Практикум №1

Задание 1. В рамках повторения и усвоения учебного материала осмыслите и дайте развернутые ответы на нижеследующие вопросы?

Чем обусловливается и в чем проявляется объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве»?

Какова структура и основные функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни?

Какие универсальные источники и ресурсы лежат в основании различных видов власти, придавая каждой то или иное качество, тот или иной уровень эффективности?

Как соотносятся между собой понятия «политическое господство» и «легитимность» и по каким критерия типологизируют легитимность на традиционную, харизматическую и рационально-правовую?

Что стоит за понятием «технократическая легитимность» власти, и почему этот тип легитимности является ключевым в общественном бытии власти и политической элиты?

Задание 2. Определите, пометив в незаполненные ячейки, необходимые термины и понятия

Тип власти

Источник власти

Вождистская

Легальная

Репрессивная

Традиционная

Экспертная

Задание 3. Допишите, вставив в конце предложения пропущенное слово.

-Формирование знаний о политике и ее роли в обществе характеризует такую функцию политологии, как _________

- Политика – это способ производства социальных приказов и предписаний, основанных на _________

- Легитимность и легальность власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, то легитимность – отношение к власти со стороны ______

-Русская пословица «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» очень образно раскрывает суть такого важнейшего типа легитимности власти, как ______

Задание 4. Умозаключите.

«Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа М.Шеллера речь идет о способности человека к власти особого типа, причем самой сильной из всех властей. Какой?

Задание 5. Обсудите правомерность широко распространенного среди отечественных экономистов утверждения, что политика – не что иное, как «концентрированное выражение экономики», что по отношению к политике экономика первична и играет роль исходного детерминанта политики. А может, во взаимоотношениях политики и экономики все обстоит с точностью до наоборот, и в этих взаимоотношениях на самом деле первична не экономика, а политика? Но, может быть, обе эти посылки изначально неверны? Так где же истина?

Задание 6. Эссе

Чем обусловливается необходимость политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни?

Какую роль в политике играет борьба за власть и является ли эта борьба целью политики или только ее необходимым средством?

Чем отличается государственная власть от всех других властей (экономической, социальной и т.д.)?

Практикум №2

Задание 1. В рамках повторения и усвоения учебного материала осмыслите и дайте развернутые ответы на нижеследующие вопросы?

Что в содержательном плане стоит за понятиями «социальная мобильность» и «маргинальность» и какую роль они играют в изучении динамики процессов социальной стратифиации?

В чем проявляются особенности стратификационных процессов в нынешней России и связанная с ними биполярность российского социума?

Какое влияние биполярность оказывает на процессы формирования и возможности представительства социальных интересов в политике?

Какие типы политически социализированной личности преобладают в современной России?

Задание 2. Определите, пометив в незаполненные ячейки, необходимые термины и понятия

А) Какое понятие соответствует определению?

Определение

Понятие

Интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность

Перемещения индивидов и групп, отражающие динамику изменений в социальной стратификации общества

Вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, при котором согласовываются требования и ожидания ее участников

Любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам

Формальное или фактическое отрицание за лицом или группой лиц тех прав и свобод, которые признаются за другими лицами или группами

Б) к какому типу принадлежат общности:

Общность

Тип

Племена, народности, нации

Шахтеры, учителя, врачи

Городские и сельские жители

Касты, сословия, классы

Староверы, момоны, кришаиты

Молодежь, женщины, старики

В) парные противоположности социального поведения:

1. Альтруистское

Законопослушное

Добродетельное

Деликатное

Легкомысленное

Задание 3. Допишите, вставив в конце предложения пропущенное слово.

В отличие от социально-профессионального критерия социальной дифференциации, в основе которого лежит общественное разделение труда, основанием классового критерия является________

Понятию «социальное перемещение» в качестве синонима соответствует понятие _________

Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности, под вторичной – процесс _______

Умение пользоваться политическими нормами и ролями, а также активно и постоянно их применять называют политизацией. Ее антиподом выступает __________

Социально активный тип личности, живущий для политики и за счет политики, — это тип ________

Система социального представительства интересов в политике строится на признании и конституционном закреплении права граждан на______

Задание 4. Умозаключите.

«Даже когда все равны, некоторые все равно более равны, чем другие». О какой черте социальной стратификации, органически присущей любому обществу, идет речь в этом афористическом замечании английского писателя и публициста Дж. Оруэлла?

П.А. Кропоткин, говоря о причинах социальных революций в России, замечает: «Бедность – не порок сама по себе. Бедность есть порок лишь в сравнении с богатством. Отсюда два пути: уничтожить бедность, уничтожить богатство». Запад, как известно, пошел по первому пути – взял и уничтожил бедность. А по какому пути пошла Россия после Октября 1917 года?

Жизненное кредо какого типа политически социализированной личности замечательно точно описал русский поэт начала XX века С.Черный?

Моя жена – наседка,

Мой сын, увы, — эсер,

Моя сестра – кадетка,

Мой дворник — старовер.

Кухарка – монархистка,

Аристократ – свояк,

Мамаша – анархистка,

А я – я просто так…

Задание 5. Любое общество представляет собой вполне определенную иерархию социальных слоев и классов, которые являются носителями многообразных, не совпадающих друг с другом интересов. В то же время вместе с этими «частными» интересами (личными, групповыми, корпоративными и т.п.) в любом обществе всегда наличествует нечто, возвышающееся ад ними. Это нечто обусловливается единой для всех граждан средой обитания и охватывается понятием общественных, государственных и т.д. интересов. Есть ли такие (общие для всех) интересы в современной России, и если да, то какие? Сформулируйте их и обсудите.

Задание 6. Эссе

Какие факторы общественного обустройства и жизнедеятельности порождают и усугубляют социальное неравенство?

Почему социализация является ключевым звеном в процессе превращения человека как биологического существа в личность человека-гражданина?

Практикум №3

Задание 1. В рамках повторения и усвоения учебного материала осмыслите и дайте развернутые ответы на нижеследующие вопросы?

Объективная необходимость и сущность лидерства как центрального элемента структурализации групповой деятельности и фокуса группового интереса.

Дефиниции и трактовки лидерства в теории личностных черт, а также в рамках поведенческого и ситуационного подходов к лидерству.

Авторитарное и демократическое лидерство как противоположности с точки зрения восприятия подчиненных и привычной манеры поведения к ним.

Задание 2. Определите, пометив в незаполненные ячейки, необходимые термины и понятия

А) парные противоположности лидеров:

Революционер

Демократ

Романтик

Идеолог

Радикал

Б) какие приводимые ниже черты рекрутирования политической элиты принадлежат системе гильдий (А), а какие антрепренерской системе (Б)?

Основная черта

А

Б

Отсутствие конкурентной борьбы

Широкий круг селектората (тех, кто осуществляет функцию отбора)

Непотизм (доминирование родственных связей)

Тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства

5.Открытость

6. Небольшое число институциональных фильтров (требований для занятия должностей)

Задание 3. Допишите, вставив в конце предложения пропущенное слово.

Обязательное условие лидерства в конкретных формальных и неформальных организациях самых различных уровней и масштабов (от государства до общественных групп и движений) – это обладание ________.

По такому критерию, как отношение руководителя к подчиненным, лидеров классифицируют на два полярных типа ________.

Если за основу классификации политического лидерства взять социальную природу авторитета, то наряду с лидерством традиционным и харизматическим выделяют и лидерство ________.

Совокупность индивидов, которые достигают высоких результатов в той или иной сфере деятельности, образуют верхний слой социально-профессиональной иерархии, именуемы_______

Политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на элиту правящую и оппозиционную. Последняя (то есть оппозиционная элита) охватывается понятием _______.

Формальное лидерство – это лидерство по должности ,неформальное – имеет в своем основании _______.

Задание 4. Умозаключите.

«Почему столько людей проживает свой век, так и не удостоившись любви, в то время как другие, подчас менее достойные, слово наделены магической силой привлекать, обольщать, очаровывать, возбуждать слепое и неистовое чувство, которое готово на жертвы, чтобы добиться признания и взаимности». Если «приложить» эти слова героини романа французского писателя Э.Габорио «Дело Леруж» к политическому лидерству, то о каком источнике магического воздействия лидера идет речь?

«Лидер не есть продукт социальных отношений, а представляет собой некий вечный тип, обладающий определенным биопсихологическим комплексом». О какой из теорий лидерства идет речь в этой трактовке американского социолога Э.Богардуса?

Задание 5.

Известный политический деятель дореволюционной России П.Столыпин однажды оказался лицом к лицу с толпой разъяренных крестьян – народ был недоволен его реформами. На Столыпина двинулся детина с дубинкой в руке. Тогда безоружный сановник неожиданно снял шинель и небрежно бросил ее в руки готового нанести удар парня со словами: «Подержи-ка шинель, братец». Гнев толпы мгновенно угас. Обсудите, какие лидерские качества проявил П. Столыпин в этой нестандартной форс-мажорной ситуации?

Задание 6. Лидерство нельзя обозначить какой-то одной универсальной формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются. А третьи никогда этого и не достигают. Одни лидеры динамичны, обаятельны, способны воодушевлять других. Другие спокойны, сдержаны в речах и поведении. Однако и те, и другие могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться намеченных результатов.

В этой связи обсудите вопросы:

Должен ли лидер любить людей, быть справедливым, тактичным и внимательным по отношению к ним?

Являются «плюсом» или «минусом» в деятельности лидера такие качества, как скромность, честность и порядочность?

Должны ли обязательно присутствовать в облике лидера честолюбие и тщеславие?

Задание 7. Эссе

Какими объективными факторами обусловливается и в чем проявляется необходимость и сущность лидерства?

2.Политические портреты лидеров-харизматиков и лидеров, прошедших «электоральную селекцию».

Новая политическая элита России.

Практикум №4

Задание 1. В рамках повторения и усвоения учебного материала осмыслите и дайте развернутые ответы на нижеследующие вопросы?

Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой.

Основные критерии классификации политических систем и их типологическая множественность

Понятие политического режима как функциональной стороны политической системы

Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования».

Сущность и характерные черты авторитаризма как режима с «ограниченным плюрализмом».

Демократия как ценность и тип политического режима, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством

Три поколения прав и свобод человека и нынешние международные стандарты в этой области

Задание 2. Определите, поместив в незаполненные ячейки, необходимые термины и понятия:

А) какие из перечисленных ниже признаков характеризуют политические режимы: тоталитарные (А), авторитарные (Б), демократические (В)?

Признак политического режима

А

Б

В

Идеологический абсолютизм

Конституционализм

Ограниченный плюрализм

Многопартийность

Принудительная деполитизация

Сращивание партии и государства

Б) к какому типу политического режима относятся правовые принципы запретного и допустимого в политике?

Правовой принцип

Тип политического режима

Все, что не запрещено, разрешено

Разрешено все, кроме политики

Разрешено только то, что разрешено, остальное — запрещено

Запрещено даже то, что разрешено

Задание 3. Допишите, вставив в конце предложения пропущенное слово.

Если на верхнем (макросистемном) уровне политической системы располагаются высшие инстанции власти, то на среднем _________

Все позиции и варианты наблюдаемого поведения, благоприятствующие системе, трактуются как ________.

В зависимости от роли и места в политической системе государства различают системы этакратические (огосударствленные) и ________

Режим, беспредельно вмешивающийся в жизнь граждан, включающий всю их деятельность в объект своего управления и принудительного регулирования, относится к разряду _______

Исходным базовым принципом и необходимой предпосылкой демократии выступает народный суверенитет. Это значит ,что при данной форме правления народ является первичным _____

В очень концентрированном виде соотношение свободы и равенства может быть выражено одним словом — _________

Функциональная сторона политической системы, в рамках которой раскрывается реальная динамика политической жизни и используемые политические технологии, охватывается понятием _____

Задание 4. Умозаключите.

«В условиях демократии не убивают гонца, принесшего плохую новость». Какие политические права и свободы вытекают из этого афористического высказывания?

Задание 5. Общепризнано, что демократия – далеко не идеальная форм правления, но ничего лучшего за всю свою многовековую историю человечество пока не придумало. Обсудите, на чем может быть основана эта критика демократии и что в демократическом обустройстве общества позволяет говорить о ней как о форме правления, далекой от совершенства.

Задание 6. Тоталитаризм и демократия – диаметрально противоположные политические режимы. Сравнивая оба этих режима через призму базовых основ и принципов, их структурирующих, сформулируйте фундаментальные различия между ними в том, что касается:

А) понимания всеобщего блага и того, кем и каким образом оно формулируется

Б) отношения к идеологии и возможности легального существования «инакомыслия»

В) прав граждан на независимую от государства групповую организацию и общественную самодеятельность

Г) практики партийного строительства и возможности оппозиционной политической деятельности

Задание 7. Эссе

Какие подсистемы структурируют политическую систему, придавая ей облик сверхсложной системы?

Сходства и отличия тоталитарного и авторитарного режимов.

Демократия – лучшая форма политического режима?

Практикум №5

Задание 1. В рамках повторения и усвоения учебного материала осмыслите и дайте развернутые ответы на нижеследующие вопросы?

Основополагающие признаки и атрибуты государства как «особой организации силы».

Формы государственного устройства и их типологические характеристики

Особенности структурно-функциональной организации власти в современной России

Выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления государственной власти.

Современные избирательные системы. Проблема финансирования выборов

Законодательное регулирование и практика проведения выборов в Российской Федерации

Задание 2. Определите, поместив в незаполненные ячейки, необходимые термины и понятия:

А) каким теориям происхождения государства соответствуют приведенные ниже определения сути этих теорий:

Суть теории

Название теории

Возникновение государства есть договор человека с Богом

Государство – венец процесса межродовой и межплеменной интеграции, высшая форма патриархальной власти

Государство – результирующий продукт добровольного соглашения между людьми

Проявление государства связано с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами

Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на антагонистические классы

Б) парные противоположности выборов

Частичные

Многоступенчатые

Цензовые

Федеральные

Задание 3. Допишите, вставив в конце предложения пропущенное слово.

Государство – универсальная организация. Одно из проявлений этой универсальности заключается в том, что все граждане, в том числе и иностранцы, находящиеся на территории данного государства, подпадают под его _______

Самая древняя форма государства – это ________

Представительство интересов граждан и территорий в рамках избирательных систем и электорального процесса относится к разряду не прямого, а ________.

Из двух типов избирательного права граждан право человека быть избранным в представительные органы власти относится к типу _____

Тип поведения избирателей, когда они не участвуют в голосовании на выборах, называется _______.

Из двух наиболее распространенных типов избирательных систем более высокий порог для представительства в законодательных органов создает _____



Страницы: 1 | 2 | Весь текст