ДОМ ФАБЕРЖЕ

Ювелирная фирма Фаберже была основана в 1842 году в Петербурге Густавом Фаберже, отцом великого Карла. Карл Фаберже, возглавивший дело в 1872, прошел школу Дрездена, Франкфурта на Майне, Лондона, Флоренции и Парижа. Под его руководством предприятие стало одним из крупнейших в России. Здесь трудилось от 500 до 700 мастеров и художников. Петербургское отделение состояло из самостоятельных мастерских, владельцы которых работали по рисункам и моделям фирмы и исключительно для нее. Высочайшие требования к качеству изделий, а также выполнение условия о регулярных поставках ко Двору в течение 8-10 лет принесли Фаберже в 1885 году звание Поставщика Двора е.и.в., а его эрудиция и профессионализм — звание «оценщика Кабинета е.и.в.» в 1890 году. Мастерство Фаберже было по достоинству оценено Его Величеством королем шведским и норвежским, английским королевским домом и сиамским королем, поставщиком которых он также являлся.

Фирма имела филиалы:

1887-1918 – в Москве (магазин и фабрика)

1900-1918 – в Одессе (магазин и мастерская)

1903-1917 – в Лондоне (только магазин)

1905-1910 – в Киеве (магазин и мастерская).

С осени 1908 – поставки изделий Фаберже в Индию Сиам и Китай

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Остановка на площадке Парадной лестницы: фонд «Связь времен», статус музея, краткая характеристика коллекции.

История Музея Фаберже в Петербурге началась в 2004 году, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел у наследников американского медиамагната Малкольма Форбса коллекцию изделий знаменитого ювелирного дома Карла Фаберже и основал благотворительный фонд «Связь времен». Основная миссия фонда «Связь времен» – возвращение в Россию культурных ценностей, утраченных в период Советской власти.

Для того, чтобы открыть музей, посвященный творчеству Карла Фаберже, в 2006 году фонд «Связь времен» заключил с администрацией города Санкт-Петербурга договор аренды Шуваловского дворца сроком на 50 лет и приступил к его реставрации, которая продолжалась 7 лет, проведена полностью на средства фонда «Связь времен» и в полном соответствии с заданием и техническими документами, предоставленными КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников). Дворец на Фонтанке был построен в конце 18 века для графа Иллариона Воронцова, в первой половине 19 века принадлежал семье Нарышкиных, а в середине 19 века наследница из рода Нарышкиных вышла замуж за графа Петра Шувалова, и дворец стал Шуваловским до 1917 года. После 1917 года здесь находились различные учреждения: Дом печати, Дом техники, Дом Дружбы. В результате комплексной реставрации архитектурный памятник приобрел тот вид, который имел при последних владельцах, графах Шуваловых на рубеже 19-20 веков. Восстановление Шуваловского дворца также является реализацией миссии фонда «Связь времен» — возвращение утраченных культурных ценностей.

На протяжении 10 лет фонд «Связь времен» непрерывно пополнял свое собрание, ядром которого стала коллекция М.Форбса, содержавшая около 200 изделий Карла Фаберже, включая 14 больших пасхальных яиц (вместе со «Скандинавским») и сюрприз 1 из утраченных императорских яиц. Сегодня собрание фонда «Связь времен» насчитывает более 4000 предметов, куда помимо работ Карла Фаберже входят изделия лучших русских ювелиров — его современников, а также фарфор и живопись. Собрание фонда «Связь времен» позволяет показать высокий уровень развития ювелирного, серебряного и камнерезного дела в России 19 — начала 20 века.

За 10 лет своего существования Фонд организовал около 20 выставок своего растущего собрания в России и за рубежом (в Италии, Бельгии, Индии, Ватикане и т.д.). Коллекция произведений Фаберже экспонировалась в ведущих музеях России – Государственном Эрмитаже, Музеях Московского Кремля, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также побывала во многих городах России – Екатеринбурге, Иркутске, Тюмени, Перми, Ханты-Мансийске. Сотни тысяч людей имели возможность полюбоваться ею. В 2013 году отреставрированный Шуваловский дворец стал прекрасным обрамлением для уникальной коллекции.

Синяя гостиная. Пасхальные яйца

Остановка у яйца «Курочка» (1885 г., мастер Эрик Коллин предположительно): интерьер зала, экспозиция зала, история императорской пасхальной серии, описание яйца

Синяя гостиная является частью парадной анфилады Шуваловского дворца, построенного в конце 18 века. Архитектор достоверно неизвестен. Предположительно – Джакомо Кваренги или Николай Львов. Интерьеры парадной анфилады декорировал в 1840-е годы Бернар Симон. Названием гостиная обязана цвету стен, обитых брокателью («полупарча», тяжелая шелковая или шелкобумажная ткань). Гостиная служила салоном, была тесно заставлена золоченой мягкой мебелью и столиками (7), в центре стоял круглый диван. В лепные рамы на стенах вмонтированы живописные панно середины 19 века: копии портретов Ван Дейка, а также «Рыцарь», «Купальщица», «Три грации», «Венера и Амур». Камин мраморный, зеркало и люстра золоченой бронзы – середина 19 века. (Архитекторы, которые перестраивали и оформляли дворец для Шуваловых в 1844-48 и 1859-60 годы – Николай Ефимов, Бернар де Симон и Рудольф Бернгард. Дом был оборудован вентиляцией и воздушным отоплением от расположенных в подвале воздушных «амосовских» печей. Мраморные камины изготовлены в мастерской Трискорни).

В Синей гостиной находится наиболее знаменитая и поистине бесценная часть музейного собрания – 14 больших пасхальных яиц Фаберже. Это самая большая в мире коллекция пасхальных шедевров мастера. Девять яиц являются императорскими, то есть сделаны по личному заказу двух последних русских императоров – Александра Третьего и Николая Второго. На одно больше находится только в Оружейной палате Московского Кремля. Наша коллекция содержит этапные произведения – первое и последнее яйца императорской серии, яйца, связанные с важными историческими событиями. Предметом особой гордости музея является самое первое яйцо «Курочка», с которого началась знаменитая пасхальная серия. На экспозиции яйца расположены в хронологическом порядке.

Русский народ издавна обменивался на Пасху крашеными и освященными куриными яйцами. Из яйца рождается новая жизнь, поэтому оно стало символом Воскресения Христова, которое празднуют на Пасху. При царе Алексее Михайловиче в 17 веке иконописцы-травщики начали расписывать деревянные яйца. После открытия Императорского фарфорового завода во второй половине 18 века появляются расписные фарфоровые яйца. В 1885 году император Александр Третий решает подарить любимой супруге императрице Марии Федоровне на Пасху ювелирное яйцо и поручает этот заказ Карлу Фаберже.

Император рекомендует мастеру в качестве образца для подражания белое костяное яйцо с золотой курочкой внутри — из королевской сокровищницы Дании, откуда родом Мария Федоровна. Яйцо «Курочка» с виду самое простое из всех императорских яиц: золотая скорлупа покрыта белой непрозрачной эмалью, внутри желток из матового золота, в котором прячется курочка из цветного золота с двумя крошечными сюрпризами: короной и рубиновым яйцом-подвеской внутри (сейчас утрачены).

Подарок привел императрицу в восхищение. В том же году Карл Фаберже был удостоен особой чести — звания поставщика Двора его Императорского Величества, а вместе с тем получил полную свободу творчества. Старший мастер фирмы Франц Бирбаум в своих мемуарах писал, что в вопросах художественного решения пасхальных шедевров Фаберже предоставлялась полная свобода. Яйцо должно было непременно удивлять заказчиков, чему часто способствовал сюрприз, сокрытый внутри яйца.

С 1885 по 1916 год (с перерывом на 1904-1905 гг.) было изготовлено 50 удивительных ювелирных шедевров. Большая часть из них была продана за рубеж Советским правительством в 20-30-е годы, 10 осталось в Оружейной палате Кремля, 9 вернулось в Россию благодаря фонду «Связь времен», незаконченное яйцо 1917 года хранится в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана.

Браслет – из ювелирной коллекции, которую Карл Фаберже представил на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году (копии античных золотых украшений, найденных при раскопках в Керчи). Она обратила на себя внимание императорской четы, и Мария Федоровна приобрела пару запонок в греческом вкусе. Интерес к творчеству Карла Фаберже побудило императора поручить ему первый пасхальный заказ.

Остановка у яйца «Ренессанс»: описание яйца

Перед нами еще одно этапное яйцо – последний, десятый по счету, подарок, который Александр Третий успел преподнести жене на Пасху 1894 года незадолго до своей смерти. Яйцо сделано из агата, название объясняется его художественным решением в стиле эпохи Возрождения. Сюрприз этого яйца потерян, но высказывается предположение, что им являлось яйцо «Воскресение Христово», которое мы видим рядом.

Остановка у яйца «Бутон розы»(1895 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

После смерти Александра Третьего его сын, император Николай Второй, продолжает пасхальную традицию, начатую его отцом. Но отныне Карл Фаберже должен делать два яйца в год – одно для матери императора, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а второе для жены, новой императрицы Александры Федоровны.

Перед нами первый подарок Николая Второго молодой жене, он преподнесен вскоре после свадьбы и представляет собой признание в любви. Золотая скорлупка, покрытая на этот раз прозрачной эмалью, украшена стрелами амура и туго перевитыми венками – символом нерасторжимости брачных уз.

Сюрприз яйца – бутон чайной розы – также является символом любви. Внутри бутона пряталась ныне утраченная миниатюрная копия бриллиантовой короны, которая увенчает голову императрицы во время коронации годом позже.

Трилистник с портретами – сюрприз утраченного яйца.

Остановка у яйца «Коронационное» (1897 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца, процесс изготовления яиц и роль Фаберже

Важнейшему событию в истории династии и России – коронации Николая Второго – Карл Фаберже посвятил яйцо, которое так и называется – «Коронационное». Было подарено Николаем Вторым супруге-императрице. Драгоценная скорлупа яйца напоминает златотканую парчовую мантию, в которую были облачены Николай и Александра во время коронации. Сюрприз яйца – копия кареты, созданной в XVIII веке для Екатерины II. Позднее эта карета доставляла императриц в Московский Кремль во время коронационных торжеств. В ней в мае 1896 года въехала в Кремль и Александра Федоровна. Над копией кареты, точной как с топографической, так и с механической точки зрения, 23-летний мастер Георг Штайн трудился в течение 15 месяцев по 16 часов в день. Когда встал вопрос о реставрации кареты (ныне представленной в Открытых фондах Государственного Эрмитажа), при восстановлении утраченных частей художники-реставраторы опирались на эту копию.

Процесс изготовления пасхального яйца был необычайно трудоемким, над каждым работали десятки высококвалифицированных мастеров в течение года и более. Возглавлял мастерскую, которая изготавливала яйца, главный мастер фирмы Карла Фаберже Михаил Перхин, а после его смерти – Генрих Вигстрем. Сам Карл Фаберже всегда утверждал окончательный проект. Замысел подарка держался в строгом секрете. В страстную пятницу Фаберже лично сдавал заказ императору.

Остановка у яйца «Ландыши» (1898 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

Яйцо «Ландыши» является очередным подарком Николая Второго дорогой жене. Выполнено в стиле ар-нуво или модерн, которому императрица отдавала особое предпочтение. Цветочные мотивы, характерные для этого стиля, прекрасно гармонируют с интимной и поэтической трактовкой семейной темы. Ландыши, любимые цветы императрицы, сделаны из столь ценимого ею жемчуга, а розовый был ее излюбленным цветом. Кроме того, на языке того времени ландыши – символ женской чистоты. У императорской четы к апрелю 1898 года родились две дочери. Их портреты, наряду с портретом императора, образуют трилистник, который при повороте жемчужной ручки складывается и прячется внутри яйца.

Изящная фотографическая рамка с портретом Александры Федоровны не имеет отношения к яйцу, но покрыта такой же нежной розовой эмалью по гильошированному фону.

Остановка у яйца «Петушок» (1900 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

Торжественное, но сдержанное великолепие выполненного в стиле регентства яйца «Петушок» подсказывает нам, для кого оно предназначалось. Это подарок Николая Второго глубоко почитаемой матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. Привыкшие к художественной дисциплине художники и мастера Фаберже предпочитали классические стили. Из 50 в стиле ар-нуво выполнены только три.

Выбранный для яйца цвет, возможно, связан с недавней смертью сына императрицы Георгия. Но сюрприз этого яйца петушок «поет рассвет» грядущего двадцатого века, на который все возлагали большие надежды.

Петушок сделан из золота и натуральных перьев, механизм его подобен механизму швейцарских музыкальных шкатулок с заводными птичками.

Остановка у яйца «15-летие царствования» (1911 г., мастер Генрих Вигстрем) : описание яйца

Перед нами самый живописный в прямом смысле слова пасхальный подарок – яйцо украшено миниатюрами, написанными акварелью на слоновой кости художником Василием Зуевым. Оно подарено императрице Александре Федоровне. В 1911 году исполнялось 15 лет с момента коронации Николая Второго, но на самом яйце указан и год начала царствования – 1894. 16 миниатюр изображают 7 членов царской семьи и 9 памятных событий правления Николая Второго, происшедших до 1911 года: коронация (2), открытие Музея Александра Третьего, открытие Первой Думы в Тронном зале Зимнего дворца, открытие моста Александра Третьего в Париже, дворец в Гааге, где проходила мирная конференция, созванная по инициативе Николая Второго, празднование 200-летия победы под Полтавой, открытие памятника Петру Первому в Риге, перенос мощей святого Серфаима Саровского.

Остановка у яйца «Лавровое дерево» (1911 г., мастер Генрих Вигстрем): описание яйца

С каждым годом Карлу Фаберже все сложнее удивлять своих коронованных клиентов, и яйца порой принимают весьма причудливую форму — например, лаврового дерева, как в этом случае. Однако любая причудливая форма у Фаберже всегда оправдана смысловой задачей. Вечнозеленый лавр означает неувядающую славу и признание, которыми пользовалась Мария Федоровна в России.

Карл Фаберже, разрабатывая каждый год новую концепцию пасхального подарка, часто обращался к историческим вехам в жизни династии Романовых. В 1911 году отмечали 45-летие пребывания в России матери Николая второго, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая по рождению была датской принцессой. Этому юбилею Карл Фаберже и посвятил предназначенное ей в подарок яйцо «Лавровое дерево». 325 листьев вырезаны из нефрита и прикреплены каждый своим золотым стебельком к золотому стволу. Плоды из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, цветы – золотые, покрыты белой опаковой эмалью. Сюрприз этого яйца подобен тому, который мы видели в яйце «Петушок». Золотая заводная птичка прячется в кроне дерева. Присутствие птичек в подарках, предназначенных для Марии Федоровны, также не случайно и объясняется ее пристрастием к ним.

Остановка у яйца «Георгиевское»(1916 г.): описание яйца, значение императорской серии

Замыкает ряд пасхальных шедевров подчеркнуто скромное последнее яйцо императорской серии. Оно сделано в военном 1916 году и называется «Георгиевское». В октябре 1915 года, находясь в должности Главнокомандующего, император был награжден Георгиевским крестом 4 степени, а цесаревич Алексей — Георгиевской медалью. Эта награда имела огромное значение для императора, и Фаберже посвятил ей последнее пасхальное яйцо, которое успела получить императрица Мария Федоровна перед революцией. Сюрприз яйца – портреты Николая и Алексея под крышечками со знаком ордена и медалью, обвитыми орденской лентой. Это единственное яйцо, которое покинуло Россию вместе с хозяйкой в 1919 году. Мария Федоровна хранила Георгиевское яйцо до своей смерти в Дании в 1928 году. А император не расставался с Георгиевским крестом вплоть до расстрела в Ипатьевском доме.

Революция 1917 года положила конец Российской империи, но пасхальные шедевры Фаберже стали символом России эпохи последних Романовых и рассказывают об ее истории, о жизни царской семьи.

Остановка у яйца герцогини Мальборо (1902, мастер Михаил Перхин): описание яйца, коллекция Форбса как ядро музея

Процесс изготовления пасхального сувенира отличался необычайной трудоемкостью, и, возможно, поэтому мастера Карла Фаберже могли выполнять ограниченное число подобных заказов помимо императорской семьи для очень узкого круга представителей аристократии и промышленным магнатов. Всего по одному яйцу было сделано для таких богатых и именитых заказчиков, как князь Феликс Юсупов-Старший, Э.Нобель, герцогиня Мальборо. Перед нами яйцо, сделанное для герцогини Мальборо, которая посетила Петербург, была принята при императорском дворе и видела коллекцию императрицы (в том числе и Синее яйцо со змеей, подаренное Марии Федоровне на Пасху 1895 года). Яйцо в форме вазы представляет собой часы-ротатор, циферблат которых вращается, а бриллиантовая стрелка в виде змеи неподвижна и указывает жалом время.

Именно с этого яйца началось коллекционирование американским миллионером Малкольмом Форбсом больших пасхальных яиц. За более чем 20 лет жизни им были собраны 13 пасхальных яиц и сюрприз утраченного яйца, которые представлены в этом зале, а также более 300 других ювелирных изделий Карла Фаберже.

В 2004 году наследники Форбса объявили о продаже его коллекции через аукцион Сотбис, что означало бы ее исчезновение как целостного явления, распыление по различным владельцам и странам. Чтобы не допустить этого, Виктор Вексельберг выкупил ее целиком и вернул в Россию, а уже объявленный аукцион был впервые за 260 лет существования аукционного дома отменен. Коллекция Форбса стала ядром, вокруг которого сформировалось собрание фонда «Связь времен».

Остановка у яиц Кельх (1898 г. и 1903 г., мастер Михаил Перхин): описание яиц

Помимо императриц существовала еще одна особа, для которой Фаберже сделал более одного яйца – это купчиха Варвара Петровна Базанова, в замужестве Кельх, владелица Ленских золотых приисков. Для нее Фаберже сделал 7 яиц, перед нами – первое и последнее. Оба сделаны по мотивам яиц императрицы Марии Федоровны – «Курочка» и «Петушок». В 1904 году Ваврвара Кельх покинула Россию, взяв с собой свои драгоценности, в том числе и пасхальные яйца. После 1917 года она начала их продавать. В конечном итоге два из них оказались в коллекции Форбса, а впоследствии перешли к фонду «Связь времен».

Остановка у витрины с подвесками: описание подвесок, характеристика деятельности Карла Фаберже

В этой витрине представлены подвески в форме пасхальных яиц, которые в большом количестве изготавливали мастера Карла Фаберже. Существовал обычай дарить ребенку с рождения каждый год на Пасху такое яичко. Со временем собиралась коллекция, из которой можно было сделать ожерелье, чтобы носить на страстной и пасхальной неделе. Стоимость такой подвески составляла как минимум 3-5 рублей (фунт хорошего чая), что было доступно практически любому жителю империи.

Таким образом, вещь от придворного ювелира могла быть и у горничной, и у императрицы. Это есть то новое, что вводит в повседневный быт современников Карл Фаберже. Ему удалось объединить в рамках одного предприятия все виды и жанры ювелирного, камнерезного и серебряного мастерства. Фаберже был всеобъемлющ. На его фирме работали лучшие мастера всех специальностей: бриллиантщики, эмальеры, серебряники, камнерезы. В конечном итоге он построил свою собственную империю – крупнейшую в России ювелирную фирму с отделениями в 4 городах России и с магазином в Лондоне, на которой трудились более 500 человек.

Карл Фаберже стоял во главе предприятия в течение 45 лет. Он родился в 1846 году в Петербурге в семье ювелира Густава Фаберже. Получив ювелирное и экономическое образование в России и Германии, много путешествовал по Европе, впитал различные культурные влияния. Его называли «культурная губка» (Кеннет Сноумен), «ученый и образованный ювелир» (сотрудники Императорского Эрмитажа). Вернувшись в Петербург, он в возрасте 26 лет возглавил дело своего отца – вполне успешную, но обычную ювелирную мастерскую, которую превратил в фирму с мировым именем. Являясь гениальным менеджером, на предприятии он играл роль руководителя и мозгового центра. Прекрасно владея ювелирным ремеслом, он на безвозмездной основе работал в Эрмитаже реставратором античных золотых изделий.

В этом зале мы познакомились со знаменитыми пасхальными яйцами — самой яркой страницей в творчестве Карла Фаберже, которая заслонила все прочие его достижения. Однако в нашем собрании представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже, и в следующих залах мы познакомимся с каждым из них.

ЗОЛОТАЯ ГОСТИНАЯ. ПОДАРКИ. ОБЖЕ ДЕ ВЕРТУ и ОБЖЕ ДЕ ФАНТАЗИ

Остановка при входе: интерьер зала, характеристика экспозиции

Золотая гостиная замыкает парадную анфиладу Шуваловского дворца. Стены обиты золотистой брокателью с цветочным орнаментом. Деревянный декор выполнен из ореха. Использовалась как парадная столовая. Камин отделан белым мрамором и орехом, третий ярус занимает золоченое панно. Люстры золоченой бронзы, зеркало – середина 19 века. Над камином и дверным проемом напротив – герб Нарышкиных.

Экспозиция Золотой гостиной знакомит нас с такой стороной деятельности Карла Фаберже как создание оригинальных, изящных подарков. Здесь представлены различные виды подарков: предназначенные для членов царской семьи, для широких слоев населения, официальные подарки, даримые от имени императоров через Министерство двора.

В 1885 году рядом с названием фирмы Карла Фаберже впервые появилось изображение государственного герба. Двуглавый орел засвидетельствовал право ювелира именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества, его вхождение в элиту торгово-промышленного мира России. Не принося прямых выгод, даже налагая некоторые обязательства (необходимо было поддерживать относительно низкие цены при поставках или подрядах, например), это звание, тем не менее, было желанным для каждого предпринимателя, поскольку являлось лучшей рекламой товаров и услуг. Получить его было чрезвычайно сложно, а лишиться можно было после первой же рекламации. В соответствии со сложившейся к середине XIX века практикой, только 8-10 лет беспрерывных поставок к Высочайшему Двору давали право надеяться, что император утвердит указ о присвоении звания претенденту. При этом вся продукция должна была быть высочайшего качества.

Дела с Поставщиками Двора проходили через Кабинет Его Императорского Величества, учрежденный еще в начале XVIII столетия. Помимо прочего в его задачи входило заготовление, хранение и выдача императорских подарков, которые (по имени ведавшего ими учреждения) принято именовать «кабинетскими». Изготовлялись они «на определенные цены по разрядам» и жаловались по самым разным случаям и поводам: за подношения царю и посвящение сочинений (табакерки в знак милости получали от императоров музыканты и поэты), на крестины, в память государственных празднований, дипломатических и прочих визитов, в том числе во время Высочайших путешествий. Наконец, подарки назначались просто по личному желанию Их Величеств. Подобные поощрения не являлись государственными наградами. Они были скорее знаками личной признательности или благоволения императора, что делало их особенно ценными.

Самым почетным считалось получение бриллиантового медальона с изображением императора. Следующими по значимости шли перстни и табакерки с портретом монарха, затем — вещи «с вензелевым изображением Высочайшего имени». Подобными изделиями награждались только высшие чины (для военных, например, звание должно было быть не ниже генеральского). Далее шли вещи, украшенные государственным гербом.

Портреты на «кабинетских» вещах заказывались лучшим миниатюристам. В начале XVIII века их выполняли на эмали, а позже стали использовать в качестве основы тончайшую (толщиной не более 1 мм) костяную пластину. Миниатюры писались, как правило, акварелью и тогда через полупрозрачные краски просвечивал естественный тон слоновой кости, придавая лицу особую теплоту. Что касается мастеров-ювелиров, то долгое время ими оставались преимущественно иностранцы: выходцы из Германии, Франции и Швейцарии. Их продукция, несомненно, приобретала в Петербурге особые, характерные для российской эстетики черты, хотя в целом продолжала традиции национальных европейских школ. Кроме того, Кабинет широко практиковал закупки необходимых изделий за рубежом.

Остановка у первой витрины: подарки для царской семьи, кабинетские подарки

По своим размерам и роскоши отделки уникальна фоторамка из горного хрусталя, возможно, подаренная Николаем Вторым матери, императрице Марии Федоровне.

Подарки от Фаберже царская семья дарила своим многочисленным родственникам из правящих домов Европы. Это уникальное по своим размерам блюдо из нефрита с вензелями императора и императрицы на ручках – подарок Николая Второго и Александры Федоровны немецкому кронпринцу по случаю его бракосочетания. Творчество Фаберже связывало всю огромную монархическую семью Европы.

Перед нами портсигары с государственным гербом, являющиеся государственными подарками императора (один из полосчатого агата, два золотых). Даже при изготовлении такого стандартного изделия, как официальный подарок с двуглавым орлом, Фаберже избегает однообразия и проявляет фантазию.

Остановка у второй витрины: портсигары, «король ювелиров, ювелир королей»

Во второй половине 19 века начинается промышленное производство сигарет. Фаберже чутко реагировал на новые веяния моды. Николай Второй был заядлым курильщиком, и портсигары ему дарили в огромных количествах. В обиходе на смену табакеркам приходят портсигары, а табакерки поднимаются на верхнюю ступень иерархии кабинетских подарков. Портсигар из пробки с золотой изнанкой и портретами двух дочерей в центре алмазных маргариток – подарок Николаю от жены. Золотой портсигар с именем «Елизавета» и медальон с ее портретом связаны с великой княгиней Елизаветой Федоровной – супругой великого князя Сергея Александровича. Елизавете Федоровне принадлежал и лорнет, изготовленный в период ее вдовства и иночества в Марфо-Мариинской обители. Табакерка с портретом Сергея Александровича – его подарок князю Шихматову-Ширинскому. Бювар – подарок от граждан Санкт-Петербурга Николаю и Александре по случаю их возвращения из Москвы после коронации (М.Перхин)

Карл Фаберже был в прямом смысле слова королем ювелиров и ювелиром королей – короля Англии, короля Дании и Норвегии, короля Сиама. Фоторамка принадлежала английской королеве Марии Текской, а часы, покрытые сиреневой эмалью, были подарены ею внучке принцессе Маргарет. В 1903 году Фаберже открыл в Лондоне свой магазин, который охотно посещали король Эдуард VII с королевой Александрой. Часы-триптих с портретами датских принцев-племянников Марии Федоровны – ее подарок брату. Спицы принадлежали датской королеве Луизе – материи Марии Федоровны. Как ювелир короля Сиама Фаберже изучал традиции национального искусства Сиама, в тайском стиле сделаны набалдашник для трости и нефритовый портсигар.

Остановка у третьей витрины: история «кабинетской табакерки»

В допетровской Руси особое значение почетной награды имели серебряные ковши, на них вырезали царский титул, чеканили государственный герб (позднее ковши использовались в качестве подарков купцам-промышленникам). Петр Первый реформировал наградную систему на европейский манер и ввел обычай награждать подданных табакеркой. По частоте упоминаний в Приходно-расходных книгах Кабинета табакерки с самого начала занимали первое место. В XVIII столетии в новой столице Российской империи – Санкт-Петербурге — широко распространилась мода на нюхание табака, и драгоценные коробочки, вмещавшие горсточку ароматной пыли, стали своеобразным символом знатности и богатства. Они указывали на то, что обладатель благороден, обеспечен и обладает вкусом. Изображение же царя на табакерке невероятно поднимало статус ее владельца, свидетельствуя о близости ко Двору.

В витрине мы видим табакерки различных эпох с портретами российских императоров – от Петра Первого до Александра Третьего. Ранг такого кабинетского подарка с государственным гербом, вензелем или портретом императора был необычайно высок и сопоставим с орденами высших степеней. Получать такие подарки могла только четырехклассная аристократия – лица, относившиеся к четырем верхним классам табели о рангах.

Остановка у четвертой витрины: обже де фантази

Помимо вещей изящных и полезных фирма Карла Фаберже изготавливала вещи изящные, но лишенные практической пользы, назначение которых – дать выход фантазии мастера и порадовать владельца. Они так и называются – обже де фантази, фантазийные предметы. Эти вещицы эстетизировали жизнь человека того времени, создавали вокруг него удивительную среду. Даже утилитарные вещи решались художественно. У Фаберже были целые серии фантазийных предметов – «Народные типы», «Зверинец», «Цветы», «Мебель». Множество фантазийных предметов изготавливали из уральских самоцветов уральские мастера-камнерезы, с которыми К.Фаберже активно сотрудничал.

В нашей коллекции есть уникальные экспонаты. Например, пляшущий мужик из серии «народные типы» (яшма, пурпурин, оникс, обсидиан). В государственных музеях России поликаменных фигурок людей, изготовленных фирмой К. Фаберже, сохранилось меньше, чем пасхальных яиц – всего 6 (3 в Павловске, 2 в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана, 1 в Оружейной палате МК). Кресло и портшез из серии «Мебель» (в Государственном Эрмитаже есть только 1 предмет из этой серии).

Анютины глазки – Фаберже делал их часто, но никогда не повторялся. Характерный стаканчик горного хрусталя специальным образом обработан на токарном станке. В государственных музеях России всего 11 цветков: 6 в Государственном Эрмитаже, 2 в Оружейной палате, 2 в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана, 1 в Нижнем Новгороде).

Сосуд для клея, зажигалки, спичечница.

АВАНЗАЛ. КОЛЛЕКЦИЯ ЭМАЛЕЙ.

Остановка у первой центральной витрины: интерьер, характеристика экспозиции, техника эмали-гильоше

Аванзал использовался как официантская. Камин белого мрамора, люстра золоченой бронзы – сер.19 века. Мраморное панно «Вакханалия амуров» («Детская вакханалия»).

В Аванзале представлена самая большая в мире коллекция гильоше-эмалей Фаберже, а также ювелирные украшения и драгоценная галантерея.

Остановка у боковой витрины: Меньше всего сохранилось ювелирных украшений Фаберже. Колье Нобелей. Именитые постоянные клиенты и их фирменные стили. Нобели – фирменный стиль «морозные узоры». Фаберже уравнял в правах драгоценные металлы с недрагоценными, бриллианты с полудрагоценными камнями и эмалью.

Остановка у центральной витрины: техника

Применявшаяся у Фаберже эмальерная техника называется эмаль-гильоше: на поверхность золота с помощью специальной машинки наносится узор, который по-французски называется «гильоше», затем изделие полностью покрывается стекловидной массой и обжигается. После обжига образуется слой прозрачной эмали, через который просвечивает резной узор. Эта техника была изобретена во Франции в 18 веке, но Фаберже довел ее до совершенства и был признан лучшим в этой области самими французами. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил за свое мастерство Орден Почетного легиона.

К.Фаберже быстро реагирует на появление технических новшеств, порождающих новые потребности, и налаживает производство новых декоративно-прикладных изделий. С развитием фотографии вырос спрос на фоторамки, промышленное производство сигарет рождает потребность в портсигарах и зажигалках, а распространение электричества – в электрических звонках. В технике эмали-гильоше фирма Фаберже изготавливала различные полезные предметы, обже де вирту, которые пользовались большим спросом: фоторамки, портсигары, зажигалки, электрические звонки, настольные часы. Образцы всех мы видим в этом зале.

Богатство цветовой палитры поражает. Эмальеры Фаберже разработали 144 оттенка эмали. Были придуманы новые цвета, которым давали оригинальные названия: «семужный», «цвет мальвы», «стальной», «земляничный», «королевский синий». Один из самых изысканных и редких – «белый устричный». Труднее всего было получить желтый.

Остановка у третьей центральной витрины: барон Ротшильд – фирменный стиль «цвета скачек»

Остановка у правой боковой витрины: самая большая в мире коллекция пряжек Фаберже, пряжки с клеймами главных ювелиров Фаберже – Михаила Перхина, Генриха Вигстрема, богатство цветовой палитры.

Остановка у левой боковой витрины: драгоценная галантерея, новая эстетика (примат мастерства над стоимостью драгоценных материалов)

В витрине представлены изящные вещицы, которые можно было купить в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком мосту, в Киеве на Крещатике, в Одессе на Дерибасовской и в Лондоне на Бонд-стрит. Фаберже говорил, что иногда неудобно дарить драгоценности, да есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, а его вещицы прекрасно подходят. У него мог купить каждый, ведь были и совсем недорогие предметы. Имелись броши за 3 рубля, 15 рублей, но при этом можно было заказать и бриллиантовую ривьеру за 50000 рублей, а жемчужное коронационное колье стоило 200000 рублей.

Карл Фаберже своими «вещицами» утверждает новую эстетику, которая меняет вкусы эпохи. Фаберже заявлял, что его не интересует дорогая вещь, если вся ее ценность заключается в количестве бриллиантов, которые на нее насажены», и утверждал приоритет фантазии и мастерства над стоимостью драгоценных материалов.

БЕЛАЯ И ГОЛУБАЯ ГОСТИНЫЕ

За Голубой гостиной в поперечном флигеле окнами в парадный двор располагалась дворцовая молельня.

Остановка у первой левой витрины: интерьер, характеристика экспозиции, русский стиль

Белая и голубая гостиные сейчас объединены в одно помещение. При Шуваловых комнаты были обставлены диванами, кушетками, креслами. Мраморный камин в стиле рококо, надкаминное зеркало в золоченой лепной раме, дверь двустворчатая зеркальная – все середина 19 века.

Под камином Голубой гостиной после революции был обнаружен самый большой тайник.

Здесь представлено творчество лучших мастеров из числа современников Фаберже: Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Антипа Кузмичева, Федора Рюкерта.

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы оценить различие между творчеством этих мастеров и творчеством Карла Фаберже. 19 век – «век исторический». Историческое миросозерцание означает оглядку на прошлое. Но если Карл Фаберже работал с оглядкой на Францию XVIII века, то его современники вдохновляются искусством допетровской Руси, восстанавливают старинные русские техники – перегородчатую эмаль, выемчатую эмаль, эмаль витражную, используют старинные русские орнаменты и формы изделий.

Изделия в русском стиле были необычайно популярны, они часто использовались для дипломатических подарков, а также изготавливались на экспорт.

Перед нами великолепный образец дипломатического подарка. Фотоальбом с фотографиями Москвы, подарен президенту Франции в 1902 году, накладка изготовлена поставщиком Двора Павлом Овчинниковым. Именно Павлу Овчинникову, мастера фирмы которого владели всеми техниками эмали, принадлежит заслуга возрождения забытой технологии перегородчатой эмали. «Его имя знала вся Россия».

Портсигары – пример витражной эмали.

Остановка у третьей витрины слева

Хлебников – набор для пунша. Виды Кремля, древнерусская вязь.

Остановка у четвертой витрины слева

Изготовление изделий на экспорт. Кузмичев – поставщик изделий для Тиффани. Набор для пунша: перегородчатая эмаль, древнерусская вязь, имитационная техника.

Остановка в центре у центральной витрины

Наш музей обладает самой большой в России коллекцией работ Федора Рюкерта, которая позволяет проследить эволюцию его творчества. Федор Рюкерт сотрудничал с Овчинниковым, Курлюковым, Маршаком, Фаберже. Последнему он поставлял наибольшее количество изделий. Бояромания, воспроизведение полотен К.Е.Маковского, В.М.Васнецова и т.д., миниатюры С.С.Соломко. Предметы с архитектурными пейзажами.

Остановка у вазы Красовского: пополнение собрания фонда, фарфор

За 10 лет собрание фонда «Связь времен», ядром которого явились ювелирные изделия Фаберже, приобретенные у наследников Форбса, приросло новыми видами декоративно-прикладного искусства, которые в коллекции Форбса в принципе отсутствовали – серебряной утварью, фарфором, живописью.

В Белой гостиной Шуваловы хранили в витринах и горках ценные старинные фарфоровые сервизы русской, французской, английской работы. Продолжая эту традицию, фонд демонстрирует здесь часть своей коллекции фарфора, основную долю в которой составляют произведения ИФЗ.

Интерьерная ваза практически в человеческий рост, расписанная ведущим художником Императорского фарфорового завода Федором Красовским (1859 г.).

Серия декоративных тарелок «Розы» была выполнена в живописной мастерской Н.Б.Юсупова в Архангельском в 1824-1827 годах. Образцом для росписи на тарелках послужили раскрашенные гравюры атласа «Розы» известного французского ботаника и художника Пьера-Жозефа Редуте (P.-J.Redute. Les Roses. Paris, 1817-1824, t.1-3) (считается, что Редут изобразил розы, произраставшие в саду Жозефины Богарне). На тарелках воспроизводились изображения цветов с указанием названия сорта на зеркале, а на дне проставлялись номер тома и таблицы.

БОЛЬШОЙ КАБИНЕТ (ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ)

Остановка у первой витрины: интерьер, экспозиция, живопись в коллекции музея, камнерезная мастерская Фаберже

Большой кабинет графа Шувалова использовался как выставочный зал, в нем располагался знаменитый домашний Музеум Шуваловых – семейная коллекция картин, лиможских эмалей и других предметов искусства, часть из которых сейчас находится в Эрмитаже. О былом назначении зала свидетельствуют фонари верхнего света на потолке, которые служили для освещения картин.

Зал украшен резным мраморным камином со стройными кариатидами и вмонтированным в противоположную стену терракотовым фламандским барельефом 17 века (триптих «Поклонение волхвов», «Пророчица Анна», «Благовещение»).

Сейчас в Выставочном зале представлена часть коллекции живописи фонда «Связь времен» и камнерезные изделия мастеров Фаберже.

Живопись не является предметом целенаправленного собирательства фонда «Связь времен», но тем не менее в коллекции представлены такие имена, как Константин Маковский, Генрих Семирадский, Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Василий Поленов, Алексей Харламов.

На Всемирной выставке в Париж 1889 года К.Е.Маковский за картину «Суд Париса» получил золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона. Однако, еще до открытия выставки, «Суд Париса» купил американец Чарльз Шуманн. Работа долгое время висела в его ювелирном магазине на Бродвее, в Нью-Йорке, а затем украшала интерьер частного спортивного клуба.

Большой спрос на камнерезные работы побудил Карл Фаберже открыть в Петербурге камнерезную фабрику (на ней работали 30 человек), куда были приглашены лучшие уральские мастера.

Излюбленные типы изделий, заимствованные у уральцев: хрустальная сфера (часы с глобусом), печатки (бюст Александра Третьего из серии «Императоры»).

Нефрит – любимый поделочный камень Фаберже.

Остановка у второй витрины. Производство электрических звонков – ответ Фаберже на очередной запрос времени.

Остановка у третьей витрины. Изделия из горного хрусталя.

Остановка у четвертой витрины. Лазурит.

ГОТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН

Остановка при входе: интерьер, характеристика экспозиции, работы Овчинникова.

Из Большого кабинета-Музеума графа Шувалова мы переходим в Готический кабинет графа Шувалова. Основной элемент интерьера – высокий свод и роспись. Лепной декор имитирует резное дерево.

Сейчас здесь экспонируется коллекция икон фонда «Связь времен».

На Руси издавна существовала традиция украшать иконы окладами. В зале представлены драгоценные оклады, большая часть которых изготовлена ведущими ювелирами Москвы и Петербурга. Серебряную основу оклада можно было украсить разными способами с применением разных техник, в зависимости от желания и возможностей мастера и заказчика. Предметы личного благочестия: складни, которые брали с собой в дорогу, иконки. Есть 1 мощевик. Многие вещи очень ценны с мемориальной точки зрения.

Складень с изображением иконы Божией Матери «Утоли моя печали», князем Владимиром и мученицей Варварой был поднесен московскому генерал-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукову от Александровской общины сестер милосердия по поводу 60-летия со дня его производства в офицерский чин.

Остановка у витрины Фаберже:

Многие иконы связаны с историческими лицами и событиями 19 века. Складень «Богоматерь Казанская, Николай Чудотворец, Святая Александра» (Москва, 1894 г. Фирма К.Фаберже) — подарок императрице Александре Федоровне по случаю ее бракосочетания с императором Николаем II. Изготовленная М.Перхиным рама с молитвой «Отче наш» (текст вырезан на камне, который держит литой серебряный херувим).

Витрина с работами петербургских мастеров: центральная часть складня «Спас Нерукотворный, святитель Николай Чудотворец, Георгий Победоносец» фирмы придворного поставщика Карла Гана воспроизводит икону в окладе, принадлежавшую Петру I и сейчас находящуюся в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.

Про ранние иконы и оклады. Царские врата: живопись – около 1600 г., басменный оклад – XVII в. Самая ранняя икона — «Господь Вседержитель» (вторая половина XVI века).

РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ. ПОЛКОВОЕ СЕРЕБРО

Остановка у витрины с чашей Оболенского: интерьер, характеристика экспозиции, пополнение коллекции фонда, полковое серебро

Стену зала опоясывает лепной фриз со сценами средневековой жизни (сбор на войну, рыцарский турнир, награждение победителя). Вдоль стен ниже фриза стояли невысокие книжные шкафы того же резного ореха, что и двери. Помещение использовалось как библиотека и учебная комната для детей Шуваловых (за ней находились детские комнаты).

В Рыцарском зале в согласии с военной тематикой его оформления представлено полковое серебро. Ковш работы Юлия Раппопорта – подарок князя В.С.Оболенского (гофмаршала при дворе Александра III) офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Подписные чарки в форме фуражных ведер (фирма братьев Грачевых).

На стенах – очень редкие картины художников-баталистов Пиратского и Балашова из коллекции фонда «Связь времен» с изображением различных полков царской армии.

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. СЕРЕБРЯНАЯ УТВАРЬ

Остановка у витрины с имитациями: интерьер, характеристика экспозиции, образцы имитационной техники.

Первый зал парадной анфилады. Стены обиты золотистой брокателью с красными хризантемами. Деревянный декор: тонированный под красное дерево полированный орех. Камин: темно-красный с прожилками мрамор. В боковых панно – гербы Нарышкиных. Фамильным гербом был украшен и мебельный гарнитур этой гостиной (3 дивана, 12 кресел, 12 стульев, 2 овальных стола). Висели картины Мурильо и Сурбарана.

В Красной гостиной представлены серебряные сервизы, изготовленные различными поставщиками Двора его Императорского Величества.

Н.М. Карамзин писал: «Мы зреем десятилетиями, а не веками». Так, за несколько десятилетий 19 века сформировалась в России ювелирная промышленность. Серийное производство серебряных изделий зародилось на рубеже 18-19 веков. Первые фабрики, возникшие в 1810-1840 годы, приобрели известность к середине 19 века и стали участниками Первой всемирной выставки в Лондоне в 1851 году.

Необычайной виртуозности русские мастера достигли в имитационной технике: как будто сплетенный из лыка самовар (Санкт-Петербург, 1881, Фирма Г.Грачева, мастер И.Ольсониус), сухарница с «салфеткой» (Москва, 1885, мастер Г. Лоскутов).

Ковш, пожалованный в 1899 г. императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия (К.Фаберже, Петербург).

Сервизы, выполненные фирмой К.Фаберже в разных исторических стилях — золоченый и с матовой эмалью (Фаберже, Москва).

чайно-кофейный сервиз с самоваром полнокомплектный. Выполнен в 1847 г. на фабрике И.Сазикова в «оригинальном русском стиле», был преподнесен великому князю Константину Николаевичу по случаю его бракосочетания.

И.Сазиков: Кружка с танцующим мужиком (Москва, 1873 г.), Пресс-папье «Тройка», чернильница «Сцена у колодца». Кабаре с литыми серебряными фигурками И.Хлебникова (Москва, 1873 г.).

БУФЕТНАЯ

В бывшей буфетной представлена часть живописной коллекции фонда «Связь времен».

1. Сергей Виноградов. Вид на Московский Кремль. 1912 холст, масло

2. Константин Коровин. Лето в Гурзуфе.1917 холст, масло

3. Константин Горбатов. Цветы на веранде. 1917 холст, масло

4. Анри Ле Сиданер. Порт Ландерно.1914 холст, масло

5. Луи Вальта. Берег моря в Антеоре. 1900-е холст, масло

6. Анри Мартен. Сен-Сирк-Лапопи. Около 1930 холст, масло

7. Пьер Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже 1893 холст, масло

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: историческое значение К.Фаберже

Ювелирная империя семьи Фаберже просуществовала с 1842 по 1917 год и рухнула вместе с великой империей Романовых. Однако ни один ювелир за всю историю существования ювелирного искусства не оказал такого всестороннего и радикального влияния на художественную среду эпохи, как Карл Фаберже. В своей деятельности он охватил не только все виды и жанры ювелирного дела, но и различные слои общества, а также сформулировал новую эстетику: ценность изделия определяется не количеством каратов, а фантазией и мастерством.

Музей Фаберже обладает самой большой в мире коллекцией изделий Фаберже, которая отражает все грани его деятельности. Несмотря на то, что она оборвалась 100 лет тому назад, интерес к явлению, именуемому «Фаберже», растет с каждым годом, как и аукционные цены на его произведения. Популярность Фаберже сопоставима только с творчеством художников русского авангарда.

По этим причинам, не умаляя значения других русских ювелиров и воздавая должное их творчеству, наш музей носит имя Карла Фаберже.

Голубая гостиная

Белая гостиная

Русские эмали

Большой кабинет

Камнерезные изделия

Готический кабинет

Иконы

Буфетная

Импрессионисты

Аванзал

Эмали — гильоше

Русские эмали

Золотая гостиная

Подарки

Синяя гостиная

Пасхальные яйца

Красная гостиная

Русское серебро

Рыцарский зал

Полковое серебро

Наб. р. Фонтанки

Итальянская ул.

ПЛАН МУЗЕЯ