Когда необходимо обращаться к логопеду?



Очень часто родители не могут правильно сориентироваться, имеет ли их ребёнок речевые нарушения или он просто говорит ещё по-детски. Может быть то, что он не может говорить «Р» или неправильно произносит «С», «Л», «Ш», «Ж» и т.п., пройдет со временем и ребёнок начнет сам говорить как надо? Может быть заикается ребёнок временно, потому что испугался, но как успокоится, всё пройдёт? Нужно ли что-либо предпринимать в том или другом случае? Когда самое подходящее время для этого? Это только часть вопросов, которые задают себе многие родители.

Очень часто у абсолютно здоровых детей, без нарушения слуха и поражения центральной нервной системы, наблюдается задержка в речевом развитии. Когда же недостатки речи должны беспокоить родителей?



На ранних этапах развития речи артикуляция (произношение) звуков может быть несовершенна. Дети часто коверкают, пропускают или заменяют многие звуки. Но это является нормой у детей не старше 3 лет. Если дефекты артикуляции наблюдаются устойчиво в старшем возрасте, необходимо принять все меры для их устранения.

Критический возраст, до которого ребёнок может плохо говорить, 4 – 5л., т.к. до этого времени происходит формирование звукового строя речи и физиологическое укрепление артикуляционного аппарата. Большинство детей самостоятельно компенсируют к 4-5 годам свои речевые ошибки. Если же этого не происходит, необходимо обращаться за помощью к логопеду и обязательно сделать это до того, как ребёнок пойдёт в школу, в противном случае, начнутся проблемы при обучении.

Палитра речевых нарушений очень многообразна, но в общих чертах их можно объединить в 4 основные группы:

Нарушения звукопроизношения (коверкание, пропуски и замены различных звуков, чаще всего это: р, л, с, з, ж, ш, ч, ц, а также нечленораздельная речь).

Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая или замедленная речь).

Расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Недоразвитие речи или потеря существующей речи (обыкновенно вследствие различных поражений коры головного мозга после перенесённой инфекции, интоксикации, травмы при рождении и т.п.)



Если ребёнок уже ученик, а в письменных работах у него множество таких ошибок, как пропуски, замены, перестановки букв в слове, зеркальное написание букв, письмо текста не по линиям, слитное написание слов в предложении, речь идёт о нарушениях в письменной речи. Подобные нарушения могут быть и при чтении. В этих случаях тоже необходимо обращаться за помощью к логопеду. Не стоит пытаться пробовать самостоятельно справиться с недостатками речи. Речевые нарушения проявляются строго индивидуально и только специалист может подобрать подходящую коррекционную программу для каждого конкретного случая. Однако родители должны иметь в виду, что для преодоления различных форм речевых нарушений необходима продолжительная и системная работа с ребёнком и с их стороны необходимы терпение и помощь.