Сообщение из опыта работы учителя-логопеда Шумиловой Т.В.

МДОУ ЦРР детского сада №8 «Светлячок» Подольский район

ТЕМА: «Формирование основ связной описательной речи у

дошкольников с ОНР»

Тема сегодняшнего методического объединения связная описательная речь. Связная речь — это показатель итог всей работы педагогов по изучаемой теме, так как в ней ребенок использует имеющиеся у него знания и навыки.

В этом году в нашем детском саду есть старшая логопедическая группа с основным диагнозом ОНР. Помимо воспитателей в ней работают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и изомастер.

Учитывая основное требование новых федеральных стандартов образования по созданию единого образовательного пространства мы выбрали в системе планирования принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все педагоги, работающие в логопедической группе.

Темы планируются еженедельно, они красной нитью проходят через все виды организованной образовательной деятельности и являются приоритетными в системе преемственности между специалистами группы.

Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. И если педагоги массовых групп только с переходом на ФГТ погрузились в эту проблему, то в коррекционных программах принцип комплексного тематического планирования заложен изначально.

Сейчас мы работаем над составлением недельных проектов по каждой лексической теме, в котором предусмотрена работа всех специалистов, а не только воспитателя и логопеда, примером такого проекта может служить проект по теме «Одежда»

Что бы разработать проект после определения темы педагог-психолог и учитель-логопед дают рекомендации по коррекции познавательной и речевой деятельности у каждого ребенка, и на основе изучаемой лексической темы.

Педагоги предлагают, что есть в их методических копилках в пределах данной темы, какие можно провести упражнения, игры, занятия. Таким образом, мы не сочиняем новых конспектов, зачем терять тот опыт, который накоплен годами, мы просто совершенствуем то, что уже есть, внося необходимые коррективы с учет речевого уровня воспитанников и лексической темы.

Диагноз ОНР выражается в:

— недоразвитие основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического строя речи.

— а так же наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) которые создают дополнительные затруднения в овладении речью.

Учитывая перечисленные особенности, мы стараемся предусмотреть какие задачи по коррекции этих недостатков мы можем решить в непосредственной образовательной деятельности, какие включить в режимные моменты.

Так мы вместе с воспитателями подбираем к каждой лексической теме:

словарь, который должны освоить дети, грамматические категории :

—В рамках образовательной области «Познание» Воспитатель по согласованию с логопедом проводит знакомство с понятиями, с названием предметов, действий и признаков по определённой теме.

— Для подготовки детей к рассказу описанию хорошим фундаментом послужит экспериментальная деятельность.

При экспериментировании с предметом ребенок изучает его основные свойства, познает различие в предметах, непосредственно взаимодействуя с ним. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше он запоминает информацию, которая потом понадобиться ему при составлении рассказа описания.

Так при подготовке к рассказу описанию об одежде воспитателями моей группы были проведены эксперименты с тканью, которые позволили детям понять: какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.

Эта простая экспериментальная деятельность пополнила активный словарь детей, вызвала у них огромный интерес и желание дальше узнавать, что-то новое по теме одежда.

— при подготовке к рассказу описанию о природных явлениях мы планируем наблюдения, которые можно провести на прогулке.

Проводя наблюдения, воспитатель учит детей рассматривать предмет выделять общее и частное, особые характеристики.

Выразительный рассказ педагога, совпадающий с непосредственным восприятием ребенком природы, надолго запоминается ему, и обязательно отразится в речевых высказываниях детей непосредственно на занятии по обучению рассказыванию.

В рамках образовательной области «Художественная литература» воспитатель с учетом рекомендаций логопеда, отбирает материал для художественного чтения, при разборе которого можно отработать те названия предметов, действий признаков, пополнить сведения об окружающем мире по данной лексической теме;

Например, в проекте «Одежда», мы запланировали произведения:

рассказ Носова «Заплатка», стихи: З Александрова «Сарафанчик», Орлов «Портниха», В.Лившиц «Валины перчатки».

Важна и интеграция с образовательными областями «Физическая культура» и «Здоровье»

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, динамических пауз: моторные навыки, просодические компоненты речи.

Что не приходилось каждый раз переворачивать кипу литературы в поисках подходящей физпаузы, организации режимных моментов, мы составили картотеку физминуток, народных подвижных игры, которые можно использовать для развития речи по определённой лексической теме.

Образовательная область «Музыка»

Музыкальный руководитель на занятиях подбирает репертуар близкий к лексической теме, например к проекту одежда были включены слушание русской народной песни «Дуня-тонкопряха» в обработке Жарова, пение русской народной песни «Прялица» в обработке Т.Ломовой., русский народный танец «Лён» в обработке Раухвергера.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество»

Изомастер, по рекомендации логопеда включает в свои занятия слова по лексической теме и грамматические формы, изучаемые в данный период .

Даже дошкольникам с нормальным речевым развитием обычно трудно дается описание пейзажа, времени года. Но это хорошо усваивается, если они берут в руки карандаш и становятся художниками. На занятии по рисованию, прежде чем изобразить предмет или пейзаж необходимо рассмотреть его, разобрать в деталях.

Можно использовать детские рисунки и на самом занятии по обучению описанию. Как это было представлено на сегодняшнем занятии. В презентации были использованы рисунки детей этой же группы. Что позволило детям почувствовать значимость своей работы освежить в памяти знания об изображенном явлении и конечно это послужило хорошим стимулом. Увидев свои работы на экране, дети загорелись желанием рассказать о том, что они изобразили в рисунках.

Воспитатели нашей группы используют для речевой работы все режимные моменты. Необходимо помнить, что одну и ту же задачу приходится выполнять в течение длительного времени, что каждое слово и выражение ребёнок связывает с определённой ситуацией. И чем больше таких ситуаций мы совместными усилиями создадим для ребенка, тем прочнее будет результат.

— поэтому мы подбираем речевые, дидактические и сюжетные игры, которые можно использовать по данной теме в режимных моментах.

Игры мы отбираем по принципу доступности речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.

Пример дидактических игр по теме «Одежда»:

— Игра«Радио».

Цель: развивать слуховое внимание детей, умение узнавать по описанию одежду.

—«Кому что нужно?»

Цель: Учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы в швейной промышленности.

— Игра-треннинг «Иголка и нитка»

Цель: Воспитывать чувство сплочённости, коллективизма.

— «Узнай на ощупь».

Цель: Учить детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.)

— Настольно-печатная игра «Подбери заплатку».

Цель: Учить соотносить цветовой рисунок и форму «заплатки» и «ткани».

Активно используем на прогулке игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми.

Цель этих игр определяет логопед. Например, для пополнения словаря подойдет универсальная игра «Мяч бросай — слово называй» можно использовать и любое обобщающее понятие: животных называй, посуду… и т.д.

Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласовании слов в предложении (солнце что делает? Светит, греет Листья что делают?….)

В режимных моментах чаще других проходит область «Социализация».

Наши дети очень обидчивы часто остро реагируют на проигрыш в игре. И совсем недавно я нашла в интернете интересный прием, мы только начали его использовать, но он нам уже хорошо помог.

«Выручалочки» этот прием вносит в игру элемент занимательности и дополнительно речевую насыщенность. Пойманных или выбывших из игры детей выручают различными способами: чистоговорками, стихами, которые с логопедом дети учат множество, но кроме как у логопеда дети их редко где вспоминают.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Мы разъясняем родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей.

Еще на этапе планирования мы продумываем: какие сведения должны помочь детям узнать родители.

Воспитатели дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию, предлагают им идеи по темам детских исследований.

Так, например, по теме «Одежда» мы предложили родителям вместе с детьми вырезать бумажную куклу и придумать и украсить для неё одежду. В группе дети должны были устроить «Показ мод» используя навыки, полученные на занятии по обучению рассказыванию, представить один из лучших нарядов своей куклы.

Организация работы по такому комплексному принципу должна обязательно предшествовать занятию логопеда по обучению детей описательному рассказу. Потому что позволяет создать необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков описательной речи.

Задача логопеда как ведущего специалиста в логопедической группе скоординировать работу всех специалистов.

Естественно сам логопед в первую очередь должен учитывать речевые трудности и особенности психических процессов у детей с ОНР на своих занятиях.

Сегодня мы вам не случайно показали занятия в одной возрастной группе, что бы ярче была видна разница между детьми с нормой речевого развития и детьми ОНР. Рассмотрю обе группы детей в сравнении

Дети с нормой речевого развития

Дети с общим недоразвитием речи

3 уровня

Словарный запас

Имеют достаточный словарный запас, в котором представлены все части речи

Процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано.

Словарный запас ограничен, в основном существительными, глаголами, очень мало прилагательных и других частей речи

Нарушение в лексике выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Задачи и приемы коррекции: обязательное включение в занятие логопеда подготовительных упражнений для активизации необходимого в конкретном рассказе словаря. Это могут быть упражнения:

— на узнавание предмета по его описанию,

— отгадывание загадок, содержащих описание предметов.

— сравнение предметов по основным признакам

— словесные игры на подбор синонимов, антонимов и др.

Грамматический строй речи

На достаточном уровне владеют навыками словообразования и словоизменения.

Свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.

Допускают большое кол-во ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов, затрудняются в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, притяжательных прилагательных.

Пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов.

Задачи и приемы коррекции:

В занятие по описательному рассказыванию обязательно включаются

—упражнения на правильное употребление словоформ;

—усвоение практических навыков словоизменения;

— упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий).

— приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы.

—продуманная постановка вопросов, которая требует от детей развернутого ответа.

— формирование установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям.

Навыки связной речи

Даже в начале года не ограничиваются называнием предмета или явления, а в большинстве случаев дают более развернутый и достаточно полный анализ, характеризуют признаки и свойства.

В процессе развития связной речи по подражанию начинают активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Связанное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Вспомогательные приёмы при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания:

— жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания

При составлении описательных рассказов в нашем детском саду апробирован и удачно используется прием предметно-схематических моделей.

Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными.

Подобные схемы разработаны по многим темам, и в настоящее время широко представлены в разных вариантах в литературе. Наиболее подробно ознакомиться с данным приемом можно у Воробьевой В.К, Глухова В.П., Ткаченко Т. А. Взяв их разработки за основу, я исходя из конкретных задач занятия, так же добавляю свои схемы заменители.

После того как дети научатся пользоваться готовыми планами я усложняю работу со схемами.

Что бы формировать самостоятельное умение планировать свой рассказ предлагаю детям выбирать из множества карточек схематического плана разных лексических тем именно те, которые отражают характеристики рассматриваемого предмета или явления и составить из них план для своего рассказа.

Нельзя не отметить, что дети даже высокого уровня речевого развития на первых этапах обучения нуждаются для опоры в этих схемы. И их применение оправдано не только в логопедических, но и в массовых группах.

Психологические особенности

Отличаются активно развивающейся потребностью в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности

Способны усвоить значительный объем материала выдавать разные варианты рассказов.

Могут вносить свои изменения замечания.

 

Вне специального внимания к их речи малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

Характерны неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления

Перечисленные особенности ведут к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости.

Необходима дополнительная мотивация, приемы активизации речи детей.

Следует убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это.

— коррекционное воздействие должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника

— на занятии обязательна постоянная смены детской деятельности, с использованием ведущей, на данном возрастном этапе, деятельности – игры, физпаузы.

— необходимо сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.

В этом мне помогают Компьютерные технологии

В новых федеральных образовательных стандартах указаны требования к активному использованию ИКТ для решения познавательных задач.

Наше дошкольное учреждении активно внедряет эти требования в свою практику.

В моей работе компьютерная технология стала важной и неотъемлемой частью педагогического процесса.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд шоу, видеофрагменты. Эта наглядность, дающая мне возможность выстроить объяснение на игровых ситуациях с включением сразу нескольких каналов восприятия информации.

Компьютерные презентации, помогают:

решить дефицит наглядных пособий

повысить темп занятия, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране;

активизировать деятельность воспитанников, так как предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к выполнению учебных заданий;

задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы, дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал.

у детей дошкольного возраста и особенно у детей с проблемами в развитии преобладает непроизвольное внимание. И только когда материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В массовой группе собраны дети с незначительным расхождением уровня развития, как речи, так и других процессов.

В логопедической группе собраны дети с различным уровнем речевого нарушения.

Даже диагноз ОНР предусматривает 3 уровня от отдельных слов в речи ребенка, достаточно развернутой фразы. И у каждого свои причины этого нарушения соответственно свои методы коррекции.

Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня сформированности описательной речи (степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятии и др.)

Таким образом, благодаря разнообразным приемам вспомогательным средствам в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, по плану проявляя все большую активность, стараясь строить предложения более развернутой структуры.

Даже по прошествии незначительного периода обучения по коррекционной программе в логопедической группе короткие рассказы уже сейчас могут составить даже те дети, которые в процессе диагностического обследования в начале учебного года отвечали только на вопросы, и то давали однословные грамматически неправильно оформленные ответы.

Говорить о коррекции нарушений пока рано, но динамика видна.

Работа по формированию связной описательной речи продолжится как в старшей, так и в подготовительной группе в соответствии с перспективным планом. Мы будем учить детей описывать природные явления, пока нам это недоступно из-за абстракции понятий, будем включать элементы описания в другие виды развёрнутых высказываний – пересказ, составлении рассказов из личного опыта и др.