МДОУ ЦРР Детский сад № 16 «Искорка»

Формирование навыков ручного труда дошкольников, как истоков русского народного творчества.

Информация из опыта работы

Воспитатель 1 кв. категории

Колюжная Л. К.

г. Красный Сулин

2013 г.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, стеклом и керамикой, тканями, кружевными и вышивными изделиями. Народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чувством к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра и т.д. каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей и взрослых.

Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, народный мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты.

Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогает им усвоить нравы, обычаи, передаваемые из поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Народное искусство – достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с глиняными фигурами кировских мастеров. Детям нравятся богороцкие игрушки-шутки и загорские точёные изделия. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, т.к. несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.

Действительно, изделия народных умельцев, такие как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка – это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно – прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

В русском народном декоративно-прикладном искусстве – вышивке, резьбе и росписи по дереву, ткачестве, кружевоплетении, вязании и других видах – получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий декоративно-прикладного искусства заключается главным образом в бесчисленных комбинациях одних и тех же фигур (круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки). Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение деревянных наличников окон и фронтонов домов, мебели, домашней утвари, одежды. Большинство знаменитых русских прялок орнаментировано геометрическими фигурами: особенно много встречается изображения кругов и розеток – наши далекие предки так изображали солнце. Хотя символика эта давно забыта, но в народном искусстве она сохранилась, как один из мотивов узора. Это можно проследить на примере орнаментации ярославских, вологодских, архангельских, городецких прялок. Геометрический орнамент преобладает в узорном ткачестве мастеров из Архангельской области, Воронежа, Вологды, Новгорода, Костромы и др.

Для воспроизведения дошкольниками наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, кругов, полос в разных сопоставлениях друг с другом по горизонтали в виде ленточного украшения и по типу замкнутого орнамента. Для образца можно использовать мотивы окаймляющего и замкнутого украшения северодвинской росписи, узоры для вязания мастериц Архангельской области, золотошвейной вышивки Торжка, вологодской росписи, рязанского тканья, калужской вышивки.

В старшем народном возрасте возникает потребность создавать изделия своими руками – творить, выдумывать, создавать предметы, комбинируя их в играх. Дети любят для своего творчества использовать всевозможные материалы. Это может быть кусочек сверкающей фольги, пробка, жёлудь, пуговица, тряпочка, ласкутик, полиэтиленовая упаковка из-под шампуня необычной формы и яркой расцветки. Словом, ребят привлекает и возможный вариант игры с таким материалом, и использование его в будущей поделке.

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления качественному выполнению задуманного.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставлять с образцом, оценить качество поделки.

Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол, игрушек и т.д. С этой целью воспитатель привлекает их внимание к уже готовым изделиям. При этом не надо брать очень сложные образцы, лучше выбрать то, что доступно воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками.

Детям старшего дошкольного возраста вполне доступны многие виды работ с разными материалами. Это работы детей с тканями, нитками, декоративные аппликации и панно из лоскутков, тряпичные и вязанные куклы, одежда для них; детали костюмов для игр, развлечений; предметы сервировки стола; сувениры, плетение, декоративные аппликации и букеты из сухих растений, плетение из прутиков, соломки, трав; мелкая пластика и игрушки из шишек, веток, камешков; гербарии, скульптуры из корней, коры, сучьев для украшения живого уголка и пр.

Из бумаги, картона дети создают индивидуальные и коллективные аппликации и панно, объемные и плоскостные предметы и конструкции для игр, развлечений, элементы оформления интерьеров и праздников.

В детском саду дети учатся работать с деревом (починка кукольной мебели, игрушек, изготовления сувениров).

Сочетание материалов по фактуре, цветовой отделке и качеству особенно нравится детям. Например, в работе с бумагой и картоном они могут использовать в качестве декоративной отделки кусочки ткани, нитки, шишки, ветки, мох, засушенные листья, цветы. При этом внимание дошкольников обращается на целесообразность использования разных материалов, выразительность, качество работы.

Ребенок проявляет фантазию, украшая изделия из дерева соломкой, разноцветными полосками бумаги, природными материалами, лоскутками, кусочками кожи, фольги. Работая с деревом, дети на практике осваивают различные приёмы – действия с молотком, пилкой, роспись красками.

Деятельность с материалами в ДОУ носит коллективный характер, она благотворно влияет на микроклимат детского коллектива и отдельных групп детей, увлекающихся общей работой, нужной и полезной для других. А в этом – большое нравственное начало.

В. А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребёнок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке.

В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, бельё. Вышивка – широко распространённый вид декоративно – прикладного искусства. Аппликация из ткани – разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.

В России этот вид рукоделия существовал очень давно. Искусство шитья из лоскутков складывалось столетиями. Его отличием от западного было преобладание геометрического построения узора из квадратов, прямоугольников, треугольников, более простые композиции.

Рукоделие из лоскутков, которым увлекаются особенно девочки пяти – семи лет, является одним из видов детского творчества.

Этот вид искусства имеет глубокие народные корни. В русских деревнях исстари использовали разноцветные лоскутки для украшения одежды, одеял, для создания весёлых узорчатых ковров. Особенно нарядной выглядела девичья одежда: сарафаны и передники – запоны умело, с большим тактом и вкусом украшались разными нашивками из цветного лоскута. В крестьянском быту не пропадал ни один кусочек ткани. Интерес к традициям народного самобытного творчества повлиял и на современные вкусы, на моду, которая вновь обратилась к этому оригинальному виду прикладного искусства.

Оказывается, можно много сделать нарядных, нужных и оригинальных предметов из лоскутов, которые украсят современный интерьер: коврик на кресло или к кроватке ребёнка; одеяло для куклы и коврик в кукольный уголок, на котором будет хорошо смотреться любой сюжет и орнамент в лоскутных аппликациях. Красиво выглядят скатерть с нашитыми квадратиками из ярких набивных лоскутков; декоративная сумочка для куклы на длинном ремешке через плечо; декоративные подушки, фартучки для дежурных и т.д.

Ознакомление старших дошкольников с техникой лоскутного шитья я начала с беседы. Дети узнали о необыкновенно красивом и интересном искусстве украшения одежды, интерьера, рассматривая готовые изделия, фотографии, иллюстрации на эту тему. Приглашала также мам, бабушек – мастериц со своими изделиями ( Насти Г., Виолетты Г., Виолетты М., Алины П.).

Далее ребят познакомила с основами композиционного и цветового построения лоскутных изделий. Дети узнали, что каждый предмет изготавливается из лоскутков, имеющих правильную геометрическую форму, а ткани подбираются, исходя из принципов цветового контраста или сочетания рисунков. Дошкольники учатся выполнять простые композиции – «квадраты», «колодцы», «мельницы из элементов – «квадрат», «колодец», «треугольник». На этом этапе детям лучше всего предложить использовать готовые формы и делать мини-композиции по образцу или схеме (эскизу).

В дальнейшем в этой работе ставлю перед собой задачу: используя лоскутки ткани, научить детей сшивать их, т.е. работать и иголкой.

р