Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности



(правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода).



Рязанова Марина Борисовна

Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР №482

«Самое дорогое у человека – это жизнь», — писал Н.А.Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.



За 9 лет войны в Афганистане, по официальной статистике, погибло 14 тысяч военнослужащих. Количество жертв автомобильных аварий только за последний год составило 1685 ДТП с пострадавшими; в них 2094 человека получили ранения и 85 – погибли. Как утверждают в ГИБДД города, более 20% ДТП с пострадавшими произошли по вине пешеходов. Это неудивительно: многие в Челябинске до сих пор переходят дорогу по принципу «успею перебежать, пока нет машин». Такие горе – пешеходы не задумываются над тем, что нескольких секунд времени может им не хватить на то, чтобы перебежать проезжую часть. Что касается водителей, то в авариях, произошедших по их вине, лидирует несоблюдение очередности проезда (348 ДТП). На втором месте – нарушение правил проезда пешеходных переходов (265 ДТП). Замыкает тройку лидеров «несоответствие скорости условиям движения и превышение скорости» (197 ДТП), невыполнение сигнала светофора (67 ДТП), выезд на полосу встречного движения (60 ДТП). На дорогах Челябинска и Челябинской области в результате 226 дорожно – транспортных происшествий пострадали 234 ребенка в возрасте до 16лет, и 7 детей погибли. Более половины детей пострадавших в ДТП – пешеходы, почти треть были пассажирами легковых автомобилей, более 10% — велосипедисты водители мопедов, а 5% пострадавших попали в аварию, когда ехали в общественном транспорте.

Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил Дорожного Движения, правил посадки в автобус, трамвай и т.д.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) установили 10 образовательных областей, одна из которых «Безопасность». Содержание этой образовательной области направлено на достижение « целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)» через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» — подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения по -прежнему остается одной из важнейших задач дошкольного образования.