1.Политология как наука и учебная дисциплина. Место политологии в системе обществознания.

Политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Политология — наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку. Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока: философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политическою, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории; политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т.д.; политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.

Сказанное о предмете позволяет увидеть, что сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений. Как всякая научная область знаний политология выполняет определенные функции. Обычно выделяют такие как:1. Гносеологическая или познавательная функция, которая связана с раскрытием сущности политической сферы и присущих ей законов, тенденций и др. 2. Методологическая, состоящая в том, что она вооружает исследователей современными методами изучения и познания сложных политических явлений и процессов. 3. Политической социализации, выраженная в формировании у граждан современной политической культуры. 4. Прогностическая функция политологии, связанная с осуществлением разнообразных прогнозов о диапазоне альтернативных сценариев развития политической системы общества и других компонентов мира политического. Иногда выделяют также некоторые другие функции. В современном обществе как системе, как целостном образовании выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная; социальная; культурная; духовная и политическая. Каждая из них характеризуется только ей присущими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, действующими лицами и т.д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу жизни общества. Социальная, культурная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также, наряду с производственной и политической, образует специфическую подсистему. Гражданское общество обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов, в рамках которых происходят эти процессы. Политическая подсистема призвана регулировать (направлять) процесс создания благоприятных условий для эффективного функционирования указанных подсистем ради реализации интересов всех членов общества.

2.Методология и методы изучения политики.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:1)анализ и синтез; 2)индукция и дедукция; 3)аналогия; 4)моделирование; 5)классификация; 6)абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; 7)сочетание исторического и логического анализов; 8)мысленный эксперимент. Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: 1)использование статистики (прежде всего электоральной); 2)анализ документов (количественный и качественный контент-анализ); 3)опрос (анкетный и экспертная оценка); 4)интервьюирование; 5)лабораторные эксперименты; 6)теория игр.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся: 1)Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. 2)Бихевиоралистская — Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). 3)Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение. 4)Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5)Системная-Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. 6)Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). 7)Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд. 8)Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.). 9)Критико-диалектический подход особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. 10)Сравнительная методология- этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

3.Политические идеи Платона и Аристотеля.

Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи. Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших. Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

4.Политические идеи Макиавелли в работе «Государь»

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Политическая наука — это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем: 1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки. 2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии. 3. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия,

демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания — аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). 4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. «Государь, — отмечал мыслитель, — если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.

5.Вклад в политическую науку Гоббса и Локка.

Томас Гоббс и его теория общественного договора. Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан, или материя ,форма и власть государства церковного и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении .Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства ,по убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в.Дж.Локк (1632-1704). В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми ,так возникает государство. Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами .Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправе бороться против такого государства. Его идеал — английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

7.Российская политическая мысль (Герцен, Чернышевский, Соловьев, Бердяев)

Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины — как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.

Оригинальной является трактовка Герценом проблемы государства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объяснял в духе договорной теории, выводил из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен уже понимал, что государства служат не «общему благу», а задачам социального угнетения. По его мнению, «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила». В государстве он видел форму без содержания. В этом — и сила, и слабость его воззрений. Не видя в государстве определенного содержания, он апеллировал к «верхам», надеялся на реформы.

Герцен различает две формы организации человеческого общества — монархию и республику, при этом различая политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика, рассматривается им как наружная, не удовлетворяющая интересов большинства народа. Но и такая республика свободнее конституционной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к социальной республике.

Основным выводом, который сделал Н.Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.

В своих воззрениях на государство и право Н.Г.Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания госу-дарства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он дал резкую критику буржуазной демократии.Он обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период.

В национальном вопросе Н.Г.Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разрешение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть добровольным, а сама федерация может быть основана только на равноправии наций.

На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, Православной 1 Церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями…». Однако политический либерализм Соловьева ограничивался его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни, и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как не зависит от рационального начала, выражающегося в юридических и государственных отношениях. В основе нормального общества, писал Соловьев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в Церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого Церковью. Идея  свободы  как  основного  тезиса  либерального  движения  является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874—1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики», перейти к неполитическим формам человеческих отношений. Довести политику как таковую до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии — вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить зверя политики новой государственностью. Бердяев не видел в революционном движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение существующего зла. Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии. Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святые, свое учение о грехопадении, культ жертвенности мысль-мечта об установлении «земного рая». Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство человеческой жизни он сводит к материальному довольству, где нет места счастью и свободе творческого духа.

8. основные направления и теории в современной политической науке.

1. устранение критической соц дифференциации общества, обеспечение гражданам согласия и соц стабильности

2. Обеспечение адресной соц помощи малоимущим слоям населения

3. обеспечение реальных гарантий минимального дохода каждому гражданину

4. преодоление безработицы, создание новых рабочих мест, трудоустройство оказавшихся в силу различных причин безработными

5. Создание эффективных и доступных систем охраны здоровья граждан соответ новым условиям

6. проведение целесообразных реформ

7. Совершенствование жилищной политики, проведение жилищно коммунальной реформы

9. Политика как общественное явление: понятие, сущность, структура, функции.

Поли́тика: 1)искусство управления государством и обществом; 2)совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами; 3)сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики: — связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной

целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

— связь с действиями и интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. 2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Структура политики

В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи…

11.Политические отношения: понятие, содержание, уровни, типология.

Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.

Политические отношения — взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства. Основные характеристики политических отношений:

возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями; для их изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие; — влияние на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действия государственного механизма можно поддерживать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одни нравы и подавлять другие; — главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей на основе определенных принципов.

Существуют две стороны, формы бытия политических отношений

1)политическая деятельность — в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных усилий людей; и

2)политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил. Этот аспект политики еще называется институциональным (институт — это отношения, организованные на основе определенной нормы, санкционированного правила поведения).

Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический.

Выделяют следующие типы политических отношений : 1)отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

2)отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал «идеальными типами» отношений.

12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Интересы наряду с потребностями — важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность — это отношение между агентом,, субъектом и условиями его существования. Интерес — это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес — это отношение между субъектами, потребность — отношение субъекта к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие.Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник. Им служит отношение интересов социальной группы и интересов социальной целостности, общества в целом. Отход от них вызывает формирование иллюзорных, отчужденных от действительных интересов форм, теряющих атрибутивные свойства политического интереса, прежде всего связь, ориентацию на реализацию потребностей социальной целостности. Такой иллюзорной формой политического интереса служит бюрократический интерес.БЮРОКРАТИЗМ характеризуется прежде всего ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что оборачивается политической слепотой, желанием принимать желаемое за действительное.Политический интерес служит основой вхождения того или иного фрагмента социальной реальности в сферу политических отношений — процесса политизации, смысл которого — в наличии двух взаимосвязанных, но различных тенденций, одна из которых заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем. Но существует множество проблем, видов социальных связей, которые в политизации не нуждаются и должны и могут решаться на локальном. групповом уровне, за счет индивидуальных или групповых усилий, без вмешательства государственного механизма. Глобальная тенденция, характерная для всего современного общества — деполитизация, ограничение сферы государственного политического вмешательства и регулирования за счет включения механизмов самоуправления, частной инициативы, личной и групповой активности.

14. Политическая власть: понятие, сущность, формы, функции.

Политическая власть это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Признаки политической власти: 1)делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат; 2)использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм; 3)наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Функции политической власти как инструмента социального управления: 1)сохранение социальной целостности; 2)реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп; 3)регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга; 4)поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга. Формы: Традиционная власть  опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти. Харизматическая власть.. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен «доказывать» свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей определена законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

15. Легитимность и легитимация политической власти.

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность — это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Гораздо чаще легитимность достигается в повседневной борьбе за оправдание перед обществом носителя власти. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Типы легитимности политической власти: 1) рациональный власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) идеологический власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3) традиционный власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

16.Теория разделения властей.

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую \ гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным

работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

Принцип разделения властей должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Принцип разделения властей в различных модификациях присутствует ныне в конституциях и политических системах демократических обществ.

17. Политическая система. Основные подходы к ее определению.

Политическая система — совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие — как систему взаимодействий; третьи — как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы. По Парсонсу: политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей. Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. По мнению Д. Истона, политическая система — развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы — требования или импульсы — поддержка. На выходе системы — политические решения, на основе которых осуществляются политические действия. Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине. Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона. Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем. В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения: существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом; по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система; в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе — всего народа; характер политической системы определяется экономикой; политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.

18. Структура и функции политической системы.

Структура политической системы: 1)политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; 2)политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3)социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4)политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; 5)политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта

Функции политической системы реализуются четырьмя ветвями власти – информационной, законодательной, исполнительной и судебной.

1)Органы информационной власти собирают, анализируют и распространяют между отдельными гражданами, органами власти и общественными организациями информацию о внутреннем состоянии общества и внешнем окружении. 2)Законодательная власть анализирует информацию, определяет цели общества и принимает законы, в соответствии с которыми общество и сама социальная система самоорганизуются и развиваются. 3)Информация о текущем состоянии общества используется органами исполнительной власти для реализации законов путём организации членов общества на их исполнение. 4)Органы судебной власти используют информацию о состоянии социальной системы для корректировки нарушений в исполнении законов и разрешения споров относительно их интерпретации.

19. Типология политических систем.

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы: 1)рабовладельческая; 2)феодальная; 3)буржуазная; 4)социалистическая. Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс — рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу. В соответствии с социальной основой выделяются:  1)военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); 2)гражданская; 3)национально-демократическая система; 4)буржуазно-демократическая политическая система. Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства. На основе характера политического режима выделяют политические системы: 1)демократические; 2)либеральные; 3)тоталитарные; 4)авторитарные  Широко распространено деление политических систем на: 1)Традиционные — в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. 2)Модернизированные — имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий: 1)Либеральная демократия 2)Радикально-авторитарная или коммунистическая 3)Традиционная 4)Популистская 5)Авторитарно-консервативная. На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :  1)либеральная демократия — для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; 2)коммунистическая система — с высокой степенью принудительной партиципации; 3)развивающиеся — характеризуются низкой степенью политического участия.

Политические системы подразделяют также на:  1)открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; 2)закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой. Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие: 1)завершенные и незавершенные; 2)централизованные и децентрализованные; 3)микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные; 4)инструментальные и идеологические; 5)с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

20.Политический режим: понятие, отличительные признаки, типология.

Политический режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

1)степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2)соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3)гарантированность прав и свобод личности; 4)характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5)степень реализации политической власти непосредственно народом; 6)положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7)место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8)соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9)характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10)тип политического поведения; 11)характер политического лидерства; 12)учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 13)доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 14)степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15)принципы взаимоотношения общества и власти; 16)политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); 17)мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; 18)существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

21. Демократия как политический режим и как форма организации общественной жизни

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:

население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

существование гражданского общества с его развитой структурой;

реальное осуществление правового государства;

выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

легитимность государственной власти;

“силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

во всех сферах общественной жизни господствует закон;

провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и

гражданина;

в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;

политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

22. Понятие и теория происхождения государства, его признаки.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Существенные признаки государства:

1. Территория. 2. Население. 3. Публичная власть. 4. Право. 5. Правоохранительные органы. 6. Армия. 7. Налоги. 8. Суверенитет.

23. Формы государственного устройства и формы государственного правления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть: абсолютная; конституционная.

Республика может быть: парламентская; президентская.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные,

Федеративные, Конфедерации. Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-

территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: существование одноуровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); существование только одного гражданства. Все унитарные государства можно разделить на два вида: Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать: по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные. По юридической основе: договорные; конституционные. По равенству статусов: симметричные; ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.

24. правовое и социальное государство, их характеристика.

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: 1)права и свободы человека; 2)равенство всех перед законом; 3)принцип разделения властей; 4)разрешение конфликтов через справедливый суд.

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно: 1)наличие развитого гражданского общества; 2)действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 3)правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; 4)возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; 5)ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

25. политические партии: понятие, функции.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть общества, выражающая интересы определенных социальных групп; члены партии связаны идеологической общностью; цель любой политической партии – достижение власти.

Функции политических партий:

■ выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

■ активизация и интеграция определенной части людей;

■ борьба за политическую власть и ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

■ подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

■ разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

■ политическое воспитание общества в целом или его части;

■ подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

26. партийные системы, их характеристика.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально- классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем: 1) в зависимости от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные; 5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

27. общественно-политические движения: функции, типология.

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

- по идеологической основе — либерально-демократические, консервативные, социалистические;

- по национальному признаку — национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

- по демографическому признаку — молодежные, студенческие и др.;

- по масштабам — международные, региональные, в стране, штате, республике;

- по методам и способам действия — легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

28. политическая деятельность. Мобилизованное и автономное политические участие.

Политическая деятельностьэто взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются

1)концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях;

2)восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; 3)использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; 4)постоянный, зачастую профессиональный участия в политическом процессе;

5)принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида.

Формами политической деятельности являются

1)профессиональная занятость в системе органов государственной власти,

2)работа в органах местного самоуправления,

3)работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую. Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная.

Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Одно из них — политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Менее ярко выраженная форма отчуждения — политическая пассивность. Действие другой тенденции — движение от политического отчуждения к политической активности — начинается со специфического состояния негацци-отрицания — такой позиции личности. социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания какого-либо влияния на политический процесс, на формулировку или принятия определенных политических решений. По степени интенсивности политическое участие может систематическим или эпизодическим, по мотивации — автономное (сознательно избранные формы поведения) или мобилизованное (основанное на внешних импульсах, внеличностных стимулах), по отношению к существующему общественному порядку — конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (нелегальные, противозаконные). Политическое участие является лишь одним из проявлений социальной активности личности и не занимает, как правило, доминирующего положения среди других форм поведения.

Его основными формами являются участие в политических собраниях, акциях, шествиях, единичные контакты с политическими деятелями, участие в выборах, членство в общественных организациях, участие в политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения, в акциях гражданского неповиновения и т.п). Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

29.Политическое поведение. Особенности массового поведения.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие: 1)реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты; 2)периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях; 3)Деятельность в политических организациях, партиях; 4)выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка; 5)посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; 6)прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки; 7)воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как: 1) роль, это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками; 2)статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике; 3)принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; 4) участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике. Политическое поведение можно разделить на политическое участие и абсентеизм. Политическое участие-понятие для определения влияния граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Политическому участию противостоит такой тип политического участия как абсентеизм. Это уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип существует в любом обществе, однако, его рост свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.Причины абсентеизма: доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может привести к утрате интереса к политике. Так же он может быть причиной распада групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-нибудь социальной группе, а следовательно целей и ценностей, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью.

Основные особенности массового политического поведения

Его важнейшими признаками являются:1)Статистичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий). 2)Стохастичностъ, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми). 3)Ситуативностъ (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями). 4)Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга). 5)Отказ от личной ответственности.

30.Политическая элита: концепции и научные школы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА — внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст