СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» Д/С №3 «Красная Шапочка»

Мини проект «Жаворонки»

Воспитатели:

Бусуек Т.И.

Почанина Е.А

Содержание

1. Актуальность проблемы.

2. Цель и задачи.

3. Программа реализации проекта.

4. Положительный опыт.

5. Система работы с детьми, родителями.

6. Планируемые результаты.

7. Критерии оценки ожидаемых результатов.

9. Приложение.

Актуальность проблемы.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор- считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

Цель и задачи.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  знакомство и участие в русских народных  праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.

Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

Формировать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Программа реализации проекта.

п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

1.

Изучение методической литературы по тематике проекта

февраль

2.

Разработка стратегии реализации проекта

февраль

3.

Работа с детьми

март

4.

Диагностика результатов

март

5.

Подведение итогов

март

6.

Дальнейшее развитие проекта

Положительный опыт.

Основной формой работы  остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и  подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Наряду с занятиями новой формой организации являются обрядовый, фольклорный праздник. В детском саду  регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, Жаворонки прилетели активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

Система работы с детьми, родителями.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Кроме этого, в разных разделах учитываются темы по русской культуре. Наряду с НОД организуются праздники, выставки.

Планируемые результаты.

Результатами проведенной работы являются:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

ЖАВОРОНКИ – беседа.

Современная дата: 9 марта (22 марта)Дата по календарю XVI века: 9 мартаДата по старому стилю: 9 мартаДата по новому стилю: 22 марта

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома – улетела белобока в чащи лесные. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле. На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Пшеничное, ржаное тесто раскатывали в виде круглой лепешки, с боков крылья загибали на спинку. Вместо глаз вставляли угольки, горох, льняное семя, ягоды можжевельника, изюма, черемухи. Сдобрив «жаворонка» маслицем, румяный гостинец смазывали медом. На головке лепили хохолок — втыкали перышко. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки.Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками”. Печёных жаворонков насаживают на длинные палки и выбегают с ними на пригорки или насаживают птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричат:

 

«Жаворонки, прилетите,Студену зиму унесите,Теплу весну принесите:Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!»

А так величают пташку, несущую с собой тепло, красные девушки словами старинной песни:

 

«Ты запой, запой, жавороночек, Ты запой свою песню, песню звонкую! Ты пропой-ка, пропой, пташка малая, Пташка ль малая, голосистая, Про тое ли про теплую сторонушку, Что про те ли про земли про заморская, Заморския земли чужедальныя, Где заря со зоренькой сходится, Где красно солнышко не закатается, Где тепла вовек не отбавится! Ты запой-ка – запой, жавороночек, Жавороночек ты весенний гость, Про житье-бытье про нездешнее!»

После печеных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

Поговорки.Сколько проталинок, столько жаворонков.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!

Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

Приметы.Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.

Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.

Ранний прилет журавлей – к ранней весне.

Журавль прилетит на наст – к неурожаю. 

Заклички.

Заклички  небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Закличек было много. Это был своеобразный ритмичный речитатив, наполненный определенным смыслом:

Жаворонки, жавороночки! Прилегпите к нам, Принесите нам лето теплое! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморили.

Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. 

Весна красна! На чём пришла, На чём приехала? На сошечке, на бороночке?

Жавороночки, Перепелочки! Прилетите к нам, Принесите нам Весную Красную, Лето Теплое. Зима нам надоела, Хлеб наш поела.

Жавороночек на приталинке Распевает, распевает, Он зовет себе, он зовет себе Весну красную, весну красную. Не лежать снежкам во чистом поле Растопиться, растопиться, Во синё море, во синё море Укатиться, укатиться.

Жаворонок, жаворонок! На тебе зиму, а нам лето! На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.

 Жаворонушки, Мои матушки, Прилетите ко мне, Принесите ко мне Весну красную, Лето теплое, С сохой, с бороной И с кобылой вороной, С жеребеночком — Вороненочком! 

Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела,И соломку подбрала,И мякинку подняла.Уж вы, кулички — жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Жаворонок, жаворонок!Возьми себе зиму,А нам отдай весну.Возьми себе сани, А нам отдай телегу.Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето, А мы вам зиму, У нас корма нету! Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Приносите нам Весну-красну, Красну солнышку, Тёплу гнёздышку!Жаворонки, прилетите,Красну Весну принесите.Принесите Весну на своем хвосту,На сохе, бороне,На овсяном снопе.Жив жаворонок По полю летает Зёрнышки собирает, Весну закликает! Летел кулик Из-за моря, Принёс кулик Девять замков - Кулик, кулик Замыкай зиму, Отпирай весну, Тёплое лето!

Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных. Детские воспоминания всегда образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся ощущения, связанные с веснянками-закличками. А вкус и запах весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.

Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Жаворонок»

Цели:

-Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).-Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах.-Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.-Активизировать словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».-Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

-Формировать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Оборудование:

Фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке; дидактическая игра «Времена года» ; сплетенные из теста «птички», противень, смазанный маслом, изюм, абрикосовые ядрышки, столовые ножи, колокольчик, запись на диске –пение жаворонка.

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель:

Идет Весна-красна!Идет весна ясна!С солнцем теплым,С дождем обильным.Принесет весна урожайВ наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей).

Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей).

Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей).

Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.

Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Мы сейчас тоже встанем и позовем жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,Прилетайте к нам.Весну ясную, весну краснуюПринесите нам.

А мамы пекли из теста булочки заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже заплели тесто. Сейчас оно подошло и нам осталось сделать клювики и глазки. Из чего мы сделаем глазки? Из изюма. А что такое изюм? Верно, сушеный виноград без косточек. А что мы используем в качестве клювика? Абрикосовые ядрышки. И теперь нам осталось ножом вот так надрезать хвостики нашим птичкам. (Воспитатель сопровождает объяснения показом). Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка»).

А пока пекутся наши птички, познакомимся поближе с жаворонком.

Прилетают жаворонки маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь стараются тогда, когда уже тепло. В связи с этим примета есть: «Жаворонок летит к теплу».

Весной у жаворонков, как и у всех птиц много забот. Что это за заботы, расскажите пожалуйста. (Ответы детей). Найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков проходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые, мелодичные песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»

Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,Хочет – в воздухе висит,Камнем падает с высотИ поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Жаворонки славятся своим пением. А еще какая птица считается превосходным певцом? (Ответы детей). Верно, соловей.

Улетают жаворонки в середине осени, ночью, когда не беспокоят их пернатые хищники. Летуны жаворонки превосходные. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Действительно, жаворонки умеют быстро и долго летать. Правда, в непогоду они устают и вместе с другими пернатыми путешественниками садятся на корабли. И моряки не трогают их, так как есть морская примета: «Несчастье грозит тому кораблю, на котором была обижена попросившая приюта птица».

Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.

Мы с вами уже нарисовали гнезда, а сейчас дорисуем в них яйца. Сколько яиц может быть в гнезде жаворонка? (Ответы детей). Вы можете нарисовать в гнезде не меньше трех, но не больше пяти яиц. А каким способом мы добьемся получения рыжевато-серой окраски яиц? (Ответы детей). Сначала с легким нажимом карандаша закрасим яйца оранжевым карандашом, а затем поверх оранжевого закрасим черным карандашом, едва нажимая на него. Вот так и получится у яиц рыжевато-серая окраска. (Дети работают под звуки пения жаворонка).

Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,Колокольчиком звенел.Порезвился в тишине,Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

(Рассматривание фото с изображением жаворонков. Описать их вместе с детьми.)Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются. Подросшие птенцы выбираются из гнезда и бродят возле него, верещат чуть слышными детскими голосами. Если доведется вам повстречать таких птичьих малышей, не трогайте их, не тревожьте. И не думайте, что птенцы выпали из гнезда или потерялись. Родители их рядом. Учат птенцов затаиваться, отыскивать корм, отличать съедобное от несъедобного. Скоро птенцы становятся похожими на родителей, переходят на зерновой корм, но и от насекомых не отказываются. Поедая насекомых и выклевывая семена диких трав-сорняков, жаворонки издавна считались друзьями земледельцев. Кто такие земледельцы? (Ответы детей). Люди, обрабатывающие землю и выращивающие растения. Что касается зерен пшеницы, то птицы не трогают зерна в колосе, а подбирают упавшие на землю пшеничные зернышки.

Ну что же, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

Итог:

1. Как называется жаворонок с хохолком?2. Почему его называют земляным жаворонком?3. Улетает ли хохлатый жаворонок на зиму в теплые края? Почему?4. Как жаворонки устраивают гнезда?5. Как растят птенцов?6. За что жаворонков называют друзьями земледельцев?7. Какие приметы связаны с жаворонками? (О тепле, у моряков).8. Почему жаворонки считаются певчими птицами?

(Открывается дверь, входит помощник воспитателя с готовыми булочками «жаворонками» и передает их воспитателю).

Попало ваше тесто в горячее место.Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ребята, берите «жавороночков» в руки и проходите на ковер. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка). Прежде чем съесть жавороночков, поиграем с ними немного. Вспоминайте песенку из игры «Жаворонок». (Дети выполняют движения соответственно тексту, держа в руке булочки-жавороночки).Наше занятие закончено, поставьте своих жавороночков на столы, помойте ручки и попробуйте их на вкус.

Игры.

«Перелет птиц» (сюжетная подвижная игра для детей 4 –5 лет)

Цель: формировать навыки залезания на гимнастическую лесенку произвольным  способом и спуска с нее, сохраняя координацию движений, в соответствии с командой взрослого

Оборудование: гимнастическая лесенка.

Ход игры:

            Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д. По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» — дети летят (бегут по площадке), расправив крылья (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» -  под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три!» птицы летят к «гнездам»: гимнастической лесенке залезают на нее. По сигналу взрослого «Буря кончилась. Вышло солнышко» птички спускаются со своих укрытий и вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по сигналу «Раз-два-три» занять свое место  на  гимнастической лесенке во время бури.

Внимание: воспитатель страхует детей при залезании и слезании с гимнастической лесенки. Нельзя допускать спрыгивания детей с ее верхних планок.

«Горелки»  (бессюжетная подвижная игра для детей 4 – 5лет)

Цель: использовать народные детские игры, приуроченные к разным временам года,  в поддержании интереса у дошкольников к совместному участию в играх соревновательного типа и совершенствованию техники бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры;  укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки.

Ход игры:

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех  лицом к играющим на расстоянии 2 – 3 шагов встает водящий – горелка.

Играющие речитативом произносят рифмовку:

                        Гори, гори ясно,

                        Чтобы не погасло.

                        Глянь на небо –

                        Птички летят,

                        Колокольчики звенят.

                        Раз, два, не воронь,

                        А беги, как огонь!

С последними словами дети, стоящие в первой паре расцепляют руки и бегут с двух сторон в конец колонны, стремясь встать в пару, прежде чем горелка осалит кого-либо. Горелка пытается догнать одного из игроков и запятнать его, если ему это удается, то он с ним образует пару, а игрок, оставшийся без пары  становится горелкой. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

Игра  «Ручеек».

Дети встают парами,одна пара за другой.Один человек –водящий.

Он идет между детьми ( в воротики),берет за руку любого ребенка и образует с ним пару.Ребенок,оказавшийся один,идет вперед и  проходит опять в воротики и т.д.

Игра  «Перепрыгни ручеек».

Дети встают в колонну,каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди.Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой.В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на « другой берег ручейка».Тот,кто не перепрыгнет,»наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры.

Разлился ручеек,золотой рожок,

Разлился водой,холодной,снеговой,

По пням,по болотам,по лесным колодам –УХ!

Игра «Пчелки и ласточка».

Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум.зум,зум!

Зум.зум.зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет,пчелку поймает».С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.Пойманные – выходят из игры. Игра повторяется.

Игра «Птицелов».

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в  неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

План-конспект НОД по рисованию в средней группе.

Тема: «Жаворонок»

Цель занятия:  Развивать навыки рисования цветными карандашами птиц,  выстраивая изображение из составных частей.  

Задачи занятия: 

учить детей рисовать птицу в движении;

 показать, что небольшое смещение составных частей  относительно друг друга даёт нам другую позу птицы;

 развивать навыки создания фона с помощью известковых мелков.

Материалы для занятия:

альбомные листы бумаги для рисования;

известковые мелки;

цветные карандаши;

простые карандаши, ластики;

иллюстрации с изображением различных птиц;

фонограмма: пение Жаворонка.

        Ход занятия:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст