Красоту, чистоту мы у старших берем. Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив задачу знакомить детей с истиным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Задача эта — на года, поэтому в основе системы воспитания в нашем детском саду — знакомство с русским фольклором.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было послушать о прялке, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно.

. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством старились создать атмосферу, добавить элементы о чём говорили в течение занятия. ,например Тема: « У самовара я и моя мама» дети приглашали мам садились за столы накрытые расписными скатертями, на столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, и размах, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводили к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом и за семейным, усваивали традиции русского стола, кухонной утвари. Блюда русской кухни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празднику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол». Для изучения народно-прикладного искусства создали альбом и назвали его «Светелка-рукодельница». В «Светелке» собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки.

дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников — всего того, что постепенно складывается в систему.

Мы старались применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали серию потешек, пестушек, прибауток и использовали их в рече детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, они удовлетворяли рано возникающую у ребёка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомили и с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам — и про кота-воркота. и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. . Старались показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

Особое место занимали занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Мы старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» — слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассо-циативным поэтическим мышлением, и во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат — составленные детьми загадки.

Детей старшего возраста знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости..





Восприятие частушки — короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение частушек — для детей старшего возраста.

Изучение календарного детского, фольклора осуществляли через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника,, в котором дети не принимали бы участия. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» — славили Христа, , овсенем, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, мет кость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомить с народными инструментами начинаем еще в младшей группе. Показываем детям барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, играем на этих инструментах. Дети узнают об их истории. Детей старшего возраста знакомим с другими народными простейшие шумовые инструменты: трещотки, рубель, коробочку, полешки, ложки с бубенцами, гудки, свистульки. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действий включает в себя и костюмировку, и пользование декорациями, а нередко и пляску исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром в мы собрали все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного Какую радость доставляло детям быть персонажами сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща свадьбу играть!

Приобщение детей к, творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, с народной вышивкой. По каждому из перечисленных видов росписи есть пособия, конспекты занятий, перспективные планы. Оформили альбом с потешками, приговорками «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит». дети знакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью; их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, бокалы, деревянные ложки, тарелки, вазы, кружки. Рассматривали затейливый узор на них.

Большую радость приносили детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрешки. Малышам рассказывали о красоте, яркости, особенностях игрушки. Постепенно подводили к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с ее мастерами, историей возникновения, пробовали составлять небольшие рассказы с персонажем — матрешкой. Любимые дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров — все это игрушки мастеров Городца! Наличие множества игрушек, различных предметов позволило оформить группу «Городецкие узоры», где и проходит знакомство детей с этим видом народного творчества. Дети приходят сюда, с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Воспитатель приглашает детей такими вот присказками: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы, увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Чудо-ремесло — дымковская глиняная игрушка. Детей привле кают яркие, заоавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента — посильная задача для младших. В старшей группе — освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек. В подготовительной группе — лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол.

Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не похожая на другую. Она отличается и узорами, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Мы знакомим детей с «крестецкой строчкой» и владимирской гладью, дети пытаются вышивать сами у кого то хорошо и аккуратно получаеся, а кто то и расстраивается от таких детских неудачь но всё же идет к поставленной цели.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых, но порой бесполезных а иногда и вредных с точки зрения воспитания игрушек.

игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

И поэтому мы посчитали нужным что в 21 веке дети вновь должны видеть не

только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, которые кушают и плачут одновременно но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная маленькими ручками ребёнка, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Такие подарки для бабушек сделанные их внуками доставили огрумную радость улыбки и даже слёзы радости, бабушки вспомнили молодость и стали обмениваться воспоминаниями.

А самая главная наша задача что бы дети умели улыбаться и доставлять радость своим близким и родным.





Задачи к занятию

Цель курса: Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

Формирование у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Развитие речи.

Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.





Формирование целостного восприятия народной культуры.

Обучающие возможности фольклора огромны. Структура программы определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.