Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

Совершенствования умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

Нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания.

Сформировать навыки общения, контроля своего поведения..

Содействовать развитию творческих задатков.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижения количества страхов;

- улучшение взаимоотношений родитель – ребенок.

1 этап – Диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического здоровья детей.

Диагностика:

Тест «Страхи в домиках»

Тест «Тревожности» ( Р.Темлл, М. Дорки, В. Амен.)

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей

3 этап – практический.

Цель профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

4 этап – контрольный

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Методы и техники используемые в программе.

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряженности, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышение уверенности в себе, снижение страхов.

Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Арт – терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Актуальность проблемы. Нестабильные социально – экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно – психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск – фактор, ведущий к нервно – психическим заболеваниям человека. По данным всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 80 – е годы составляло 15 % от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в пять раз. При этом изменяется и уровень тревожности. В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по профилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий, личностно – ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.

Примерное содержание по программе

Дата проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

октябрь

диагностика

Просвещение

«Мешок со страхами»

Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми

1

Опросник Лавреньтьева Г.П., Татаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»

2

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

3

Тест – опросник Спилберга – Ханина (диагностика тревожности)

4

Тест «Страхи в домиках»

5

Тест «Кактус»

6

Тест «Тревожности» (Р.Темлл ,М.Дорки, В. Амен.)

7

Занятие 1

Тема: Здравствуйте, это я.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

8

Занятие 2

Тема: Мое имя

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности.

ноябрь

9

Занятие 3

Тема: Моя кровать – моя крепость

Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

Консультация «Все о страхах»

Цель: расширять кругозор родителей по данной проблеме

Консультация:

«Детские драки – наши страхи»

10

Занятие 4

Тема: Страх мой – враг мой.

Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.

Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

11

Занятие 5

Тема: Почему грустил трусишка.

Цель: Формировать навыки выражения эмоционального настроения.

12

Занятие 6

Тема: Поединок двух страхов.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

13

Занятие 7

Тема: Не страшно, а смешно!

Цель: обеспечить пути поиска преодоления страхов, способюствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим.

декабрь

13

Занятие 8

Тема: Смелость города берет.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страха.

Консультация – практикум: «Детский невроз страха»

Консультация – практикум: «Детский невроз страха».

14

Занятие 9

Тема: Смелый трусишка

Цель: совершенствовать пути преодоления страхов.

Памятка для родителей: «шесть рецептов избавления от гнева».

Индивидуальное консультирование: «Методы коррекции страхов»

15

Занятие 10

Тема: Как побороть страх.

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

16

Занятие 11

Тема: Спать пора.

Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

17

Занятие 12

Тема: не боимся паука

Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.

Занятия

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов ,т.е. 12 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Данная программа коррекционно – развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста ( 5-7 лет). В каждой группе 5-6 человек.

Условия проведения занятий:

Принятие ребенка таким, какой он есть.

Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия;

Игра не комментируется взрослым;

В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятий дети сидят в кругу.

В содержании занятий выделяется три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

Блок – развлекательные (контактные) – 1 занятие — включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

Блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе).

Блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка – 10 минут.

Коррекционно – развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемыми результатами являются:

Коррекционно – развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении с окружающими людьми.

Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей. Необходимо вовремя распознавать проявление тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.

Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей современных быстроменяющихся условиях.

Раскрыть вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

Занятие 1

«Здравствуйте, это я»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Ход занятия:

Разминка: упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Доброе утро». Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга. Доброе утро Саша… Оля… и т.д., которые нужно пропеть.

Упражнение « Что я люблю». Дети в кругу, каждый по очереди говорит, что он любит из еды, одежды, во что любит играть.

Упражнение « Качели». Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает, затем меняются.

Упражнение «Опиши товарища» Один из игроков выходит из комнаты, остальные должны обнаружить, кто вышел, и описать его.

Упражнение «Лягушки на болоте». Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются «кочки» на разном расстоянии друг от друга, каждый должен пропрыгать все кочки не пропуская ни одной.

Упражнение «Художники – натуралисты». Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».

Занятие 2

«Мое имя»

Цель: Раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижения взаимопонимания и сплоченности.

Материалы : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбом для рисования.

Ход занятия:

Упражнение «Расточек» (см. занятие 1)

Упражнение « Узнай по голосу»

Игра «Мое имя». Психолог задает вопросы; дети отвечают.

- Тебе нравится твое имя?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст