Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе «Детство», авторы: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова). В разделе программы «Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными» действия детей с мячом включены начиная с третьего года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. Также на базе нашего детского сада с 2009 по 2012 года функционировала опытно — экспериментальная площадка по теме «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе компетентностного подхода», руководитель д.п.н. Л.Н.Волошина. В её программе физического воспитания дошкольников «Играйте на здоровье!» особое внимание уделяется подвижным играм с элементами спорта. Таким образом, для опыта работы мною была выбрана тема «Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».

Мяч – удивительная, самая древняя и любимая игрушка всех детей. Разнообразные упражнения в бросании, ловле, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений.

Однако в практике встречаются затруднения при организации работы с детьми, т. к. упражнения однообразны, скучны, а вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому в своей работе использовала такие формы работы, которые благотворно воздействуют на формирование навыков владения мячом, вызывают активный интерес детей и позволяют успешно решить поставленные задачи:

Изучить особенности физического развития детей дошкольного возраста на основе теоретического анализа литературы.

Провести анализ развития и формирования движений детей с мячом.

Разработать комплекс упражнений и подвижных игр для формирования навыка владения мячом у старших дошкольников.

Систематизировать игровые упражнения и подвижные игры направленные на формирования навыков владения мячом у детей дошкольного возраста.

Провести цикл мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыков владения мячом посредством подвижных игр.

Таким образом, стояла задача продолжить формирование навыков владения мячом и перейти на следующие два этапа: этап первоначального разучивания (научить ребенка выполнять движение и выделять, осознавать требования к одному какому-либо качеству движения) и этап углубленного разучивания (способствовать овладению детей опорным пунктам движения, синтезировать их, осознавать сначала грубые, а позднее и мелкие ошибки).

Для выполнения данной задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, ФГТ, был разработан перспективный план.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях.

С этой целью в каждой возрастной группе приобрели мячи разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире. Педагог правильно показывает детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа готовит ребенка, умеющего хорошо выполнять упражнение.

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр, в том числе и элементов игры в баскетбол и футбол.

Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение технических действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного возраста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

Для успешного овладения действиями с мячом, необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. А также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

В начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй». Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Ребенка нужно научить следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе. В этом помогают такие игры как «Поймай мяч», «Ловишка в кругу», «Мяч — водящему», «Успей поймать мяч».

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Отработка данных движений проводилась в играх «Мотоциклисты», «Ловкие ребята», «Точно обведи» и др.

Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону. С этой целью изготовлено ряд мобильных игровых пособий «Попади в цель», «Старички-снеговички», «Совушка-сова» и др.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы. Для этого в группах созданы постоянные команды.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Обучение элементам футбола начинается в старшей группе детского сада. Ребята овладевали техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однако упражнения и игры, в которые включались изучаемые движения, были разнообразными, интересными и доступными для детей. В начале обучения основное внимание детей направлялось на овладение правильными движениями, а затем мы стремились, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений (приложение №5).

Упражнения дети выполняли как правой, так и левой ногой. Обучение технике проводилось постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу надо проводить в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, и, наконец, следует переходить к изучению удара при движении самих занимающихся. Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, можно переходить к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек — флажков. Наконец, следующий этап—это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Эффективно использовать игры «Точно обведи», «Гол в ворота».

Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы.

Ведение мяча. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко — в середину мяча.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Здесь необходимо напомнить детям о технике безопасности, чтобы они играли осторожно, так как можно получить травму.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников.

С целью привлечения внимания к различным видам спорта был разработан цикл бесед с детьми по данной теме. Например: «Откуда пришел баскетбол», «Футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире».

Проведя ряд занятий по формированию навыков владения мячом в разнообразных подвижных играх, используя соревновательные моменты, можно отметить, что дети охотно и с удовольствием участвовали в данных мероприятиях, овладели новыми приемами, элементами движений, что способствовало развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. На основании этого можно сделать вывод о том, что включение разнообразных подвижных игр и упражнений с элементами спорта в процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста способствует формированию навыков владения мячом. Однако, работа не завершена на данном этапе, так как для формирования и более глубокого изучения рассмотренных навыков требуется достаточно длительный период времени.

В ходе целенаправленной работы дети научились:

- играть в спортивные игры по упрощенным правилам;

- чувствовать правильное положение тела;

- проявлять творчество при закреплении навыков движения;

- быть раскрепощенными в двигательной деятельности;

- сочетать разные по сложности движения, развивая при этом не только

физические качества, но и двигательную память;

- сознавать себя настоящим спортсменом;

- проявлять интерес к различным видам спорта.