«Фитбол-гимнастика в логопед ической практике»

Одна из актуальных задач современной педагогики — это развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах. Исследования показывают, что дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степени двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения.

Поэтому, в своей работе, необходимо было найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных способов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга.

При выполнении физических упражнений организму требуется наибольшее кислорода, а это возможно добиться только путем увеличения числа дыхательных циклов в минуту и возрастанием глубины дыхания. Дети же с речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию нужно учить специально. Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Дети с нарушением речи, как правило, относятся ко второй – третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по ритмике. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится на примере педагога и под его контролем. Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Эти упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком х-х-хо), «остудить воду» (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена. Если голова опущена и шея согнута, то верхние ребра, а с ними и вся грудная клетка не будет приподниматься. Однако во время вдоха не следует поднимать надплечья, так как при этом грудная клетка не расширяется.

По своей структуре движений упражнения фитбол — гимнастики просты. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Одним из необходимых условий в работе с фитболами — освоение статических упражнений. Это задания на освоение различных типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый»,«Самый сильный». Как только ребенок освоит простейшие манипуляции с мячом, необходимо постепенно вводить ритмические упражнения с речью. Цель этой серии упражнений — развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по постановке звуков. Главная задача данных упражнений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задается педагогом.

Упражнения – звуковой гимнастики, которая является одной из разновидностей дыхательной гимнастики с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани,а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет колоссальное значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики и лечения бронхо- легочных заболеваний.

Главным принципом коррекционной работы в логопедических группах является комплексный подход. Особую значимость приобретает освоение сочетание материала на физкультурных, логопедических занятиях.

Работая по лексическим темам в логопедических группах, я использую упражнения фитбол – гимнастики в подгрупповых занятиях, для наилучшего закрепления изученного материала.

Упражнение «Галка», используется по лексической теме «Птицы».

Галка

Поглядите: боком, Поворот туловища влево, отвести правую

Боком руку назад, посмотреть на нее.

Ходит галка мимо окон. Поворот туловища вправо, отвести левую

Руку назад, посмотреть на нее.

Скок-поскок да скок-поскок, Руки на поясе, покачивание на мяче

Дайте булочки кусок!

Упражнение «Жук», используется по лексической теме «Насекомые».

Жук

Я- жук, я- жук, я здесь живу Стоя на коленях переход в положение

Я все жужжу, жужжу, жужжу: лежа на мяче в перед- назад перекатиться

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж вернуться в исходное положение.

Кружу над лесом и кружу… переложить мяч справа от себя

Или на листике сижу переложить мяч слева от себя

И не тужу я, не тужу. Переход в положение лежа на мяче

Я- жук, и потому жужжу: с упором руками в пол, сесть перед

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж мячом.

Дети получают огромное удовлетворение от упражнений по фитбол – гимнастики и с большим удовольствием занимаются, достигая наибольших результатов в их развитии.