СЕНТЯБРЬ

1

Программное содержание. Выявить умения детей ходить и бегать небольшими группами, за воспитателем, ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие.

Пособия. Игрушки: кукла, мишка, два шнура.

часть. Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспитателем. Дети входят в зал за воспитателем без построения — стайкой. Стулья расставлены по двум сторонам зала (по количеству детей в подгруппе). Воспитатель предлагает сесть на места — занять свои домики.

Проводится игра «Пойдем в гости». Воспитатель подходит к первой подгруппе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней в гости. Подойдя ко второй подгруппе, малыши здороваются, а на слова «дождик пошел!» бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем воспитатель приглашает детей второй подгруппы пойти в гости. Игра проводится 2 раза.

часть. Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шнуров (или реек) вдоль зала воспитатель выкладывает две дорожки длиной 2,5—3 м. Расстояние между дорожками не менее 3 м.

«Дождик кончился,— говорит воспитатель,— выглянуло солнышко, но кругом лужи. Пойдем по дорожке, чтобы не замочить ноги, вот так». (Показывает.) Затем подводит одну подгруппу детей к дорожке, выстраивает их друг за другом и предлагает пойти за ней. Воспитатель идет лицом к детям и держит в руках игрушку (куклу или мишку), побуждая их смотреть на нее, т. е. не опускать голову. Дети проходят по первой дорожке, так же идут по второй и садятся на места. Воспитатель приглашает малышей второй подгруппы пройти по дорожкам.

Подвижная игра «Бегите ко мне». В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Убрав рейки {или шнуры), воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все, все бегите!» Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите, ко мне». Игра повторяется 3—4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

III часть. Ходьба стайкой за воспитателем в обход зала, в руках у педагога мишка.

2

Программное содержание. Выявить умения детей ходить и бегать всей группой в прямом направлении за воспитателем, подпрыгивать на двух ногах на месте.

Пособия. Игрушки: кукла, мишка, большой мяч.

I часть. Ходьба и бег всей группой (стайкой) за воспитателем. Дети входят в зал без построения. Воспитатель обращает внимание детей на мишку, сидящего в конце зала на стуле, и приглашает пойти к нему в гости. Дети идут к мишке, разговаривают с ним, затем идут к кукле Наташе, сидящей на другом конце зала. После ходьбы (в одну и другую сторону) воспитатель предлагает пробежать к Мишке, а потом к кукле

в гости. После выполнения упражнений дети строятся в круг с помощью воспитателя.

часть. Общеразвивающие упражнения без предметов.

«Покажи ладошки». И. п.: стоя ноги на ширине стопы, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вперед, сказать «вот», вернуться в исходное положение (5 раз).

«Покажи колени». И. п.: стоя ноги па ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед и положить ладони на колени, сказать «вот», вернуться в исходное положение (5 раз).

«Маленькие и большие». И. п.: стоя ноги на ширине стопы, руки за спиной. Присесть, обхватить колени руками, голову опустить. Встать, руки убрать за спину (5 раз).

И. п.: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

Дети садятся на места, а воспитатель берет игрушки куклу и мишку и сажает на стулья, стоящие в противоположных сторонах зала.

Основной вид движений.

Прыжки на двух ногах на месте (2—3 раза). Воспитатель берет большой мяч и показывает детям, как он хорошо прыгает (отбивая его одной рукой о пол), затем приглашает всех детей подойти к ней и попрыгать, как мячики. Дети прыгают, а педагог приговаривает: «Прыг-скок, прыг-скок». Этим задается ритм подпрыгиваний. «Покажем мишке, как мы умеем прыгать»,— говорит воспитатель. Дети идут к мишке и прыгают около него. Затем переходят в другой конец зала и прыгают около куклы. Воспитатель следит, чтобы дети не бежали, а переходили от одной игрушки к другой.

Подвижная игра «Догони мяч». Воспитатель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

В данной игре, как и в предыдущей, воспитывается умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

часть. Ходьба стайкой за воспитателем, в руках у него большой мяч.

3

Программное содержание. Ознакомить детей с ходьбой и бегом в колонне небольшими группами, учить энергично отталкивать мяч двумя руками при катании друг другу, выдерживая направление движения.

Пособия. Мячи по количеству детей в одной подгруппе, два шнура.

часть. Ходьба и бег в колонне небольшими подгруппами. Дети входят в зал стайкой и садятся на стулья, стоящие по двум сторонам зала. Упражнение проводится с подгруппами в форме игры «Пойдем гулять». Воспитатель подходит к одной подгруппе детей и предлагает одному из них встать за ним. Ребенок встает, за ним становится следующий и т. д. Когда все построены в колонну по одному, детям предлагают пойти гулять. Воспитатель сам ведет колонну (пройдя некоторое расстояние, поворачивается к ним лицом). После ходьбы дети бегут друг за другом в колонне и возвращаются на свои места. Упражнение повторяется с другой подгруппой.

часть. Общеразвивающие упражнения (без предметов).

И. п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: то же, руки на поясе. Присесть, коснуться ладонями пола, встать, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: сидя ноги врозь, руки за спиной. Наклониться, коснуться пальцами рук носков ног, выпрямиться, убрать руки за спину, вернуться в исходное положение (4 раза).

И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (2 раза).

Основной вид движений.

Катание мячей друг другу (расстояние 1 м). Воспитатель раскладывает две рейки (или два шнура) на расстоянии 1 м. К одной рейке приглашается первая подгруппа детей. Воспитатель помогает им сесть так, чтобы не мешать друг другу. Вторая подгруппа встает напротив первой. В целях удобства и экономии времени на организацию детей на занятии можно

использовать различные ориентиры: цветные квадраты, линии на линолеуме или мелкие предметы (кружки, треугольники и т. д.), которые быстро раскладывают. Воспитатель помогает детям занять места так, чтобы каждый ребенок имел себе пару. У всех в положении сидя ноги врозь. Воспитатель раздает мячи одной подгруппе, а рейки или другие предметы, служащие ориентиром, убирает. С кем-либо из детей педагог показывает, как выполнять упражнение: «Я делаю руки совочком и сильно отталкиваю мяч вперед Леночке, а она покатит его мне». По сигналу «покатили» дети катят мяч друг другу. Упражнение повторяется б—8 раз. Затем воспитатель собирает мячи в корзину.

Подвижная игра «Догони мяч».

III часть. Ходьба колонной по одному за воспитателем, у него в руках мяч.

4

Программное содержание. Учить детей ходить и бегать колонной по одному всей группой, подлезать под шнур.

Пособия. Две стойки, шнур, по две погремушки на каждого ребенка.

часть. Ходьба и бег в колонне по одному, за воспитателем. Дети входят в зал без построения и садятся на стулья. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поезд»: «Вы будете вагончики, а я паровоз». Дети выстраиваются в колонну по одному с помощью воспитателя. Он встает впереди колонны и ведет ее, пройдя половину зала, переходит на бег, затем снова на ходьбу. Бег повторяется еще раз и снова ходьба.

часть. Общеразвивающие упражнения (с погремушками).

И. п.: ноги слегка расставлены, погремушки в опущенных руках. Руки вынести вперед, погреметь погремушками, опустить (5 раз).

И. п.: ноги на ширине плеч, погремушки в обеих руках у плеч. Наклониться, коснуться погремушками колен, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: ноги на ширине ступни, погремушки за спиной. Присесть, положить погремушки на пол, выпрямиться, руки убрать за спину, присесть, взять погремушки, выпрямиться, убрать погремушки за спину, вернуться в исходное положение (4 раза).

И. п.: ноги слегка расставлены, погремушки в обеих руках у плеч. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

После выполнения общеразвивающих упражнений дети кладут погремушки на стулья и садятся на места в противоположной стороне зала.

Основной вид движений.

Ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. Воспитатель ставит две стойки и натягивает шнур на высоте 50 см. Пособие располагают вдоль зала так, чтобы все дети одновременно участвовали в упражнении. Если условия не позволяют использовать фронтальный способ выполнения, то упражнения выполняются подгруппами. С одной стороны от стоек на расстоянии 2—2,5 м кладется шнур или рейка, с другой — ориентиром могут служить стулья, на которые кладут погремушки.

Упражнение проводится в форме игры «Доползи до погремушки». Вначале воспитатель предлагает одному ребенку, потом предлагает всем подойти к обозначенному месту, встать на четвереньки и ползти, как жучки (по команде воспитателя), до стульев. Упражнение повторяется 3 раза.

Подвижная игра «Найди свой домик». Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять»,— говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3—4 раза.

Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило — занимать только свой домик.

III часть. Ходьба в колонне по одному за воспитателем, в руках у него флажок.

ОКТЯБРЬ

5

Программное содержание. Учить детей ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади, упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте.

Пособия. По два кубика на каждого ребенка, два шнура, две стойки.

часть. Ходьба и бег по кругу. Кубики (заранее до занятия) выкладываются по кругу. Дети входят в зал в колонне по одному и выстраиваются в шеренгу. Воспитатель обращает внимание детей на круг: «Посмотрите, дети, какой у нас ровный и большой круг. Сейчас будем ходить вокруг кубиков, не задевая их». Воспитатель встает впереди колонны и ведет детей по кругу. Вначале все идут в одну сторону (примерно полкруга), затем бегут (полный круг). Затем все останавливаются, поворачиваются в другую сторону и вновь идут и бегут.

Построение вокруг кубиков.

часть. Общеразвивающие упражнения (с кубиками).

И. п.: ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Вынести кубики вперед, стукнуть ими друг о друга, опустить (5 раз).

И. п.: то же, кубики за спиной. Присесть, положить кубики на пол, встать, выпрямиться, руки убрать за спину, присесть, взять кубики, выпрямиться, вернуться в исходное положение (4 раза).

И. п.: сидя ноги скрестно, кубики в двух руках на коленях. Повернуться вправо, положить кубик сзади себя, выпрямиться. То же, в другую сторону. Повернуться вправо, взять кубик (рис. 6). То же, в другую сторону (по 3 раза в каждую сторону).

И. п.: ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки вокруг кубиков в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

После выполнения общеразвивающих упражнений дети кладут кубики в указанное воспитателем место и садятся на места.

Основные виды движений.

Упражнение в равновесии — ходьба и бег между двумя линиями (ширина 25 см). Упражнение проводится всей группой. Воспитатель выкладывает две дорожки на расстоянии 2—3 м друг от друга и в конце каждой дорожки, чтобы дети во время ходьбы смотрели вперед, ставит стойку с изображением зайца или медведя (можно поставить стул с игрушкой). Вначале воспитатель показывает упражнение и объясняет: «Идти надо прямо, голову не опускать, смотреть вперед на мишку». Дети встают друг за другом перед дорожкой и так же друг за другом идут по ней, затем колонной малыши подходят ко второй дорожке и бегут по ней. Упражнение повторяется.

Прыжки — подпрыгивания на двух ногах на месте. Дети выстраиваются в шеренгу, и педагог под ритмичные удары в бубен предлагает попрыгать на месте, как зайки. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Наседка и цыплята». Дети изображают цыплят, а воспитатель — наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3—4 раза.

III часть. Игра малой подвижности «Найди цыпленка». Воспитатель прячет цыпленка так, чтобы дети не видели. Все ходят по залу и ищут его.

6

Программное содержание. Учить детей во время ходьбы и бега останавливаться на сигнал воспитателя, при перепрыгивании приземляться на полусогнутые ноги, упражнять в прокатывании мячей.

Пособия. Мячи по количеству детей, шнур, две рейки.

часть. Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал воспитателя. Дети строятся в шеренгу. Воспитатель спрашивает, как кричат гуси и воробышки. «Пойдете друг за другом,— говорит воспитатель,— а когда я скажу «гуси», надо остановиться и ответить «га-га-га», когда я скажу «воробышки», нужно ответить «чик-чирик». Дети выполняют это упражнение в ходьбе и беге. Затем выстраиваются в круг с помощью воспитателя.

часть. Общеразвивающие упражнения (без предметов).

1. И. п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Махи обеими руками вперед-назад четыре раза подряд, вернуться в исходное положение (3 раза).

И. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, встать, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: сидя ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение (4 раза).

И. л.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание и

разгибание ног — жуки барахтаются

(4 раза).

Основные виды движений.

Прыжки — перепрыгивание через шнур, положенный на пол.

После выполнения общеразвивающих упражнений воспитатель строит детей в две шеренги (одна против другой), перед каждой шнур, и показывает, как выполнить упражнение: «Надо близко подойти к шнуру, слегка расставить ноги, согнуть их в коленях и, перепрыгнув, приземлиться на носочки». По сигналу дети перепрыгивают, поворачиваются и снова прыгают 4—5 раз. Упражнение выполняется фронтально.

Катание мячей в прямом направлении. Дети подходят к стульям, на которых заранее разложены мячи, берут их и по сигналу «покатили» катят мячи, оттолкнув их двумя руками, затем бегут за ними и снова прокатывают.

Подвижная игра «Поезд». Дети строятся в колонну по одной стороне зала или площадки. Первый, стоящий в колонне,— паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления): вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Педагог во время игры регулирует темп и продолжительность движения детей. Вначале он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Когда дети хорошо освоят игру, т. е. движение в колонне друг за другом, можно ввести усложнение — после остановки поезда малыши идут гулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки (если игра проводится зимой, то дети ловят снежинки, делают снежки, бросают их и т.д.). Услышав гудок, все бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале дети могут строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой вагон.

III часть. Игра малой подвижности «Угадай, кто кричит».

7

Программное содержание. Закреплять умение ходить и бегать по кругу, учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу, упражнять в ползании на четвереньках.

Пособия. Мячи, плоские обручи (диаметр 30—35 см) по количеству детей.

I часть. Ходьба и бег по кругу. В зале по кругу разложены мячи. Дети строятся в шеренгу. Воспитатель объясняет задание: «Будете ходить и бегать по кругу, мячи задевать нельзя!» Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, затем бегут, останавливаются, поворачиваются в другую сторону и снова идут и бегут. Затем останавливаются около мячей.

II часть. Общеразвивающие упражнения (с большими мячами).

И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх, опустить (рис. 8), вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Наклониться, коснуться мячом пола, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Присесть, мяч в согнутых руках, встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя на коленях (или сидя на пятках), мяч на полу в обеих руках. Прокатывание мяча вокруг себя вправо (рис. 9) и влево (2—3 раза).

И. п.: ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя, в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

Основные виды движений.

Катание мячей друг другу (стоя на коленях) на расстоянии 1,5 м.

После выполнения общеразвивающих упражнений дети одной подгруппы кладут мячи в корзину. Пока дети выполняют задание, воспитатель раскладывает плоские обручи в две линии на расстоянии 1,5 м друг от друга, которые служат ориентиром при vпрокатывании мячей. Воспитатель в паре с ребенком показывает упражнение и объясняет, как правильно прокатывать мяч. По сигналу «покатили» дети катят мячи. Воспитатель напоминает, что отталкивать мяч надо посильней, прямо в руки товарищу. Катать мяч друг другу можно, стоя в обруче на коленях/сидя на корточках и т. д. Упражнение выполняется б—8 раз. Дети убирают пособия с помощью воспитателя и выстраиваются в одну шеренгу около стульев, вдоль стены.

Ползание на четвереньках в прямом направлении. Воспитатель предлагает малышам встать на четвереньки (осторожно опускаясь на колени), опереться на ладони и колени и доползти до противоположной стороны, как жучки, затем встать и хлопнуть в ладоши над головой. Упражнение можно повторить.

Подвижная игра «Поезд».

III часть. Ходьба в колонне по одному.

8

Программное содержание. Учить детей останавливаться во время бега и ходьбы по сигналу воспитателя, подлезать под шнур, упражнять в равновесии при ходьбе по уменьшенной площади.

Пособия. Стулья по количеству детей, два шнура, две стойки.

часть. Ходьба и бег в колонне по одному с остановкой по сигналу воспитателя. Дети входят в зал колонной по одному, выстраиваются в шеренгу, и воспитатель объясняет им задание: «Пойдете друг за другом, а когда я скажу «воробышки», остановитесь и помашите крылышками, вот так». (Показывает.) Дети идут, по сигналу выполняют задание. Упражнения в ходьбе и беге чередуются.

часть. Общеразвивающие упражнения (на стульях).

И. п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки в стороны, опустить, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: сидя на стуле, ноги прямые врозь, руки на поясе. Наклониться, дотронуться до носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение (4 раза).

И. п.: стоя за спинкой стула, ноги на ширине ступни, руки лежат на спинке стула. Присесть, встать, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя около стула, ноги слегка расставлены, руки опущены. Прыжки на двух ногах вокруг стула, в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

Дети берут стулья, ставят их вдоль одной стены и садятся.

Основные виды движений.

1. Подлезание под шнур (высота 50—40 см) на четвереньках.

Стойка со шнуром ставится так, чтобы все дети участвовали в выполнении упражнения. Линия старта располагается на расстоянии 1,5—2 м от шнура. Воспитатель объясняет задание и приглашает всех детей к исходной линии. Дети встают на четвереньки и проползают так, чтобы не задеть шнур (рис. 10) Встают, хлопают в ладоши над головой и снова выполняют упражнение.

Рис 10

2. Ходьба и бег между двумя линиями (расстояние 25 см). Воспитатель убирает стойки и шнур, выкладывает дорожку (из шнуров или реек) и предлагает детям встать в колонну по одному, вначале пойти по дорожке, затем побежать.

Подвижная игра «Бегите к флажку». Игра проводится по типу игры «Бегите ко мне».

НОЯБРЬ

9

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе и беге (ходьба и бег чередуются), учить сохранять устойчивое равновесие в ходьбе по уменьшенной площади, мягко приземляться в прыжках.

Пособия. По две ленточки на каждого ребенка, два шнура, две стойки.

часть. Ходьба и бег в колонне по одному. Дети строятся в шеренгу, воспитатель объясняет задание. Когда они пройдут половину круга, воспитатель дает сигнал и дети бегут. Сигналом может служить изменение ритма ударов в бубен или изменение в музыкальном сопровождении. Можно просто сказать детям — «побежали». Сигнал должен быть один. Дети пробегают полный круг (примерно 20—25 с) и снова идут. Упражнение повторяется дважды. Воспитатель предлагает детям взять со стульчиков по две ленточки (которые разложены до занятия) и построиться в круг.

часть. Общеразвивающие упражнения (с ленточками).

И. п.: ноги на ширине ступни, ленточки в опущенных рука. Поднять ленточки вверх, помахать ими, опустить (4—5 раз).

И. п.: то же, ленточки в обеих руках у плеч. Присесть, постучать палочками о пол, встать, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя на коленях, ленточки в обеих руках внизу. Поднять ленточки вверх, покачать ими вправо (влево), опустить, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: ноги слегка расставлены, ленточки в опущенных руках. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (2 раза).

Воспитатель обходит детей с коробкой, и каждый ребенок кладет свои ленточки. Затем дети садятся на места.

Основные виды движений.

Ходьба и бег между двумя линиями (ширина дорожки 20 см).

На расстоянии 3—4 м друг от друга воспитатель выкладывает две дорожки (они могут быть из шнуров или реек) и приглашает всех построиться в колонну по одному. Упражнение дети выполняют поточно. Основное внимание обращается на сохранение равновесия, правильную осанку во время ходьбы. По первой дорожке дети идут, по второй — бегут. Бег и ходьба выполняются по команде «Пошли!», «Побежали!».

Упражнение повторяется.

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (расстояние 1,5—2 м). Дети выстраиваются в шеренгу, воспитатель убирает дорожки и кладет шнуры или рейки в одну линию на расстоянии 1,5 м от детей. Педагог предлагает попрыгать, как зайки, до обозначенной линии, перешагнуть и пойти дальше. Упражнение можно повторить.

Подвижная игра «Мыши в кладовой». Дети-мыши сидят в норках — на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40—50 см — это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного проведения игры роль кошки исполняет ребенок.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение: кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), при последующем повторении снова играют.

III часть. Игра «Где спрятался мышонок?» Игра проводится по типу игры «Найди цыпленка»

10

Программное содержание. Упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задание по указанию воспитателя, в прыжках из обруча в обруч, учить приземляться на полусогнутые ноги, упражнять в прокатывании мяча друг другу.

Пособия. Мячи и плоские обручи (диаметр 30 см) по количеству детей в группе.

1 часть. Ходьба в колонне по одному, выполняя задание по сигналу воспитателя, бег врассыпную. Воспитатель предлагает детям пойти друг за другом в колонне по одному. Дети идут колонной и по команде воспитателя выполняют задания: на слова «бабочки» останавливаются и машут руками — крылышками, на слова «зайки» прыгают на двух ногах на месте. Затем дети бегают врассыпную. Упражнения в ходьбе и беге чередуются 2 раза.

Для выполнения общеразвивающих упражнений с обручами воспитатель помогает детям построиться в виде буквы П.

II часть. Общеразвивающие упражнения (с обручами).

И. п.: ноги на ширине ступни, обруч в обеих руках на плечах — «как воротничок». Поднять обруч вверх, руки прямые, посмотреть в обруч, опустить его, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя в обруче, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, взять обруч обеими руками (хват с боков), поднять до пояса (рис. 12); присесть, положить обруч на пол, встать, руки убрать за спину (4—5 раз).

И. п.: сидя ноги врозь, обруч в обеих руках у груди. Наклониться, коснуться пола ободом обруча, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя в обруче, руки на поясе. Перешагнуть через обруч и пройти вокруг него (2 раза).

Обручи остаются на полу.

Основные виды движений.

1. Прыжки в обруч и из обруча.

Воспитатель показывает упражнение, а затем объясняет: «Надо встать перед обручем, ноги слегка расставить, согнуть колени и прыгнуть в обруч мягко на носки». Упражнение выполняется всей группой одновременно (фронтально). Прыжки в обруч и из обруча повторяются б—8 раз.

Еще раз упражнение повторяют те дети, которые недостаточно хорошо справляются с заданием.

Затем все дети по указанию воспитателя кладут обручи на место и садятся на стулья.

2. Прокатывание мячей в прямом направлении. Дети катят мячи и бегут за ними.

Подвижная игра «Трамвай». Дети стоят вдоль стены зала в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они берутся за шнур, концы которого связаны, один ребенок держится правой рукой, другой — левой. Воспитатель в одном из углов комнаты держит три цветных флажка — желтый, красный и зеленый. Когда поднят зеленый флажок, дети бегут — трамвай двигается. Когда поднят желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут. Если желающих играть много (имеется в виду не на занятии, а в свободное время на прогулке), то можно устроить остановку, на которой часть детей ждет прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие — входят.

Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно изменить название игры.

III часть. Ходьба в колонне по одному.

11

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, ловить мяч, брошенный воспитателем, и бросать его обратно, ползать на четвереньках (с опорой на ладони и колени) в прямом направлении.

Пособия. По две погремушки на каждого ребенка, большой мяч.

часть. Ходьба и бег колонной по одному. Сигналом для перехода от одного упражнения к другому служит изменение темпа музыки или частоты ударов в бубен. Ходьба и бег чередуются.

Воспитатель предлагает детям подойти к погремушкам, разложенным заранее в виде буквы П.

часть. Общеразвивающие упражнения (с погремушками).

И. п.: ноги на ширине ступни, погремушки в обеих руках внизу. Поднять погремушки через стороны вверх, позвонить, опустить, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: ноги на ширине плеч, погремушки в обеих руках за спиной. Наклониться, дотронуться погремушками до носков ног, выпрямиться (4 раза).

И. п.: ноги на ширине ступни, погремушки у плеч. Присесть, положить погремушки на пол; встать, руки положить на пояс; присесть, взять погремушки, выпрямиться, вернуться в исходное положение (4—5 раз).

А. И. п.: сидя на пятках, погремушки у плеч. Повернуться вправо (влево), положить погремушку у носков ног; повернуться вправо (влево), взять погремушку, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).

5. И. п.: ноги слегка расставлены, погремушки в обеих руках у груди. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (2 раза).

Дети садятся на места. Между каждыми пятью стульями расстояние 0,5 м.

Основные виды движений.

Ловить мяч от воспитателя и бросать его обратно (расстояние 0,5 м).

Воспитатель показывает упражнение в паре с ребенком. Затем предлагает встать первой, подгруппе (пять детей) и поочередно бросает им мяч. Ребенок ловит и бросает обратно.

Ползание на четвереньках (с опорой на ладони и колени) в прямом направлении. Воспитатель предлагает детям встать на четвереньки около стульев, по сигналу ползти, как жучки, до других стульев, на которых лежат погремушки, взять их, потрясти над головой, затем положить на место и бежать обратно. Упражнения в ползании можно повторить.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке». Дети сидят на стульях, на скамейках или траве. Воспитатель предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.

«По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке шагают наши ножки: Раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам… В яму — бух!»

Дети идут, на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале воспитатель сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как дети согласуют свои движения с ритмом стиха.

III часть. Игра малой подвижности.

12

Программное содержание. Упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задания воспитателя, закреплять умение подлезать под дугу на четвереньках, сохранять равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Пособия. По два кубика на каждого, 4-—6 дуг (высота 50 см), два шнура или рейки.

I часть. Ходьба колонной по одному с выполнением задания, бег в колонне по одному. Воспитатель объясняет детям задания: на сигнал «лягушки» присесть (или прыгать), на сигнал «бабочки» остановиться и помахать крылышками. Упражнения в ходьбе и беге чередуются (2 раза).

Для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в две шеренги около кубиков, которые заранее разложены в две линии.

I часть. Общеразвивающие упражнения (с кубиками).

И. п.: ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Поднять кубики через стороны вверх, стукнуть ими, опустить, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: то же, кубики за спиной. Присесть, положить кубики на пол, встать, выпрямиться, руки на поясе; присесть взять кубики, вернуться в исходное положение (5 раз).

И. п.: стоя на коленях, кубики в обеих руках у плеч. Наклониться вперед, положить кубики подальше, выпрямиться, руки положить на пояс; наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение (4—5 раз).

И. п.: ноги вместе, руки на поясе, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в чередовании с ходьбой на месте (2 раза).

Основные виды движений.

Подлезание под дугу (высота 50 см) на четвереньках. Воспитатель ставит в одну линию (примерно в центре зала) дуги на расстоянии 0,5 м. Дети выстраиваются в колонну по одному и друг за другом (поточно) подлезают под дуги. Упражнение повторяется.

Ходьба между двумя линиями (ширина 20 см). Дети колонной по одному идут по дорожке, выложенной из шнуров или реек, руки держат на поясе, при ходьбе смотрят вперед.

При проведении данного занятия возможны варианты. Например, дуги можно поставить в две линии, после каждой выложить дорожку. Дети после подлезания сразу же выполняют упражнение в равновесии — идут по дорожке.

Подвижная игра «Найди свой домик».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст