследователи при описании современного мира предлагают следующую концепцию. Все страны и регионы делятся на три части, исходя из уровня экономического развития – на центр, полупериферию и периферию. Центр представлен странами Запада. Периферию составляют страны с низким уровнем развития, полупериферию – страны со средним уровнем развития. Центр определяет развитие всей мировой системы и использует ресурсы периферии и полупериферии. Центр сосредотачивает в себе информационное ресурсы и производство, основанное на высоких технологиях. Страны периферии и полупериферии заняты добычей сырья и ее первичной переработкой, в них концентрируется традиционное производство, загрязняющее окружающую среду. Страны полупериферии и периферии стремятся попасть в центр, но мало кому удается это сделать в силу того, что все роли в этой мировой системе поделены, и Запад-Центр стремится сохранить в ней свое привилегированное положение.

Россия в настоящее время находится в полупериферии, причем есть угроза оттеснения ее в периферию. Национальным интересам России отвечает как минимум упрочения своего места в полупериферии и как максимум занятие места в мировом центре.

В условиях глобализации, которая представляет собой универсализацию всех сторон жизни в разных странах, нарастающую интеграцию всех регионов планеты, создание общемирового рынка относительно слабая российская экономика не выдерживает конкуренции с экономиками индустриально развитых стран. Это касается таких ее отраслей как электронная, машиностроение, легкая промышленность и др. Однако это не значит, что России должна проводить политику изоляции, автаркии. Изоляция означала бы для России дальнейшее отставание от всего остального мира.

Неоправданной является и политика безоговорочного соглашения с Западом, характерная для первой половины 90-х годов, когда в политической элите России доминировала слепая вера в бескорыстную готовность Запада помогать России. Объективно интересам Запада соответствует превращение России в свой сырьевой придаток, сохранение ее в полупериферии. Задача же политического руководства России состоит в том, чтобы отстаивать свои национальные интересы, прокладывать себе дорогу в сообщество индустриально развитых стран, в чем-то противодействуя Западу, поступая вопреки его интересам. Но это не должна быть политика конфронтации с Западом. Проведение подобной политики не соответствует ни интересам, ни возможностям России. Здесь должен соблюдаться баланс интересов, достигаться разумный компромисс между Россией и индустриально развитыми странами.

Особым направлением внешней политики России является взаимоотношение со странами СНГ. Экономика России до сих пор тесно связана с экономикой этих стран. Перспективы отношений со странами СНГ во многом будут определяться возможностями экономической помощи этим странам со стороны России. Усиление стремления стран СНГ к интеграции с Россией будет прямо пропорционально увеличению экономической мощи России.

Укрепление экономики России способствует росту ее авторитета на международной арене и расширению ее возможностей влиять на ход мировой политики.

Нельзя отрицать наличие у России внешних угроз, но самую большую опасность для России представляют угрозы внутренние. Это слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, разъедающая общество коррупция. Избавление России от этих внутренних угроз будет содействовать решению многих задач и внешней политики. В первую очередь результаты внутренней политики определят, какую роль будет играть Россия в международном сообществе в будущем.

13.6. Проблема политических прав и свобод в современном мире.

Права человека – это совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.

На сегодня права человека зафиксированы в ряде международных и государственных документов. Это, прежде всего, «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена 2-ая глава (статьи 17-64).

Классификация прав человека проводится по разным основаниям. Так выделяются существенные и несущественные права, права человека и права гражданина, негативные и позитивные права и др.

Наиболее часто используется типология прав человека, где права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические права.

Гражданские права – это права на жизнь, свободу, равенство, личную неприкосновенность, свобода от рабства, пыток, свобода от произвольного вмешательства в личную жизнь, свобода передвижения и выбора места жительства и т.п.

Политические права. Они определяют отношения между личностью и властью. Это избирательные права (право избирать и право избираться), свобода слова, получения информации, право занимать государственные должности, право создания политических организаций и др.

Экономические права – право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжения собственной рабочей силой.

Социальные права – право на труд, отдых, социальное обеспечение, достойный человека уровень жизни.

Культурные права — право на образование, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, на свободу художественного, научного, технического творчества, свобода преподавания, право на сохранение национальной принадлежности (свобода указания или не указания национальной принадлежности) и др.

Экологические права – право на благоприятную окружающую среду.

В современном мире еще нередки случаи нарушения прав человека. Это геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм; ограничение политических прав гражданина; уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям и др.

Мировое сообщество осуждает политическое руководство тех стран, где нарушаются права человека, и накладывает на эти страны определенные санкции, чаще всего экономического характера. В ряде случаев внедрение в развивающиеся страны политических прав по западному образцу приводит там к дестабилизации обстановки, особенно если это внедрение связано с военной интервенцией, как это имеет место в Ираке. Не все страны по уровню своего развития готовы к тому, чтобы воспринять западные стандарты демократии.

Ссылка на нарушения права человека используется порою странами Запада при обосновании своего вмешательства во внутренние дела других стран для реализации своих эгоистических интересов, например, для получения доступа к энергоресурсам.

13.7. Современные глобальные проблемы и международные отношения

Глобальными считаются такие проблемы, которые касаются всего человечества и ставят под угрозу его существование.

К числу важнейших из этих проблем можно отнести следующие:

- угроза термоядерной войны, в ходе которой возможно уничтожение человечества;

- экологическая проблема, выраженная в прогрессирующем загрязнении окружающей среды и истощении природных ресурсов;

- чрезмерно быстрый рост населения земли, опережающий рост запасов продовольствия и превышающий способности планеты к такой антропологической нагрузке;

- растущее неравенство между богатым Севером и бедным Югом;

- универсализация культуры человечества, в ходе которой исчезает культурное своеобразие многих народов и регионов планеты.

В качестве глобальных называются также проблемы международного терроризма, распространения СПИДа. Перечень глобальных проблем расширяется.

Глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновения интересов различных стран, классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д. Они все больше приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение в значительной мере перемещается в сферу политики.

Научные знания позволяют сегодня предложить техническую сторону решения практически любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. Однако практическая реализация зависит, прежде всего, от социально-политических условий, политической воли от того или иного государства. Решение глобальных проблем предполагает объединенные усилия всего человечества. Некоторые исследователи говорят даже о глобальном управлении планетой или даже о глобальном правительстве. Однако на сегодняшний день наиболее реально ожидать решения глобальных проблем под руководством ООН, при координации других международных организаций, путем многосторонних встреч, конференций, где бы принимались скоординированные планы действий, взаимные обязательства.

На сегодняшний день, однако, уровень координации стран в решении глобальных проблем явно недостаточен. Многие страны склонны действовать, исходя только из своих интересов, не считаясь с последствиями этих действий для других стран, для мира в целом. Особенно эгоистично ведут себя США. Примером может быть поведение США в отношении решения проблемы потепления климата планеты, что грозит наводнениями и засухами. Это потепление, как считают ученые, провоцируется выбросами в атмосферу углекислого газа. США основной загрязнитель атмосферы этим газом, но они отказываются подписывать Киотский протокол, согласно которому вводятся ограничения на выброс углекислого газа в атмосферу. Ссылаясь на нужды своего производства и на необходимость повышения благосостояния своих граждан, США даже увеличивают выбросы этого газа.

Своим стремлением играть роль мирового полицейского США побуждают также другие страны в их стремлении предотвратить возможную интервенцию со стороны США, к разработке ядерного оружия. Круг стран, обладающих ядерным оружием, расширятся, что существенно увеличивает угрозу возникновения ядерной войны.

За последние годы пал и авторитет ООН как главного координатора действий мирового сообщества. В целом можно сделать вывод, что человечество в политическом отношении не готово к решению глобальных проблем, что является оснований для пессимизма по поводу его будущего.

Более подробное изложение данной темы можно найти в ниже приведенных учебных пособиях [см.4,6 и др.].

14.1. Прикладная политология ее назначение и сферы применения

Теоретические политические исследования имеют своей целью объяснение фундаментальных проблем, теоретическое познание явлений политической жизни, раскрытие механизмов функционирования и развития политической власти.

Прикладные (практические) исследования направлены на решение актуальных политических проблем, возникающих перед основными субъектами политики в конкретных ситуациях.

Если теоретическая политология не ставит своей целью непосредственное участие в реально осуществляющихся политических процессах, то прикладная политология непосредственно и активно участвует в этих политических процессах.

Прикладная политология ориентирована на практическую пользу. Ее задача дать практические советы, рекомендации по решению конкретных задач, встающих пред конкретными субъектами политики в конкретных временных и пространственных рамках, а также высказать предположения о направлении развития конкретных политических явлений, о результатах тех или иных политических действий тех или иных субъектов политики.

Прикладная политология занимается разработкой методологии, приемов, методов, средств решения конкретно возникшей политической проблемы, определяет последовательность действий всех субъектов, участвующих в решении этой проблемы. В связи с этим выводы, положения и рекомендации прикладной политологии всегда адресованы конкретным участникам политического процесса (политическим деятелям, лидерам, группам лиц, лицам, обладающим властными полномочиями, лицам, борющимся за овладение властными полномочиями и т.д.). В связи с этим наиболее эффективно они могут быть использованы лишь в конкретное время и определенных условиях. Это, однако, не исключает их эффективного использования лицами, которым они адресованы, и в других временных и пространственных рамках, а также другими лицами, решающими сходные задачи.

Прикладные политологические исследования – сложнейший вид научных исследований, предполагающих не только основательное владение политологической теорией, но и практическими умениями и навыками осуществления исследований, решения политических проблем. В связи с этим, такими исследованиями в большинстве своем занимаются практические работники: советники президентов, лидеров политических партий, специалисты по связям с общественностью и т.д. В последние годы не только при органах государственной власти, при штабах политических партий и т.д., но и во многих учреждениях созданы аналитические центры, управления, отделы и т.д., работники которых занимаются сбором нужной информации, вырабатывают рекомендации по принятию решений, готовят информационные справки, осуществляют связь с общественностью и т.д.

На практике проводятся различные виды прикладных политологических исследований. В тех случаях, когда политическая проблема сложна, масштабна или, наоборот, не требует наличия обстоятельных сведений о ней во всех аспектах проводится разведывательное исследование.

Относительно полное и целостное представление об изучаемых политических явлениях дают описательные исследования. Эти исследования позволяют получить подробную информацию об изучаемых явлениях, их структуре и т.д. но они не всегда раскрывают причинную обусловленность этих явлений. Решение этой задачи достигается в ходе аналитических прикладных политологических исследований.

Аналитические прикладные политологические исследования позволяют не только описать структуру изучаемого явления, но и раскрыть его количественные и качественные стороны, установить причинно-следственные связи между элементами его структуры и т.д.

Все названные виды прикладных политологических исследований на практике могут быть разовыми, повторными интервальными.

Прикладная политология для решения своих задач использует всю совокупность методов, выработанных наукой. При этом особое значение она придает эмпирическим методам сбора информации.

Как и многие другие науки, прикладная политология широко использует наблюдение, то есть целенаправленное восприятие процессов формирования, функционирования и развития политической власти в конкретных ситуациях.

В зависимости от особенностей изучаемых ситуаций проводятся открытые и скрытые наблюдения. При открытом наблюдении участники политического процесса знают о факте наблюдения за их действиями, при скрытом наблюдении они такой информацией не располагают.

Наблюдения, проводимые прикладной политологией, существенно отличаются от наблюдений как метода исследования, используемого естественными науками. Эти отличия обуславливаются тем, что исследователь и те люди, за которыми ведется наблюдение, обладают сознанием, имеют определенные цели, обладают способностью чувствовать и т.д.

Возможности использования наблюдения как метода получения информации прикладной политологией ограничены тем, что политические процессы подвержены быстрым изменениям, исключают повторное наблюдение.

В качестве источника информации прикладная политология использует и такие методы, как анкетирование и интервьюирование. Эти методы позволяют получить информацию о реальном состоянии изучаемого политического явления.

В качестве источника получения информации об изучаемом явлении широко использует такой метод получения эмпирического знания, как изучение документов. В качестве документов могут изучаться постановления правительств, приказы и распоряжения различных органов управления, программы политических партий, материалы выборных кампаний, выступления политиков, протоколы съездов политических партий, общественных организаций, переписка политических деятелей и т.д.

Изучение документов позволяет получать информацию не только о совершающихся политических процессах, в которые вовлечены конкретные субъекты политики, но и о событиях, в которые они вовлечены в прошлом, дает возможность проследить динамику изучаемого процесса.

При изучении документов прикладная политология широко использует контент-анализ, суть которого состоит в выделении определенных смысловых единиц (слов, проблем и т.д.) и их подсчете.

Значительные эмпирические знания прикладная политология добывает путем использования игровых методов, которые позволяет имитировать тот или иной вариант развития политического процесса, который изучается.

Вместе с названными прикладная политология использует и более частные методы исследования, например, биографический метод, метод когнитивных карт.

В прикладных политологических исследованиях; широко используется тестирование. Тесты позволяют измерить некоторые личностные характеристики, а также знания, умения, навыки интересуемых объектов политики.

Прикладные политологические исследования используются при:

1) разработке программ деятельности политических партий, общественных организаций, деятельности правительств самых различных сферах;

2) выработке рекомендаций при ведении переговоров между различными политическими силами;

3) выработке и принятии решений государственными органами, штабами политических партий, общественных организаций;

4) подготовке и проведении избирательных кампаний;

5) проведении агитационных, пропагандистских, мобилизованных кампаний;

6) проведении мероприятий по стабилизации, дестабилизации различных социальных слоев;

7) создании помех различным конкурентам субъектов политики

8) прогнозировании политических явлений и т.д.

14.2. Политические технологии. Политический маркетинг

Решение своих задач прикладная политология во многих случаях осуществляет путем разработки политических технологий.

Политические технологии – это процесс совершения конкретных действий при достижении конкретного результата конкретным субъектом политики в соответствии с его интересами и целями. Они определяют наиболее оптимальные и эффективные методы и способы его действий, определяют порядок совершения им этих действий, указывают пути получения информации, пути и средства стабилизации или дестабилизации обстановки, экономии ресурсов, создания помех конкурентам и т.д.

Разработка политических технологий обусловливается множеством причин. Такими причинам, в частности, могут быть: необходимость рационального и эффективного решения возникшей ситуации; потребность в оптимизации управленческих задач; удовлетворение реальной или мнимой потребности властвующего субъекта или в создании помех его конкурентам и т.д., и т.п.

В политической практике используется множество видов политических технологий. Типы политических технологий выделяются по разным основаниям.

В зависимости от продолжительности использования технологий их подразделяют на стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности субъектов; тактические, предполагающие реализацию краткосрочных целей; спорадические, применяемые единовременно, и циклические, постоянно воспроизводящиеся в структуре субъекта.

Политические технологии, которые используются при решении ряда однотипных задач и рассчитаны на повсеместное применение, образуют тип тиражируемых технологий, а технологии, применяемые лишь в строго определенных условиях и не воспроизводимые даже в сходных условиях – тип уникальных технологий.

Политические технологии подразделяются также на жесткие и мягкие, нормативные и девиантные.

Среди множества политических технологий наиболее разработанными являются избирательные, информационно-аналитические, рекламные, имиджевые технологии, технологии лоббирования, технологии политического консультирования.

Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.

В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.



Если экономический маркетинг представляет собою совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.

14.3. Политический менеджмент

Одной из важнейших проблем, решение которых занимается политология, в том числе и прикладная политология, является добывание знаний о подготовке принятии и реализации политических решений. Знания о подготовке, принятии и реализации политических решений составляют самостоятельную часть политического знания – политический менеджмент.

Политический менеджмент выявляет и цели и задачи политического управления, отыскивает оптимальные и эффективные пути и средства управления, рациональные структуры управления, раскрывает законы и закономерности, принципы, методы, формы управления политическими процессами на различных уровнях общественной организации, анализирует соответствие принимаемых решений интересам субъектов управления и управляемых компонентов общества.

В научной литературе высказаны и обоснованы различные подходы к принятию политических решений. Все эти подходы в конечном итоге сводятся к двум основным: нормативному и поведенческому. В соответствии с нормативным подходом принятие политических решений рассматривается как совокупность рационально обусловленных действий и процедур, последовательное применение которых способствует выдвижению оптимальных целей и средств их реализации. В соответствии с поведенческим подходом принятие решений – это процесс, в котором цели, методы и прочие его компоненты варьируются в зависимости от изменения условий существования как конкретной проблемы

В своей сути политические решения – это соответственным образом оформленные политические интересы. Принятие политических решений – это процессы, в ходе которых выявляются и формируются общезначимые для конкретных субъектов политики цели, определяются оптимальные и эффективные пути и средства достижения этих целей.

Перевод политических интересов в решение и их последующая реализация включают в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки целей и этап реализации целей.

На подготовительном этапе политических решений осознаются и формируются возникшая проблема и соответствующая ей совокупность вопросов и последовательность их решения.

На этапе постановки целей принятия политических решений вырабатываются и формируются цели и подцели, определяются пути, методы и средства их достижения, выбираются из них наиболее оптимальные и эффективные, просчитываются возможные результаты и последствия реализации целей, вырабатываются рекомендации по видам деятельности при реализации выбранного варианта достижения целей.

Этап реализации целей складывается из совокупности деятельности по выполнению целей, по обеспечению поддержки решения, мотивов и средств его реализации непосредственными исполнителями.

14.4. Политическая экспертиза: политическая аналитика и прогностика.

Экспертиза (от лат. expertus – опытный) – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в конкретной области. Экспертом в области политики может выступать ученый политолог, практический политик, журналист, пишущий по проблемам политики, а также специалист в иных областях, если речь идет о политике в соответствующих сферах (политика в области экономики, образования, национальных отношений и др.). Ежегодно «Независимая газета» подсчитывает рейтинг ведущих экспертов в области политики, приводя фамилии лучших из них в ранговом порядке.

Следует отметить, что мнение эксперта при принятии политического решения не является окончательным. Это связано с тем, что эксперт и практический политик придерживаются в своих действиях разным логикам. Если эксперт, выступая в роли советника, следует логике истины, ищет оптимальное решение проблемы, то в реальной политике решение принимается исходя из логики учета интересов разных групп, согласно мнению большинства и т.д. Здесь присутствует логика компромисса.

Прикладная политология содержит в себе политическую экспертизу как важнейшее направление деятельности. Давая экспертную оценку, политолог опирается на специальные политологические знания, сложившуюся в политической науке систему понятий. В большинстве случаев он использует и эмпирический материал, и теоретические обобщения других наук (психологии, экономики, демографии и др.), что часто придает политической экспертизе междисциплинарный характер. Основными видами политологической экспертизы являются политологический анализ и политологический прогноз.

В политологическом анализе, исследуя реальный политический процесс, конкретные политические феномены исследователь отвечает на вопросы: «Что?», «Почему?», «Каковы последствия?»

Во-первых, он описывает структуру политического явления (состав действующих субъектов политического процесса; характер отношений между ними, соотношение их интересов, ресурсов; состав, численность, распределение по образованию, возрасту и т.п. членов партии; состав и происхождение представителей политической элиты и др.). Так при составлении политического паспорта Белгородской области выявлялись партийные организации общероссийских партии, их численность, социально-профессиональный и демографический состав и др.

Во-вторых, политолог исследует причинно-следственные связи, факторы влияющие на протекание событий, предпосылки тех или иных явлений политического характера, мотивы (внутренние побудительные силы) политических субъектов. Обращаясь к партиям, функционирующим на территории Белгородской области, исследователь определяет реальную роль каждой партийной организации в политическом процессе, выясняет мотивацию политического участия членов разных партий.

В-третьих, в политологическом анализе исследуются реальные и возможные последствия действий политических субъектов, соизмеряются цели и полученные результаты, выявляется отношение к ним разных участников политического процесса и т.п. Так могут быть рассмотрены итоги выборов в органы власти в плане соотношения усилий (затрат) каждой партийной организации и полученных результатов и др.

Термин «прогноз» в переводе на русский язык с греческого означает предвидение, предсказание. Прогноз – это научное исследование перспектив развития конкретной политической реальности.

Политическое прогнозирование осуществляется разными методами. В политическом прогнозировании, в частности, часто используются такие методы как метод исторической аналогии, метод экстраполяции, метод опережающей информации, методы интервью, аналитических докладных записок, экспертных оценок, метод вероятностного моделирования, статистический метод, метод функционально-иерархического моделирования, метод сценариев, метод историко-логического анализа и т.д.

В своей сути все методы политического прогнозирования основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления. В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений схематическое представление об объекте прогноза.

Политические прогнозы, как все социальные прогнозы, всегда имеют вероятностный характер.

В зависимости от срока, на который делается прогноз, политическое прогнозирование подразделяется на краткосрочное (до 2-х лет), среднесрочное (от 5 до 10 лет), долгосрочное (на 10-20 лет). В практике политического прогнозирования делаются прогнозы на небольшой промежуток времени и на большой промежуток времени. Первые из таких прогнозов называются оперативными, вторые – долгосрочными. Вместе с тем политические прогнозы подразделяются на поисковые и нормативные; активные и пассивные, самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы.



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 3 | 4 | 5 | Последняя | Весь текст