Предшкольное психолого- педагогическое сопровождение детей подготовительной группы

Е. М. Данилюк

г. Белово, Кемеровской обл.

Одна из наиболее актуальных задач в настоящее время – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация и создание условий для обеспечения равного стартового уровня для всех детей при поступлении в школу. На современном этапе основным результатом деятельности дошкольного образования становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор начальных ключевых и допредметных компетентностей, определяющих способность ребенка к решению разнообразных, доступных задач жизнедеятельности.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Сохранение и развитие эффективной системы образования для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ в контексте реализации предшкольного образования является одним из основных направлений продолжения модернизации российского образования.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Исходя из идей психологов и педагогов М.Г.Федорук , Н.В.Никорчук , М.Битяновой : психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта дошкольника, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ребенка. Сегодня психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разработанных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка.

Подготовка детей к школе в нашем детском саду реализуется на основе образовательной программы ДОУ, построенной с учётом требований нормативно-правовых документов федерального, регионального и локального уровней, а так же по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией авторского коллектива Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Анализируя условия реализации предшкольного образования конкретно в нашем дошкольном учреждении, можно отметить, что деятельность по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательного процесса детского сада предусматривает, так или иначе, формирование готовности ребенка к школьному обучению на основе комплексного подхода к организации и постановке воспитания, отвечающего задачам формирования личности дошкольника. А подготовительная к школе группа – это завершающий этап выполнения всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных задачами реализуемой в ДОУ программы.

Нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, где ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

При разработке модели психолого-педагогического сопровождения мы руководствовались следующими принципами:

Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

При разработке модели сопровождения были поставлены следующие задачи:

Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Далее были выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.

Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.

Модель психолого-педагогического сопровождения.

1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам родителей и письменного заявления) во всех возрастных группах. Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностические данные необходимы:

- для составления индивидуальной траектории развития каждого ребенка;

- для выбора средств и форм организации предшкольной деятельности в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

В начале года выявляются дети, с недостаточно сформированными психологическими функциями. Эти дети входят в состав коррекционно-развивающей подгруппы и занимаются с психологом в течение года. В апреле-мае проводится повторная диагностика, с целью определения динамики в развитии детей и оценки эффективности педагогической работы.

2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми. Работа ведется в индивидуальной и подгрупповой форме. При планировании индивидуальной работы педагогам рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка). Важнейшим направлением в рамках предшкольной подготовки в нашем МБДОУ является коррекционно-педагогическая деятельность, включающая в себя целую систему взаимодействия между педагогами и специалистами ДОУ (педагог-психолог, логопед), направленную на качественную подготовку воспитанников к школьной жизни.

3.Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами). Цель: информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей. Заключается в проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.

4.Психологизация родителей. Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребенка. Психологизация и педагогическое просвещение родителей осуществляется через информационные уголки, консультации, открытые занятия, практикумы.

5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума. Консилиум предполагает: равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса. На консилиуме вырабатывается общая педагогическая стратегия и определяется индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.

6. Создание условий для сопровождения дошкольников в МБДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?

Деятельность педагога-психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса заключается в :

1. Выявить психологические причины трудностей в развитии и воспитании детей.

2. Продолжать эмоционально-личностное развитие воспитанников МБДОУ (формировать позитивное отношение к себе и сверстникам; учить дифференцировать эмоциональный мир человека; обучать коммуникативным навыкам, развивать способность к сотрудничеству в быту и игровой деятельности).

3. Содействовать становлению педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребёнка.

4. Повышать уровень психологической культуры родителей в сфере гармонизации детско-родительский отношений, обуславливающих личностное развитие ребёнка.

Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей в МБДОУ. 

Литература

Безруких М.М. Пора ли в школу? [Текст] / М.М. Безруких. — М.: Вентана-графф, 2003.- 78с.

Буре Р.С. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» [Текст] / Р.С. Буре, А.Т. Беркович, Н.Л. Абдалова и др. //Начальное образование.-2006.-№1.-С.7

Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Н.Е. Вераксы, Т.С, Комарова, М.А. Васильева /под ред. Н.Е. Вераксы, .С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – синтез, — 2010

Денякина Л.М. Вариативность форм предшкольного образования [Текст] / Л.М. Денякина // Современный детский сад : [методика и практика]. — 2007. — N 3. — C. 31-38.

Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / М.Н. Ильина. — СПб.: «Дельта»,1997. – 73с.

Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марциновская. — М.: Гардарики, 2001.- 134с.

Мастюкова Е.М. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению школьной дезадаптации [Текст] / Е.М. Мастюкова. -М.: АРКТИ,2002.- 93с.

Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [Текст] /

Нагаева Л.Г. Готовимся к школе [Текст] / Л.Г. Нагаева. — СПб.: Издательский Дом «Литера»,2005.- 73с.

Об организации предшкольного образования [Текст] //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М., 2005. — №8.

Предшкольное образование: за и против [Текст] // Учительская газета. – М.,2005.-№6

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Вступил в силу: 16 марта 2010 г.)

Сербина Л.Ф. Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт [Текст] / Л.Ф. Сербина, Т.Н. Тарасова, Н.А. Палиева // Сборник научно-методических материалов. — Ст.,1995

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 08.02.2010г. №16299.