ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСК

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

«ВОЛОШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

Городская августовская педагогическая

научно – практическая конференция

«Современная стратегия развития педагогического потенциала в муниципальной системе образования»

секция музыкальных руководителей

«Формирование праздничной культуры дошкольников»

(стендовый доклад)

Подготовила: Герасимова Т.А., музыкальный руководитель

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Праздники, развлечения - их роль в формировании вкуса и творческих способностей у детей.



«Праздник! Праздник!» — радостно шумят дети, когда слышат громкую тожественную музыку и голоса на площади, или когда их приглашают в красиво убранный зал. «У нас сегодня праздник», — говорим мы в ответ на вопрос о причине нашего торжественного вида или организованного веселья. «Празднично на душе», — улыбаются люди, когда приходит весна, или когда просто хорошее настроение и нет особых забот. Так что же такое праздник? Если говорим о празднике в образовательном учреждении, то мы, прежде всего, обращаем внимание на то, что он является точным слепком и отголоском тех общественных отношений, идеалов, которые существуют на сегодняшний момент в обществе. Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, праздники, развлечения развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу). Кроме того, особенность точки зрения на детский праздник заключается в акцентировании именно сакральности (таинства, святости) как особого состояния души в момент проживания праздника ребенком.

В основе праздника лежат события, закрепленные идеологией или традицией. Исследователи отмечают двойственное значение праздника: сам являясь частью культуры, он влияет на ее развитие, а также вбирает в себя ценности, накопленные культурой.

Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, культуры движения, культуры игры, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.

Действительно, праздник ничем нельзя заменить, он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры.

2.Классификация праздников.

В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в образовательных учреждениях. Вместе с тем, различные авторы классифицируют праздники на разной основе. Глубоко работая над темой самообразования, я определила для себя, что более оптимальной классификацией праздников является классификация по М.Б. Зацепиной.

В классификации М.Б. Зацепиной существуют следующие праздники:

> народные и фольклорные (праздники народного календаря):

Вопрос к аудитории: Назовите, какие вы знаете народные и

фольклорные праздники?

Ответ: Святки, Коляда, Масленица, «Сороки», Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

>государственно-гражданские:

Вопрос к аудитории: Назовите, какие вы знаете государственно -гражданские праздники?

Ответ: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;

>международные:

Вопрос к аудитории: Назовите, какие вы знаете международные

праздники?

Ответ: День матери, Международный женский день, День защиты

детей;

>православные:

Вопрос к аудитории: Назовите православные праздники.

Ответ: Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное

воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники;

>бытовые и семейные :

Вопрос к аудитории: Назовите бытовые и семейные праздники.

Ответ: День рождения, выпуск в школу, праздник Букваря,

традиционные дни в детском учреждении, праздники, которые

специально придумываются взрослыми.

Необходимо, чтобы в сознании детей прочно закрепился образ того или иного праздника и как эстетического произведения, проживаемого в определенной торжественной художественной форме, и как памятной даты.

З.Методика организации праздников в детском саду.

Проводя праздник со своими воспитанниками в нашем детском саду, ставлю перед собой главную задачу — доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. Как сделать детский праздник интересным и запоминающимся? Дать возможность для полноценного проживания его содержания. Это означает, дать ребенку свободу для проявления его «самости»: самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Для того чтобы праздник получился, необходимо выстроить его четкую структуру. Это должно быть отражено в сценарии. Прежде чем писать сценарий, надо продумать идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий -это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный. Для успешного воплощения необходимо продумать все организационно-технические моменты. Прежде всего, надо продумать организованное начало праздника, от этого будет зависеть дальнейшее его течение. Начало (зачин) определяет общее настроение: торжественно-фанфарное, лирическое, веселое, бодрое и т. д. На зачин оказывает влияние и общая форма (жанр) проведения праздника. Следует учесть одно: в зачине необходимо запланировать поздравление с праздником, ради которого все и собрались, чтобы было понятно само событие.

После зачина идет основная часть. Формы и жанры могут входить один в другой, меняться в основной части — главное, чтобы это было логично, связно, уместно. Третья часть праздника — заключительная, в которой завершается развязкой основной конфликт героев, добро побеждает зло, определяется место сюрпризов.

4.Рекомендации по проведению праздника.

Чтобы праздник удался и главная цель была достигнута, рекомендую пользоваться следующими рекомендациями:



• придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);

планировать праздники в конце предыдущего года; собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);

обсуждать праздник по-деловому;

собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно — два новых;

не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по наказу — даже старшие все равно отвлекаются, если в зале полно гостей);

стараться, как можно тщательнее готовить именно взрослых! Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения должны быть на празднике упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение (предложение, часть и т. д.) заканчивается, и чуть раньше, чем начнется следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним;

применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание);

работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями подготовки и про ведения праздника;



дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;

ведущий на празднике — главный герой. Эта роль самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссеру: все должно «гореть» у него в руках. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актер забыл слова); он создает атмосферу праздника (вялый ведущий — праздника нет, не спасет самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением.

По нему всем видно — праздник удался! А чтобы праздник удался, все педагоги продумывают мельчайшие детали проведения мероприятия и именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты, которые прослеживаются в течение всего праздника.

5. Принципы проведения праздника.

При проведенииработынад праздником,необходимо

придерживаться следующих принципов:

Максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях.

Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность».

Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.

4.Дифференцировать детей по склонностям и способностям.

5.Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.

6.Этапы осуществления праздника.

В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они очень важны для успеха. Обычно воспитатели знают, в чем состоят два первых этапа, зато третий часто вызывает недоумение.

На подготовительном этапе происходит самое основное — создание мотивации праздника. Праздник «должен быть сделан руками детей», тогда только он окажет на них нужное воздействие. Дети могут с помощью педагога объединяться в творческие группы — «декораторов», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «гримеров», тщательно накладывающим грим артистам перед выступлением, «музыкантов», продумывающим музыкальное оформление праздника. На втором этапе собственно проведения праздника надо создать празднично-торжественную атмосферу перед самым его началом. Попросить родителей привести в группу, в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и педагоги должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведет детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросить кратко их мнение.

На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них было сразу после его окончания и через несколько дней; ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника; насколько информированы родители о празднике и каково их мнение; разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника.

Педагоги делают выводы о том, насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников открылись перед педагогическим коллективом.

Праздники — это многогранное явление. Они способствуют объединению участников в один большой коллектив, созданию взросло-детской общности.

А теперь пусть каждый поделится опытом из своей практики, какие были удачные моменты, а что прошло на празднике не так, как было задумано. Для этого мы создадим проблемную ситуацию, в которой первая часть аудитории будет проблему выявлять, а другая разрешать.

Пример 1: На выпускном празднике проходила игра, в которой дети должны были составить слова, наклеенные на грани кубиков. Воспитатель положила кубики на пол перед началом игры. Далее следовал вопрос: «Кто хочет поиграть?». Побежали играть практически все дети, и мальчики и девочки. Создалась неудобная ситуация, в которой дети толкали друг друга, девочкам мешали пышные платья. В конце, когда слово из кубиков было собрано, родители так и не поняли, что это было за слово. Что бы вы сделали в таком случае? (Ответы)

Пример 2: Иногда на празднике бывают пропущены чьи-то слова, не спета песня, не сыграна игра. Как поступить в такой ситуации? (Ответы)

Пример 3: Многие дети, впервые надев красивый костюм, не успев им налюбоваться дома, рассматривают его на празднике. Они не следят за происходящим, отвлекаются, забывают слова песен, движения хороводов. Что нужно было сделать заранее, чтобы ребенок не увлекался своим нарядом? (Ответы)

Пример 4: Иногда бывает, что педагоги, желая соблюсти «сюрпризность» момента, на деле подвергают своих воспитанников жесточайшему стрессу. Довольно широко распространена традиция не водить детей в наряженный зал накануне праздника, особенно на Новый год. Что может произойти и надо ли так делать? (Ответы)

Педагог, который заранее может предотвратить все ошибки в ходе мероприятия — это профессионал своего дела, компетентная личность.