Воспитатель: Белякова А.З.

Формирование коммуникативных возможностей детей через развитие просодических компонентов речи.

Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли. Развитие выразительности речи дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Работая воспитателем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я заметила, насколько не выразительна и не эмоциональна речь детей. Многие дети хорошо заучивают тексты стихотворений или ролей к сказкам — драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса, использовать разную силу голоса; выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении. Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, и, разумеется, через интонацию. Интонационные средства выразительности организуют речь в целом и делают процесс коммуникации более информативным. Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР рекомендуется проводить коррекционно-логопедическую работу последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей. Коррекционно-логопедическая работа должна решать следующие задачи:

Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики детей:

Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Развитие речевого дыхания — его длительности и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

1.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Задуй свечу», «Загони машину в гараж», «Надуй игрушку», «Духовые инструменты»

2.Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков: «Эхо», «Вьюга», « В лесу» и др.

3.Дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков: «Трубач», «Каша кипит», «Шар лопнул» и др.

4.Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз: произнесение фразы с постепенным усложнением, ответы на вопросы (полные ответы произносятся на одном выдохе), повторение за взрослым пословиц, поговорок, скороговорок на одном выдохе и др.

Упражнения для развития чувства ритма.

1. Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары)-громких и тихих, с короткими и длинными паузами .Воспитатель задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

2.Воспроизведение ритмических структур.

Детям предлагается после прослушивания серии ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

3.Формирование ритмической организации выказывания.

А. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка.

Б. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с воспитателем и самостоятельно).

В. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.

Г. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения.

В процессе работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

Игры и упражнения по развитию качеств голоса.

Тренировка высокого и низкого голоса: «Ворона и сороки».

Замедленного и более быстрого темпа речи: «Самолет», «Паравоз».

Выработка силы голоса: «Эхо», «Гуси в лесу».

Игровые упражнения на развитие мимики.

Выполнение упражнения по заданию.

«Какой овощ (фрукт) едят дети?» Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например :» вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают.

Выполнение упражнения по образцу : «Отгадай и покажи».

Самостоятельное выполнение.

«Мимический кубик» Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

Игровые упражнения на развитие интонаций.

1. Упражнения для передачи интонацией различных чувств (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями.

2.Упражнение «Придумай предложение». Предлагаем придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другие эмоции. Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует (Греет солнышко! Прилетели ласточки.); но весной что-то может и огорчать( Дует холодный ветер, слякоть.)

3. Театральные этюды, игры-драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Приведенные выше игровые упражнения по развитию интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо- ритмической и мелодико- интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.

Подводя итог, хочется еще раз отметить , что роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, вместе с тем ,обеспечивает передачу о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая интонационная речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.