«Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»»

Выполнила:

Васильева Алевтина Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ д/с № 46

Ленинского р-на

г.о. Самара

Самара, 2013г.

Содержание:

Пояснительная запискастр.3-5

Этапы реализации проектастр.6-7

Список библиографиистр.8

Приложение

1.Пояснительная записка

Актуальность: Приоритетным направлением МБДОУ д/с № 46 и в частности в группах для детей с общим недоразвитием речи является формирование коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность адекватно общаться в конкретных коммуникативных ситуациях и умение организовывать речевое общение со сверстниками и взрослыми с учётом социокультурных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Коммуникативная компетенция может включать в себя такие компоненты как:

— владение той или иной лексикой,

— развитость письменной речи,

— умение соблюдать этику и этикет общения,

— умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),

— способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,

— ассертивность (уверенность),

— владение навыками активного слушания,

— владение ораторским искусством,

— актерские способности,

— эмпатия,

— умение проникнуться интересами другого человека и т.д.

Непременным условием сформированности коммуникативной компетенции является развитая связная речь, которая значительно нарушена у детей с ОНР. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Одним из таких методов является метод проектов.

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Проект: краткосрочный (2 месяца), групповой, творческий.

Цель: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, логопед, воспитатели группы, музыкальный работник.

Проблема для логопеда: дети с ОНР не имеют речевых ресурсов для передачи своих эмоциональных состояний и нет готовых научно-педагогических разработок по проблеме.

Задачи: обогащать эмоциональный словарь, развивать выразительность диалогической и монологической речи, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, снижать агрессивность.

Проблема для детей: собрать материал о театре, попробовать себя в разных ролях: режиссер, костюмер, актер.

Направляющие вопросы:

Что такое театр? Какой бывает театр?

Что должно быть в театре? Кто там работает?

Какие роли могут быть в сказке «Дюймовочка»

Конечный продукт: драматизация сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка»

Планируемые образовательные результаты:

Для исследования состояния связной речи в сентябре, январе и мае проводился мониторинг речевого развития с использованием материала, предложенного в «Сборнике документов для учителей-логопедов групп компенсирующей направленности ДОУ: Методические рекомендации» Болясова Н.Н., Ваенская И.Л., Барановская Е.В., Фролова О.М., Мазанова Е.В. – Самара: Изд-во МИР, 2009.

Были получены следующие результаты:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сентябрь 2011

50%

50%

-

Май 2012

6%

50%

44%

Положительная динамика – 13%

В начале года основная группа детей использует простые 2-3 словные предложения в речи, допускаются ошибки при согласовании слов. Большие трудности вызывает составление рассказа по серии картин: нарушается последовательность, отмечается выпадение смысловых звеньев рассказа, у многих отсутствует описание ситуации. Не все дети справились с пересказом текста: рассказы не завершены, так же выпадают смысловые звенья. Несколько детей отказались выполнять задание.

После проведения коррекционных мероприятий в мае при обследовании связной речи у 44% детей высокий уровень развития связной речи: они легко справляются с пересказом небольшого текста, при составлении рассказа по серии картин не возникает трудностей в определении последовательности, рассказы имеют смысловую завершенность. У 50% человек отмечается средний уровень развития связной речи. У 6 % связная речь осталась на низком уровне развития.

2. Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

Деятельность специалистов

Деятельность родителей и детей

1 Этап

Постановка

проблемы

1 неделя

Беседа «Что такое театр? Театральные профессии. Для чего он нужен? Какие театры есть в нашем городе? Что должно быть в театре?» Организация сюжетно – ролевой игры « Представление в театре» Поделиться впечатлениями от посещения Самарского театра Филармонии.

Порассуждать с родителями над вопросами: Что такое домашний театр?, Какие представления можно подготовить для домашнего театра? Как это сделать? Посетить представление для детей в театре.

2 Этап

Организация работы над проектом

2 неделя

Организация выставки книг Х.К.Андерсена

Знакомство с творчеством писателя Х.К. Андерсен.

Чтение сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка» Выделение героев сказки, определение их характеров.

Упражнение «Подумай и отгадай» Подвижная игра «Веснянка», «На лужайке» Упражнение «Что лишнее?» (признаки зимы и весны) Упражнение «Когда это бывает?» (развитие слухового внимания) Пересказ небольшого отрывка из сказки.

Чтение сказок Х.К.Андерсена

Нарисовать иллюстрацию к любой из них.

Совместный просмотр мультипликационного фильма по сказке Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

3 Этап

Реализация проекта

3-4 неделя

Знакомство детей с адаптированным стихотворным вариантом сказки (Приложение 1). Помощь в распределении ролей. Подбор музыкального сопровождения. Постановка заключительного танца. Закрепление речевого материала.

Дети – выбор и распределение ролей. Проигрывание отдельных сцен из постановки со сменой ролей.

5 неделя

Изготовление декораций и костюмов для театрализованной постановки.

Помощь в изготовлении костюмов для постановки.

4 Этап

Презентация проекта

6-7 неделя

Показ спектакля на городском методическом объединении.

Показ спектакля для родителей и сотрудников детского сада.

3. Список библиографии:

Андерсен Х.К. Сказки. – М.,2005г.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием – М.: АРКТИ, 2002.

Давлетбаева Р.Г. Вестник ВЭГУ № 1, 2010г.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., 2005.

Реализация метода проекта в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушенным речевым развитием. – С., 2010

Сборник документов для учителей-логопедов групп компенсирующей направленности ДОУ. – С., 2009.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005.

Информационные образовательные ресурсы:

http://www.olesya-emelyanova.ru

Приложение 1.

Сценарий для постановки сказки Ханса Кристиана Андерсена в кукольном театре

Действующие лица

(живые актеры)ЖенщинаДюймовочкаПринц эльфовЖабаСын жабыПервая РыбкаВторая РыбкаМайский ЖукПервый ЖукВторой ЖукЖучихаЛасточкаКротПолевая Мышь

Женщина достает цветочный горшок, ставит его перед собой на окне и сажает семечко. Снова начинает петь соловей.

Женщина

Я посажу это зернышкоВ новый цветочный горшок.Ты покажись, мое ясное солнышко!

Женщина поливает семечко из лейки, и из горшка появляется огромный бутон.

Женщина

Ты расцвети, мой цветок!

Женщина целует бутон, он раскрывается, и в нем оказывается крошечная девочка с крылышками за спиной. Женщина любуется ею.

Женщина

Тонкая словно иголочка!Грежу ли я наяву?Что за малютка! Ну, просто Дюймовочка! -Так я тебя назову!Только вот крылышки, доченька,Вовсе тебе ни к чему.Знаю, мой ангел, летать не захочешь ты,Дай-ка с тебя их сниму.

Женщина снимает крылья с Дюймовочки, убирает горшок с окна и достает ленту.

Женщина

А вместо них эту ленточкуБантиком я завяжу.

Женщина завязывает Дюймовочке большой бант на макушке.

Женщина

С ним ты совсем настоящая девочка,Дай на тебя погляжу!

Женщина любуется Дюймовочкой.

Женщина

Каждый день в платьица новыеБуду тебя наряжать.И на рассвете росинки медовыеС роз для тебя собирать.

Женщина

Только и им, моя звездочка,Шепчет листва: «Спать пора!»Спи, лепесточком укрывшись, Дюймовочка,Спи-засыпай до утра!

Смеркается. Женщина накрывает Дюймовочку одеялом-лепестком и уходит. Соловей умолкает. Появляется Жаба.

Жаба

Квакс! Вот и славная женушкаБудет сынку моему!

Жаба

Что, хороша?

Сын Жабы

Да! Мне нравится!Квакс! Квакс! Брекке-ке-ке-кекс!

Жаба

Тише ты, дурень! Не то испугается!Знаю я этих невест!С нею в болоте прославимся,Будем ходить кораблем!Пусть все дивятся, какая красавицаПол моет в доме моем!

Дюймовочка (закрывая лицо руками)

Ах!

Жаба (толкая сына в бок)

Ты ей тоже понравился!(Дюймовочке)Сын мой хорош! Весь в меня!Хоть с букварем он немного не справился,С мухой не спутает пня!Будет у вас в тинном гнездышкеДаже не жизнь — красота!Только учти, что хорошая женушкаДелом всегда занята.С щом комариным управишься?

Дюймовочка мотает головой.

Жаба

С ряской пирог по плечу?

Дюймовочка мотает головой еще сильнее.

Жаба (возмущенно)

Чем же ты мужа кормить собираешься?

Дюймовочка (чуть не плача)

Я с вами жить не хочу!

Жаба

Чушь! Поживешь, так захочется!Жди, за тобою придем!Будешь, девчонка, все время топорщиться,Мы тебя живо побьем!

Жаба берет кроватку и вместе с сыном «уплывает» за кусты справа. Дюймовочка тихонько плачет. По обе стороны от листа кувшинки появляются рыбки.

рыбка

Что с тобой, девочка милая?

Плачешь, скажи, почему?

Дюймовочка

Хочет отдать меня жаба постылаяВ жены сынку своему!

Голос Сына Жабы (издалека)

Квакс! Брекке-кекс!

Дюймовочка (в ужасе)

Ах, идут уже!

рыбка

Так не бывать же тому!

Мужа достойна ты, девочка, лучшегоПо красоте и уму!

Голос Сына Жабы (совсем близко)

Квакс!

Дюймовочка

Ах!

Дюймовочка снова закрывает лицо руками.

рыбка

Не плачь, постараюсь яПерекусить стебелек!

Из-за кустов справа появляются Жаба и ее сын с букетом цветом.

Сын Жабы (зевая)

Зря цельный день по болотам шатаемся,Лучше б поел да прилег.

Жаба

Спать в день такой не положено,Женишься и отдохнешь!

Сын Жабы роняет букет и замирает от удивления.

Жаба

Что ты, бездельник, застыл, как мороженый?

Жаба дает сыну подзатыльник.

Сын Жабы

Врешь! От меня не уйдешь!

Лист скрывается за кустами слева. Жабы плывут за ним. Лист появляется из-за кустов справа. Жабы плывут следом. Жаба почти настигает, ее сын сильно отстает.

Раздается приближающееся жужжание, из-за кустов справа появляется Майский Жук и сажает Дюймовочку на корягу.

Майский Жук (кланяясь)

Вж-жук! Разрешите представиться!Я Майский Ж-жук! Просто Ж-жук!Это мой дом!

Дюймовочка (удивленно)

Это дом?

Майский Жук

Вам понравится!Здесь я сиж-ж-жу!

Жук показывает на правую часть коряги.

Майский Жук

Здесь — леж-ж-жу!

Жук показывает на левую часть коряги.

Майский Жук

Здесь — я нектары пью мятные!Здесь — я хож-ж-жу и жуж-ж-жу!

Жук ходит туда-сюда и вдохновенно жужжит.

Дюймовочка

Песенка ваша такая приятная!



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст