1.а)Понятие политической партии

Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения.

Партии являются весьма своеобразным участником общественной жизни. Это своеобра­зие заключается в двойственной природе партий, а именно – социальной и институцио­нальной одновременно.

Когда говорят о социальной природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наи­более активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. партии берут свое начало в обществе.

Когда говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии яв­ляются важнейшим элементом в механизме государственной власти.

В силу своей двойственной природы партии выступают в качестве посредника между гражданским общест­вом и государством, трансформируя интересы гражданского общества в реальную полити­ку государства. В этом состоит уникальное значение партий как общественного института.

В современной политологии существует более 200 определений политической партии. В качестве рабочего примем следующее:

Политическая партия есть организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти либо для ориентации властей на достижение своих требований (автор – американский политолог Льюис Кермонн).

Признаки политической партии:

1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции оп­ределенного класса.

2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:

-наличие у партии программы и устава;

-наличие определенной структуры и иерархии;

-наличие определенной партийной дисциплины.

3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее от­личие политической партии от общественного движения.

4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.

Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий относят следующие:

1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интере­сов в идеологии и программе развития общества.

2. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.

3. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.

4. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.

5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.

1.б) Функции политических партий

Под функциями политических партий подразумевают их общественно-полезную роль и те специфические задачи, которые партии решают в процессе своей деятельности по реализации своих программных целей. Диапазон функций партий может варьироваться в зависимости от существующего в стране политического режима, типа государства, а также от уровня развития и степени зрелости политической системы общества, степени развития социальной структуры общества, типа доминирующей в стране экономической системы, политической культуры общества и ряда других факторов. Учитывая в конкретных политических условиях степень воздействия вышеобозначенных факторов на спектр функций политических партий, выделяют несколько основных функций.

1. Функция выявления и формирования наиболее существенных интересов тех социальных групп или классов, интересы которых данная партия собирается отстаивать и на политическую поддержку которых партия рассчитывает опереться в своей борьбе за власть. Эта функция реализуется посредством составления партийных программ, предвыборных платформ партий, политических заявлений партийных съездов, а также при помощи широкого пропагандирования этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората.

2. Электоральная. Ее суть состоит в том, что партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы, участвуют в финансировании избирательных кампаний и т.п.

3. Участие в реализации государственной власти через фракции в парламенте, а также через своих представителей, которых партия сумела провести на те или иные выборные должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д. )

4. Политических партий — политическая активизация и консолидация политических усилий широких слоев избирателей. Формами такой активизации могут стать политическая агитация в печати, по радио, телевидению, на митингах, проведение собраний, шествий и т.п. Существуют и иные, более современные технологии активизации широких слоев населения, которые основаны на использовании новейших достижений в таких сферах знания как обработка и передача информации.

5. Формирование кадрового резерва профессиональных политиков, отбора наиболее подходящих кандидатов на различные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию «политического рекрутирования».

6. Шестая функция партии заключается в том, что она выступает в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью

1.вТипы политических партий

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

В почти двухстах странах современного мира функционируют несколько тысяч политических партий. На первый взгляд, каждая из них разительно непохожа на все остальные, поскольку каждая партия действует в специфических условиях конкретной страны, на каждой из них лежат отпечатки национальных, политических, социальных, экономических, культурных, религиозных, и иных особенностей этой страны. Даже в рамках одного итого же государства политические партии, как правило, внешне очень отличаются друг от друга своим имиджем в общественном восприятии, стилем работы, степенью известности и многими другими параметрами. Однако существуют и признаки, которые позволяют систематизировать все это разнообразие политических партий, классифицировать их.

Существует несколько классификационных критериев для типологизации политических партий.

По происхождению и основным формам и методам деятельности политические партии делятся на: кадровые и массовые.

По отношению к власти партии делятся на две основные группы: а) правящие и оппозиционные; б) легальные и нелегальные.

По способам и методам достижения своих программных целей: реформистские и революционные.

По социально-классовой ориентации-классовые партии, межклассовые и партии социальных групп.

По месту в партийно-политическом спектре партии делятся на :левые, центристские и правые*.

По организационной структуре партии бывают :централизованными (или жестко структурированными) и децентрализованными (или слабо структурированными)

сосредоточения и основному вектору направленности деятельности партии бывают парламентскими непарламентского типа (авангардные).

По отношению к религии и церкви партии делятся на светские и клерикальные.

По признаку принадлежности к идейно-политической доктрине партии делятся на: либеральные, консервативные, социал-демократические, социалистические, коммунистические, национально-демократические и др..

