Природа – это единственная книга, каждая

страница, которой полна глубокого

содержания.

Г.В.Гете.

Введение.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.

Разрабатывая данную программу, следовали инновационным технологиям обучения, с позиции современных взглядов на экологическое образование детей дошкольного возраста, опираясь на соответствующие методики, стремились к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошколят.

1. Общие положения.



Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, можно прийти к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы –научно обоснованному и гуманистически ориентированному.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего, потребностью гуманно относится к природе.

Экологическое воспитание детей имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т.д. Ведущей формой деятельности для детей является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

Основная идея программы заключается в том, чтобы: в процессе игровых занятий, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с использованием системы дидактических игр и упражнений, разработать психолого – педагогические условия, способствующие индивидуальному подходу к осуществлению комплексной работы по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Цели и задачи программы:

Цели программы:

1. Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

2. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

3. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации экологического образования.

Задачи программы:

1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

3. Воспитывать: любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда.

4. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.

Реализацией целей программы и систем мер, отражаются в следующих этапах работы над программой:

Анализ литературы по проблеме построения программы и разработка методики ее построения ( сентябрь – май 2008г.);

Проведение диагностического анализа по изучению дошкольного природоведческого и экологического воспитания детей и статистическая обработка результатов (2008-2009учебный год);

Формирование навыков экспериментального изучения, разработка программы экологического воспитания. (2009 -20010учебный год).

Внедрение программы направлено на:

Повышение уровня знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной деятельности:

-самостоятельность в процессе ухода за растениями и животными.

-умение анализировать, устанавливать простейшие причинно –следственные связи;

-формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.



Формирование новой системы духовных ценностей базирующихся на эстетических компонентах программы.

3. Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.

Закон РФ «Об образовании».

Концепция о правах ребенка.

Конституция РФ, ст.38,41,43,48.

Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития ( с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде )

Теория А.С.Выгорского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии его полноценного развития.

Теория Д.Б.Эльконина и А.И.Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.

4. Принципы построения программы.

Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и понятий современного естествознания. Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.

Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.

Третий принцип, реализуемый в программе, — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программе отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей детей.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата независимо от уровня развития ребенка.

Особенностью программы является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию национально –регионального компонентов.

5. Учебный план по курсу «Экологическое воспитание»

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

1

Занятия

1 раз в неделю

25 -30 мин.

2

Дидактические игры и упражнения

3 раза в неделю



10 -15 мин.

3

Индивидуальная работа

Ежедневно

10 -15 мин.

4

Самостоятельная познавательная деятельность детей в специально организованной развивающей среде.

В соответствии с режимом и планом работы

На усмотрение педагога

5

Игры – экспериментирование, опыты

2 раза в месяц.

15 -20 мин.

6

Развлечения

1 раз в квартал

25 -30 мин.