Удивительный мир природы…



Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе, она является источником знаний и радостных переживаний.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой.

Мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты у поля, луга, тихой речки. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или тихом посёлке, воспитатель любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизвестную страну, которая называется ПРИРОДОЙ.

ПРИРОДА — ИСТОЧНИК КРАСОТЫ.

Она прекрасна во все времена…

Формирование у детей соответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства — в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А.Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе — девицу в белом сарафане, — для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, родители, которые вместе с ними учат не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать ещё больше.

Чтобы развивать у детей способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе, необходимо воспитание в дошкольном учреждении дополнить воспитанием в семье. Важно вести работу с родителями по экологическому воспитанию, пропагандировать педагогические знания по вопросам экологического воспитания. На родительских собраниях нужно познакомить их с задачами экологического воспитания. организовать выставку детских поделок из природного материала, концерт для детей.

ПРИРОДА — ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ.

В природе всё меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что Солнце является источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись тёплой ладошки, превращается в капельку воды и многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой: растения корнями уходят в землю, животные перемещаются в пространстве, поедают пищу и т.д.

Дошкольники могут сталкиваться со средообразующей деятельностью человека. Его труд обеспечивает возможность существования домашних животных, диких животных, по тем или иным причинам нашедших приют у человека; комнатных растений и других культур, специально выращиваемых для нужд человека.

Для решения задач по экологическому воспитанию рекомендуется разделить всю работу на блоки:

Освоение циклических наблюдений.

Блокотработки календарей.

Блокзанятий.

Игровойблок.

Для выполнения первого блока необходимо создать условия экологического воспитания. При создании условий встречаются трудности, которые можно решить только совместно с родителями. Помощь родителей требуется в создании уголков природы, в изготовлении кормушек, скворечников, в создании огорода, цветника. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного общения с ней. Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуется в течение всего года.

Воспитателям необходимо вести работу по циклическим наблюдениям: наблюдение за птицами, за сезонными наблюдениями в природе, за ростом и развитием растений.

Цель работы — показать, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь растений и животных зависит от факторов внешней среды и трудовых усилий человека. Воспитатель показывает, как человек в ряде случаев становится важным фактором в жизни живых существ. Человек должен забоится об окружающей природе, своим трудом дополняет естественные факторы, от которых зависит жизнь растений и животных.

Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребёнка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его сущности и неповторимости. Воспитатели должны заложить начальные формы правильного отношения к природе.

Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Представление детей о природе расширяется на занятиях.

ПРИРОДА — ИСТОЧНИК ДОБРОТЫ.

Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребёнок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств.

Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком как таблица умножения.

Например.

Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно. Со знанием дела. Нельзя их бесцельно рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг

не луг.

Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сбор ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи надо собирать так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к факторам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников… Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремление мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта в природной среде можно использовать экологические ситуации.

Например.

Дети нашли в лесу ежа и принесли домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо отпустить в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации. Например.

Малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.



Как бы вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

В итоге необходимо сделать выводы: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

ПРИРОДА — ИСТОЧНИК ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ.

Книга помогает развивать интерес детей к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнения, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Книжка, как заметил писатель Н. Слад ков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.



Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всём её многообразии. Каждый писатель пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложена идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу.

Важную роль в экологическом воспитании детей играет и чисто познавательная литература, в которой ребёнку откроется увлекательный и полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых.

Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения. Они должны ощутить право на жизнь доже маленькой букашки. После чтения художественных произведений необходимо побеседовать с детьми о прочитанном. Цель беседы — помочь детям осознать явления природы, систематизировать знания.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу — значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Родители, бабушки и дедушки, педагоги

являются первыми проводниками детей в природу. Преподнесите им уроки доброты, честности, мужества. Вы — часть природы.