Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое предоставляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.

Благоприятным видом искусства для развития творчества является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволяет широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого вида творчества.

Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности, где ставятся задачи развития музыкально-творческих способностей. Но подводить к творческим навыкам детей нужно постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста. Уже тогда дети пытаются творчески выполнять то или иное задание, доступное им. Например: творческому воспроизведению звукоподражаний (пощебечем как птицы-мамы и птенчики и т.д.).

Истоком детского песенного творчества является инсценирование песен, где есть постепенное развитие сюжета. Инсценируя песню, дети в игровой форме, постепенно приобретают важный навык – умение творчески осмыслить и воплотить в действие предложенную ситуацию. Например: в песенке В.Красевой «В огороде заинька» всего четыре короткие музыкальные фразы. Но в них заключен очень яркий, понятный и доступный детям сюжет. Кроме того, образное музыкальное заключение и задорные слова, которые дети произносят говорком. Детям предлагается попробовать свои творческие возможности, изображая малыша-зайца, который смешно, неуклюже присаживается и начинает «есть» капустку, «брать» морковку, и в заключение скачет в «лесок».

Дети старшего дошкольного возраста инсценируя песни так же отталкиваются от развития сюжета песни. Но они уже обладают определенными знаниями и умениями, полученными ранее и им уже доступно освоение более сложных ситуаций. Если раньше работа над инсценированием строилась в основном на указаниях педагога, то теперь дети получают больше самостоятельности, вносят свои предложения. Помощь взрослого заключается в том, чтобы расширить кругозор дошкольников, подтолкнуть их к обсуждению вариантов инсценирования. Очень важно оставлять за детьми право или возможность что-то менять, варьировать, дополнять по своему усмотрению, чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот, пополнялся и обогащался за счет более углубленного проникновения в суть происходящего.

Также развитию творчества инициативы способствуют вопросно-ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог.

Музыкальное движение – один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Формой художественной деятельности, сочетающей в себе музыку, движение и драматизацию, является сюжетный танец. Танец, как любой вид искусства, имеет собственный выразительный язык, который в силу своей образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Истоки образной природы танца коренятся в пластических интонациях, характерных выразительных элементах движений, рожденных в реальной жизни. Важно ориентировать детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание. Подготовкой к творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Существует такая разновидность образных танцев, как танцы с сюжетным построением. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, побуждающая детей к музыкально-двигательной импровизации. Разнохарактерность персонажей устраняет возможность подражаний, что побуждает каждого искать образно-выразительные движения. Диктуемое сюжетом взаимодействия участников направляет их фантазию, помогая определять выбор движений. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

Для развития музыкально-игрового творчества детям предлагаются творческие задания. С этой целью используются фольклорный песенно-игровой, танцевальный материал. Вначале это несложные задания. Например, детям предлагается самостоятельно выполнить движение под музыку в соответствии с текстом песни, структура которой содержит в себе элемент импровизации. Ребенок, создавая тот или иной образ, должен показать как он понимает содержание песни и характер музыкального произведения.

В песнях, где уже предложены те или иные действия, можно не давать детям готовую композицию, а предложить самим обыграть эти песни и придумать движения. Затем отобрать удачный вариант и разучить его. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствуют накоплению музыкальных впечатлений, музыкального опыта.

У дошкольников младшего возраста развитие игрового творчества начинается со знакомства, прослушиванием музыки, после чего им предлагается изобразить веселого, трусливого зайца; сердитого медведя; гордого, важного петушка; быстрых курочек.

Таким образом, всякое творчество развивает в ребенке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, желание доставить радость другим.