Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№57 «Веснянка»

УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено и утверждено Заведующий МБДОУ «Детский сад

на заседании педагогического совета общеразвивающего вида с приоритет

Протокол №2 приоритетным осуществлением

от « 27 » ноября 2012 г. деятельности по познавательно-рече-

вому направлению развития детей . №57 «Веснянка»

_________________ М.М. Патракова

от « 27 » ноября 2012 г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

«Далёкий космос»

Воспитатель Некрасова В.В.

г. Набережные Челны

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3 – 6

2.Содержание Программы …………………………………………………………… 6 – 11

– Актуальность Программы. Проблемы. Цель и задачи

– Теоретические подходы и их учет в осуществлении Программы

– Принципы дошкольной дидактики

– Ожидаемый результат

3. Учебно-тематический план

Старшая группа. Непосредственно образовательная деятельность

(НОД). Образовательная деятельность в режимных моментах …………… 12 – 26

Подготовительная к школе группа. Непосредственно образовательная

деятельность (НОД). Образовательная деятельность в режимных момен-

тах ……………………………………………………………………………… 27 – 39

4.Мониторинг достижений детей ………………………………………………… 40 – 42

5.Работа с родителями ……………………………………………………………… 43 – 44

5.Литература …………………………………………………………………………. 44

6.Приложения к программе

– Конспекты НОД по старшей и подготовительной к школе группам – 1

– Игротека дидактических игр – 2

– Ознакомление детей дошкольного возраста с космосом через проведение

опытов и экспериментов – 3

– Организация сюжетно-ролевой игра «Космос» – 4

– Стихи о космосе – 5

– Загадки о космосе – 6

– Приметы – 7

– Дополнительный учебно-методический материал для использования

в работе с детьми в режимных моментах – 8

– Работа с родителями – 9

– Фотоматериалы – 10

– Детские работы – 11

– Наглядный материал – 12

Пояснительная записка

Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Далекий космос» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка»

Назначение рабочей программы

Программа дополнительного образования детей дошкольного воз- раста (5–7 лет) «Далекий космос» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка».

Программа дополнительного образования обеспечивает разно стороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их воз- растных и индивидуальных особенностей, развитие у воспитанников представлений о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; ознаком-ление с историей освоения космоса; расширение и углубление пред- ставлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подведение к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитание интереса к своей планете Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Сроки реализации рабочей программы

На два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы) позволят получить определенные результаты в формировании представлений воспитанников об окружающем мире.

Разработчик программы

Воспитатель Некрасова Валентина Викторовна, первая квалифика-ционная категория, педагогический стаж 42 года

Дата принятия рабочей программы

Педагогический совет ДОУ № 2 от 27 ноября 2012 года

Направление про- граммы дополнительного образования

Программа дополнительно образования «Далекий космос» опре-деляет содержание и организацию узконаправленного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представления о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; знакомит с историей освоения космоса; расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подводит к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; позволяет воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Возможности внесения корректировок в программу дополни тельного образования

В условиях модернизации российского образования коррективы возможны в связи с принятием новых требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Возможны коррективы с учетом особенностей воспитанников и потребностей их родителей в дополнительных и индивидуальных образовательных услугах

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих наш детский сад.

До недавнего времени, работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой включалась воспитательно-образовательная работа по развитию у детей элемен- тарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, как составляющее задач по развитию элементарных естественно-научных представлений. Знакомство с космосом и Солнечной системой включалось в раздел «Природное окружение. Экологическое воспитание»:

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, Луной, Солнцем и т.д.

Знакомить с нашей планетой (Земля – это огромный шар, на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др., два полюса: Северный и Южный).

Расширять знания детей о природе с учетом их интересов.

Знакомить с планетами Солнечной Системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце – источник света (смена дня и ночи) и тепла.

Время не стоит на месте. Вышла Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е Вараксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой, являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральным государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября

2009). Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции оте-

чественного образования и является переработанным в соответствии с действующим ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ. Но в ней нет задач по ознакомлению старших дошкольников по развитию у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг него планет; звездное небо и Луна; кометы и метеориты; затмение Солнца, Луны На мой взгляд – это значительное упущение. Как бы мы не хотели, но знакомство дошкольников с космосом само по себе заявляет о себе в апреле – 12 апреля День космонавтики. Воспользовавшись рекомендациями по написанию части Программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса дошкольного учреждения, программа «Далекий космос» для детей старшего дошкольного возраста органично вписывается в познавательно-речевой компонент общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №57 «Веснянка». В большей степени это относится к организации непосредственно организованной деятельности (НОД), т.к. интегрирующая тема периода «Космос» в рабочих программах старшей и подготовительной групп ДОУ заявлена в комплексно-тематическом планировании на вторую неделю апреля. Да и предметно-развивающая среда групп ДОУ, а именно, дизайнерское космическое оформление приемной одной из групп и «Модель Солнечной системы — мини-планетарий»» холла второго этажа здания детского сада позволяет использовать их как одну из форм наглядного метода ознакомления дошкольников с космосом. К тому же мы, воспитатели ДОУ, использовали методические пособия Шорыгиной Т.А. О космосе (Педагогические беседы). – М.: Книголюб, 2005 и Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Они же и взяты за основу в Программе «Тайны космоса».

Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.

Внимание нормального ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды.

Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры». Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры»

Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками космоса.

Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями позволяет активизировать познавательную деятельность детей. Для родителей же этот период – не только возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всем, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это универсальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.

Содержание изучаемого материала

Актуальность Программы

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора молодого человека, дает ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Актуальность еще составляет в том, совсем недавно 2011 год был объявлен указом президента РФ годом российской космонавтики, в честь 50-летия полета в космос Юрия Гагарина. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Проблема.

Развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель данной программы.

Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, кк к космическому первопроходцу.

Задачи:

образовательные:

– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

– учить делать интересные «космические» постройки, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей;

– учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, используя характерные особенности предметов космической тематики (звезды, звездное небо, кометы, роботы, луноход, роботы космические корабли и космонавтов – фигурки человечков в скафандрах);

– учить лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;

– учить создавать аппликационные композиции;

– учить в рисовании, аппликации использовать пространство переднего и заднего плана;

развивающие;

– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;

– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

– развивать мелкую моторику;

воспитывающие:

– воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты;

– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;

– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;

– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;

– формировать навык выражения своего мнения;

– развивать способности к коллективному творчеству;

словарная работа:

– активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета, Солнце, Земля,

Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, кос- монавт, скафандр;

– обогащение словаря: Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система. Планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, космонавт, вышедший в открытый космос Леонов и другие.

Теоретические подходы и их учет в осуществлении содержания Программы.

Астрономический компонент содержания дошкольного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе;

1) упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека в антропоморфной одушевленной Вселенной;

2) описание и объяснение повседневно (часто) наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;

3) первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе;

4) первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях;

3) некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

4) первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные «мифы о героях» – ученых, космонавтах и их свершениях.

Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только «известного для неизвестного», но и для «неизвестного для неизвестного».

Пути осуществления Программы «Далёкий космос»: педагогическая технология

Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ФЭМП), «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:

– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;

– при последующей непосредственно образовательной деятельности (НОД) дается короткое повторение темы;

– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблю-дений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

– праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).

Такое построение воспитательно-образовательной работы с детьми позволяет учесть принципы дошкольной дидактики:

принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;

принципы последовательности;

принцип систематичности: НОД проводится систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности;

принцип повторности;

принцип наглядности.

Программа по ознакомлению старших дошкольников с «далеким космосом» поделена на блоки. В блоки НОД, входит все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и т.д.

Следующий блок – «На чем и зачем люди летают в космос». Дети знакомятся с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное – раскрывается значение космических полетов для человека.

Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системы и с ее жительницами – планетами. Таким образом, подходим к знакомству с на-

шей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси знако-

мим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Третий блок знакомства детей с тайнами космоса – «Спутница нашей планеты Луны завершает космический блок» – «Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам», где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе. При непосредственно организованной деятельности о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.

Большое значение придается организации детей, а также из самостоятельной деятельности. Активно используется работа в микрогруппах по 2 – 5 человек (в зависимости от цели, которая ставится педагогом). Здания предлагаются не одному, а нескольким, подчеркивающие общность участников. Предлагается какое-то конкретное дело для проявления детской фантазии.

Такого рода организация продиктована следующими соображениями:

– она дает детям необходимость для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей;

– позволяет ребёнку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»;

– скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.

Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Позиция же педагога при организации НОД, а также всей воспитательно-образовательной работы дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная же роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

К тому же такая организация позволяет перенести акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у дошкольников средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д.

Все эти формы служат достижению цели программы «Тайны космоса» – это разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.

Ожидаемые результаты: к концу пребывания в ДОУ (при переходе в школу) дети 7-го жизни могут:

иметь элементарные представления о Солнечной системе, о роли Солнца в

возникновении и развитии жизни на Земле; о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях; об освоении космоса людьми; об истории его освоения;

проявляет интерес к окружающему миру и познавательную активность;

способен поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.

Учебно-тематический план

Старшая группа

День недели

I.Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

АПРЕЛЬ – 2 неделя

Доминирующая образовательная область в НОД

Тема

Интеграция образовательных областей

Цели

Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности)

Материал

Прим.

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018