2.а) Существо партийных систем

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

В зависимости от собственно межпартийных взаимоотношений характер партийных систем в значительной мере обусловливается типом тех вопросов («проблемных измерений»), которые становятся источником политических разногласий между ними, а также расстановкой политических сил, предопределяющей особенности борьбы отдельных партий за электорат. В настоящее время в науке, как правило, выделяют семь типов проблемных измерений, к которым относятся: культурно-этнические проблемы; противоречия между государством и церковью; городом и деревней; социально-экономические противоречия; проблемы, связанные с поддержкой режима; внешнеполитические и, на что специально обращает внимание Р. Инглхарт, распространение постматериальных ценностей.

2.б) Типы партийных систем

Типы партийных систем

В целом она является менее стабильной, чем система обдуманного плюрализма. Системами поляризованного плюрализмаотдельные годы были, например, партийные системы Италии и Франции.

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих, в том числе и внесистемных, политических партий, которые не пользуются более или менее значительным влиянием. В такой партийной системе правительство формируется либо на основе широкой коалиции партий, или вообще на внепартийной основе. Такая система характерна для переходных обществ, в частности для бывших советских республик и большинстве стран Восточной Европы. Она неэффективна и наименее стабильна среди других и со временем эволюционирует, как правило, в систему поляризованного плюрализма.

Многопартийная система может функционировать на государственном уровне более или менее устойчивая коалиция двух или более партий, которые сохраняют союзнические отношения не только с участия в правительстве, но и в оппозиции. Такая многопартийная система определяется как двоблокова. Примером его может быть партийная система Франции (в отдельные периоды), в которой доме полняют два партийных блока — демократов и республиканцев правой части политического спектра, социалистов и комунистов — в левой.

Двухпартийная система

Двухпартийной считается система, в которой определяющую роль в политической жизни играют два основных партии, чередующихся у власти. При этом количество действующих в стране партий может быть различной, однако ни одна из них, кроме двух влиятельных, не имеет реальных шансов стать правящей. Для двухпартийной системы характерны относительная равновесие двух партий, которые соперничают в борьбе за власть, и значительное отставание других партий, а также наличие сильной оппозиции со стороны той партии, потерпевшей поражение на выборах.

Это одна из наиболее стабильных и эффективных партийных систем, которой не грозят коалиционные кризиса. Она сложилась в тех странах, где дело дошло до образования сильной революционной рабочей партии. Типичный пример двухпартийной системы — США, где ключевые позиции политического жизни заняли две партии — Демократическая и Республиканская. Европейским примером двухпартийной системы может быть партийная система Великобритании, в политическом жизни которой преобладают Консервативная и Лейбористская партии.

В некоторых странах основными являются две партии, а рядом с ними существует третья, которая, примыкая к одной из основных, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства. Такая партийная система получила название трехпартийной, или «Системы двух с половиной партий». Она функционировала, например в ФРГ, где наряду с основными партиями — Социал-демократической и блоком Христианско-демократической Геополитический союз / Христианско-социальный союз (фактически это одна партия) — в парламенте действовала немногочисленная третьей партия — Свободная демократическая, коалиция с которой обеспечивала одной из основных партий парламентское большинство и право формирование правительства. После объединения Германии роль такой третьей партии перешла в партию зеленых.

Однопартийная система в прямом понимании система минные этого слова — это такая система, в которой невозможно даже номинальное существование других партий. Правящая партия, которая является единственной, по сути, сливается с государственными структурами, подчиняет их себе. Такой партией была, например, Коммунистическая партия Советского Союза.

Однако однопартийная система не исключает существования и нескольких партий. Главное, что только по одной из них постоянно закрепляется (фактически или юридически) роль правящей партии. Существуют фактически однопартийной системы, замаскированные под многопартийность. В таких системах правящая партия гегемон определяет развитие всей общественной жизни, регистрационная деятельность других партий. Фактически однопартийными были, например, партийные системы в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы, где, кроме правящих в коммунистических партий, существовали и другие, но они не производили ощутимого влияния на политику.

3.а) отличительные черт общественно-политических движений.

Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устоявшимися нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличия общественно-политических движений от политических партий:

социальная

база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп;

■ общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партия (как правило, достигнув своей цели, движение прекращает свое существование);

■ общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;

■ общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-поли-тические движения трансформируются в политическую партию);

■ центром политической активности в общественно-поли-тическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

■ в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и т.п.).