1.Предмет политологии, ее категории и функции

Предмет политологии - политика, т.е. разнообразные явления и процессы политической сферы, тенденции и закономерности их развития:

политическая теория, история политической мысли;

власть, властные отношения,формы проявления; политическая система, в центре которой институт государства – главный механизм власти;

субъекты политики:гражданское общество,различные социальные общности, классы, а также политические организации и др.

политическое сознание и политическая культура – важные факторы, детерминитующие политические ориентации и поведение индивидов, групп, классов и т.п.

международная политика и международный политический процесс.

Политология как наука выполняет следующие функции.1. Методологическая функция заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки.2. Описательная функция предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.3. Объяснительная функция – поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни.4. Прогностическая функция – выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере.5. Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого результата.6. Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.7. Мировоззренческая и тесно связанная с ней образовательно-воспитательная функция, призваны формировать политическое сознание и политическую культуру граждан.

Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли политологии.

Как и в любой другой науке в политологии есть свои категории. Они раскрывают суть дисциплины, ее закономерности и законы развития.

Выделяют следующие категории политологии: а) Общенаучные категорииЭто такие категории, которые используются многими социальными, гуманитарными и экономическими науками: общество, власть, революция, свобода, менталитет;б) Категории наук, которые тесно связанны с политологией: частная собственность, общественное мнение, армия и т.д;в) Собственные категории характерные именно для политологии: политика, власть, политическая деятельность, политический режим, политический лидер и т.д;

Также можно выделить следующие категории:а) объединяет динамические политические термины такие как: политическое развитие, политический интерес, политическое положение;б) объединяют динамические политические термины со стабильными: политическая власть, политический процесс и т.д;в) объединяют стабильные политические понятия: политический режим, политический лидер, политическая организация;

2. Структура политической системы общества

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем. 

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику. Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения. Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности. 

3. Политическая система общества

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властьюс борьбой за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

4. Политическая система современной России

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация — это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.       

Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом — Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция — право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, — основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

5. Государство: сущность признаки

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

решение экономических и социальных проблем;

обеспечение целостности государства;

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

Внешние функции:

Защита государства от вооруженных нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в между народной охране окружающей Среды.

Сущность государства – является инструментом общества.

При диалектическом подходе общество можно представить как:

Единый организм;

Совокупность классов, социальных групп, с несовпадающими интересами;

Следовательно, сущность государства носит двоякий характер при котором одна сторона – общесоциальная, другая — классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится -либо классовое, -либо общесоциальное проявление сущности государства. Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются: 1. Государственная власть; 2. Суверенитет; 3. Политический режим государства. Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть — это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства — это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого «класса чиновников» посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

6. Власть как социальный феномен

По своей природе власть — явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей.

Общество без власти — это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.

Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни — это власть над собой и обстоятельствами, в социуме — это власть над людьми, в биосфере — это власть над природой.

Таким образом, социальная власть — это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интересу).

Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном — политический.

В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет крепкие корни в общественной и частном жизни граждан.

Существуют различные мнения о власти как социальном феномене.

Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала – созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.

Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

7. Политическая власть, механизм ее реализации

9. Политический режимы: типология, история и современность

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодательство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочияглавы государ-ства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представительные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение властей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широкие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая политическая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, чтоне запрещено законом

Карательные органы

Проводят массовые политические

репрессии

Осуществляют тайный политиче-ский сыск

Строго регламентированы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и мера осуществления власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом

Отношение людей к власти, их взаимодействие

Слияние общественного сознания с властью

Отчуждение народа от власти

Поддержка представителей власти народом

Идеалы политического поведения:

— власти

— индивида

Всемогущество

Энтузиазм, конформизм

Компетентность

Профессионализм, послушание, бесправие

Соблюдение закона

Соблюдение законов

9. Смотреть признаки в ответах (10,11,12)

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу “испорченности человеческой натуры”, её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму”. По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из “испорченных” (!!!) форм государства. И наконец, “демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в “неразбавленном виде” может вырождаться в свою противоположность – тиранию”. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как “ставленник народа”. Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства “по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды”. Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти, порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений, степень гарантированности прав и свобод граждан, роль права в жизни общества и решении государственных дел, место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством, основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”. 

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

10.Демократические политические режимы

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ.

2. Свободные выборы: свободу выдвижения; свободу избирательного права; свободу голосования, 3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни: перед законом все равны.

К демократическим режимам относят:

президентские республики;

парламентские республики;

парламентские монархии.

11. Авторитарные политические режимы 

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц.

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу: любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности.

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы: Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом

12. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Признаки:

1. Наличие единственной массовой партии

2. Монополизация и централизация власти: В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется.

3. «Единовластие» официальной идеологии: СМИ, обучение, пропаганда навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. принцип «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора: принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено». К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

5. огромный репрессивный аппарат

13. Сущность и функции политических партий

Считается, что двумя основными причинами появления массовых партий были:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст