Фоновая музыка в жизни Детского сада!Для воспитателей и родителей.Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.Занятие. Степень активности восприятия музыки.* Развитие речи Активное и пассивное* Математика Пассивное* Ознакомление Активное и пассивноес окружающим* Ручной труд Пассивное* Конструирование Пассивное* Рисование Активное и пассивное* Физкультура Активное и пассивноеТак, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.Примерное расписание звучания фоновой музыки.Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.Время звучания Преобладающий эмоциональный тон7.30 – 8.00 Радостно-спокойный8.40 – 9.00 Уверенный, активный12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойныйНепроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.Примерный репертуар фоновой музыки.( для детей старшего дошкольного возраста)Функция Примерный репертуарфоновой музыкиРелаксирующая ( расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака»А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартетаК.В. Глюк. «Мелодия»Тонизирующая ( повышающая Э. Григ. «Утро»Жизненный тонус, настроение) И.С. Бах. «Шутка»И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)Активизирующая ( возбуждающая) В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»( финал)М.И. Глинка. «Камаринская»В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)Успокаивающая ( умиротворяющая) М.И. Глинка. «Жаворонок»А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»К. Сен-Санс. «Лебедь»Ф. Шуберт. «Серенада»Организующая ( способствующая И.С. Бах. «Ария»концентрации внимания при орга- А. Вивальди. «Времена года» («Весна», низованной деятельности) «Лето»)С.С. Прокофьев. «Марш»Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.