Использование моделей при формировании грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр – работа непростая, но очень нужная и интересная.

Проанализировав литературу по этой теме, мною было решено использовать в работе уже известные игры в различных их вариантах: с постепенным усложнением в соответствии с возрастом, возможностями, уровнем подготовки детей и в соответствии с этапом коррекционной работы, а также были придуманы и разработаны несколько новых игр, в том числе игры с использованием моделей.

На использовании этих игр хотелось бы остановиться поподробнее. Ведь игровое замещение — начало большого пути, ведущего к использованию различных символов, знаков, программ для вычислительных машин, и что самое главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. А это является главным в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними спрятана.

На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. Игры и упражнения с моделями направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения. Конечно, любой здоровый ребенок, без речевой патологии, овладевает этими действиями и без каких-либо специальных педагогических воздействий. Но другое дело – дети с Общим недоразвитием речи. Использование в работе с такими детьми специально разработанных моделей значительно облегчает задачу учителя-логопеда по коррекции различных сторон речи , а в данном случае грамматического строя.

При обследовании грамматического строя речи у вновь поступивших детей (как с диагнозом ОНР, так и ФФНР), обнаружилось, что трудности проявлялись в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах — ошибках согласования и управления. (По небу плывет красивая облака. На картинке я вижу большую креслу. Здесь нарисована красная яблоко). Было решено попробовать дать детям понятия: слово-предмет, слово-признак и слово-действие и показать их связи между собой через модели (определенные геометрические фигуры). Каждая фигура должна была соответствовать определенной части речи. Но, первое, что нужно было исключить, это кружок (поскольку кружками мы обозначали с детьми звуки), и красный, синий и зеленый цвета (так как красный кружок — это гласный звук, синий — это твердый согласный звук, а зеленый — мягкий согласный звук). Поэтому, начав с понятия слово-предмет (существительное), было решено использовать для его обозначения квадрат. Но в то же время хотелось, чтобы дети различали понятия живой предмет (кто это?) и неживой предмет (что это?). Поэтому для обозначения так называемых «живых слов-предметов» стал использоваться желтый квадрат, а для «неживых слов-предметов» — белый квадрат. Детям очень понравились игры с «разными квадратиками». «Куда показала твоя стрелочка?»; «Желтый — белый»; «Кто больше назовет?»; «Чудесный мешочек»; «Кто и что?» (некоторые игры приведены в приложении). Уже через небольшой промежуток времени дети великолепно дифференцировали понятия «Кто?» и «Что?» и безошибочно ставили правильные вопросы к существительным. Столкнувшись с трудностями в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (а особенно это касалось женского и среднего родов), было решено, опять использовать модели. Но для этого необходимо было придумать модели для слов-признаков (прилагательных), причем такие модели, которые бы помогали ребенку различать понятия «какой?»; «какая?»; «какое?»; «какие?». Для обозначения этих слов-признаков использовались прямоугольники различных цветов: какой? - фиолетовый; какая? - оранжевый; какое? черный; какие? голубой. Поскольку понятие «он«, «она«, «оно«, «они» дети усвоили довольно быстро и легко с помощью опять же специально разработанных игр «Волшебные домики»; «Он или она?»; «Кому дать картинку?», то и введение моделей слов-признаков тоже прошло хорошо. Кроме того, ребенок, опираясь на модель, ребенок абсолютно правильно согласовывает существительные с прилагательными. Манипулируя с различными моделями, дети придумывают много интересных, красивых слов, что, безусловно, не только совершенствует их грамматический строй, но и существенно обогащает лексику. Похожим образом проводилась работа и с глаголами (словами-действиями, отвечающими на вопросы что делает? что делают?), использовались для их обозначения треугольники. Для согласования существительных единственного числа с глаголами настоящего времени вводилась модель-розовый треугольник. Для согласования существительных множественного числа с глаголами настоящего времени вводилась модель — коричневый треугольник. Усвоив, что коричневый треугольник — это слово-действие, отвечающее на вопрос что делают?, и оно связано (согласуется) с понятием «они», ребята определяют множественное число существительного и, следовательно, согласуя существительное с глаголом, правильно изменяют глагол во множественном числе. Аналогично проводится работа и с розовыми треугольниками (глаголами настоящего времени единственного числа), путем построения цепочки несложных умозаключений дети правильно согласовывали глаголы единственного числа настоящего времени с существительными. Для глаголов будущего времени единственного и множественного числа (слов-действий, отвечающих на вопросы что будет делать?, что сделает? и что будут делать?, что сделают?) использовались модели-треугольники розового и коричневого цветов, но на вершине большого треугольника помещался маленький треугольник того же цвета. Введение данной модели не вызвало никаких затруднений у ребят, они быстро усвоили и правильно применяли ее в предлагаемых ситуациях по аналогии с моделями глаголов настоящего времени. Кроме того, это позволило приблизиться к более сложной задаче по различению глаголов совершенного и несовершенного видов. Поэтому на следующем этапе работы по дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возникла необходимость в том, чтобы были введены модели треугольники, обозначающие глаголы прошедшего времени (слова-действия, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал?, что делала? что сделала?, что делало, что сделало?), которые отличаются от глаголов настоящего и будущего времени, тоже треугольников, расположением - основанием вверх и цветом - фиолетовый, оранжевый, черный, что соответствует глаголам прошедшего времени единственного числа мужского, женского и среднего рода. А также модели глаголов совершенного и несовершенного вида различаются тем, что у треугольников, обозначающих глаголы совершенного вида, на большом треугольнике соответствующего цвета находится маленький треугольник такого же цвета, что и большой. (Задания по данной дифференциации в конце первого года обучения предусматривают наличие у детей высокого и пограничного уровня развития по результатам мониторинга). Сначала детям давались задания на различение глаголов совершенного и несовершенного видов только прошедшего времени, затем — настоящего и прошедшего времен.

Различение глаголов совершенного и несовершенного вида облегчает в дальнейшем дифференциацию и правильное употребление в речи приставочных глаголов.

Последняя из используемых моделей — серый овал — была введена для обозначения наречий образа действия (слов, отвечающих на вопрос как? и каким образом?), и согласования глаголов с наречиями, образованных от прилагательных. Для усвоения новых моделей и при использовании слов, отвечающих на вопрос как? в речи были разработаны игры «Скажи наоборот», «Какой и как?». Таким образом, к концу года дети с помощью моделей смогут составлять не только отдельные фразы, словосочетания, но даже предложения, правильно согласовывая между собой существительные и прилагательные, существительные и глаголы, различать и правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, а также смогут распространять предложения, используя наречия. Для дифференциации частей речи и согласовании слов в предложении используются игры с применением моделей: «Волшебное дерево», «Составь предложение», «Напиши предложение с помощью фигурок», «Добавь одно слово к двум».

Вводя модели, было опасение, что у детей может возникнуть путаница из-за большого количества геометрических фигур и их цветов. Но, в процессе работы с детьми, стало очевидно, что введение такого количества цветов и оттенков даже полезно, так как в свободной художественной деятельности (рисовании, аппликации, раскрашивании трафаретов) дети стали больше использовать фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, серый цвета, а не только основные, которыми они обычно пользовались. Также полезным для формирования у ребят элементарных математических представлений оказалось использование в качестве моделей разных геометрических фигур и различное их плоскостное расположение.

Лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, для их устранения необходимо достаточно много времени. Поэтому логопедическая работа при таких речевых нарушениях требует разнообразных приемов коррекции, учитывая индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, целесообразное и адекватное использование дидактических игр, игровых приемов, в том числе и моделирования, на разных этапах логопедической работы оптимизирует систему коррекционно-развивающего воздействия на ребят, имеющих тяжелые нарушения речи, делает более рациональной и, тем самым, приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Методическое обоснование:

1. Бородич А. И. Методика развития речи в детском саду. М.: Просвещение, 1974.

2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М.: Просвещение, 1989.

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М.: Просвещение,2002.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. М.: Гном-Пресс, 1998.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.// Методическое наследие. Логопедия. Книга V. М.: ВЛАДОС, 2003. С.187-190.

7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001.

8. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб.: СОЮЗ, 2005.

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб.: Образование,1994.

10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение,1991.

11. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. Просвещение, 1974.

12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвешение,1982.

13. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: СОЮЗ, 1999.

14. Токарева О. А. Функциональные дислалии.- В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. М.: Просвещение, 1976.

15. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс, 1999.

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис Пресс, 2004.