Методическая разработка раздела

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОУ

Образовательная область

«Физическая культура»

«Здоровье»

Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительных технологий.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №28»

Г. Дзержинска

Тарасова Ольга Александровна

Дзержинск 2013год

Пояснительная записка

Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексными программами:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

«Кроха» Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой.

Парциальными программами:

«Я, ты, мы» О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина

«Физическая культура — дошкольникам» Л.Д.Глазырина.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина Н.Л.Князева, Н.Н.Авдеева

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: осуществление деятельности по направлению физического развития детей.

Актуальность

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. 

Данный вопрос регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Приказом МИНОБРНАУКИ России от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», где представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются на основе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ за № 189. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г.

Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность. Двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность. Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне — увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз (компьютерные игры, просмотр мультфильмов, конструирование и т. д). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Также следует помнить, что старшие дошкольники ещё не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Всё это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рационального уровня двигательной активности детей, которого можно достигнуть путём совершенствования двигательного режима в детском саду.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется в детском саду в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Физкультурно- оздоровительные технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают три линии работы:

Приобщение детей к физической культуре;

Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формирование потребности здорового образа жизни

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к ДОУ предъявляются общие требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

·        развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

·        накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

·        формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствований.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Задачи  реализуемые  программой под редакцией М.А.Васильевой 2004г.«Программа воспитания и обучения в детском саду» образовательной области «Физическая культура» которая реализуется в нашем дошкольном учреждении поставлены следующим образом:

Старшая группа (5-6 лет)

-Развивать  и совершенствовать разнообразные виды движений

 -Продолжать учить разным видам ходьбы  и бега

-Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, меняя темп

- Учить разным видам прыжков

- Разнообразно действовать с мячом (при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук)

-Учить прыжкам на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, сочетая отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие

-Учить строиться в колонну по одному, по два, по три,  шеренгу, круг

- учить кататься на санках, двухколесном велосипеде, самокате

- учить элементам спортивных игр, с элементами соревнования, играм-эстафетам

- продолжать учить пользоваться лыжами и ходить скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься и спускаться с  горы

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

-Развивать  и совершенствовать разнообразные виды движений

 -Продолжать учить разным видам ходьбы  и бега

-Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, меняя темп (по гимнастической лесенке)

- Учить разным видам прыжков

- разнообразно действовать с мячом (при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук)

-Учить прыжкам на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, сочетая отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие, на скакалке

-Закреплять умения самостоятельно строиться в колонну по одному, по два, по три,  шеренгу, круг

- Учить кататься на санках, двухколесном велосипеде, самокате

- Учить элементам спортивных игр, с элементами соревнования, играм-эстафетам

- Продолжать учить пользоваться лыжами и ходить скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься и спускаться с  горы( лесенкой, елочкой).

Задачи  реализуемые  программой под редакцией М.А.Васильевой 2004г.«Программа воспитания и обучения в детском саду» образовательной области «Здоровье» которая реализуется в нашем дошкольном учреждении поставлены следующим образом:

Старшая группа (5-6 лет)

- Продолжать укреплять здоровье детей

- Создавать условия для формирования правильной осанки, систематического закаливания организма

- Предупреждать утомление детей

- Формировать КГН и навыки  поведения  за столом

- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, правильного пользования столовыми приборами

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

- Продолжать укреплять здоровье детей

- Создавать условия для формирования правильной осанки, систематического закаливания организма

- Предупреждать утомление детей, используя физкультминутки

- Совершенствовать КГН  и навыки  поведения за столом

Возрастные особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он :

- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.

 Но все же анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. При анализе режима дня детей младшего дошкольного возраста  выявились  факторы, ограничивающие двигательную активность детей.  Программой « Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  

Васильевой М.А. на проведение непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах детского сада группе отводится 225/400 минут в неделю: 125/150 минут на «Физическую культуру» и «Музыку». Остальные 100/250 минут отводится той деятельности, когда дети проводят большую часть в статичном положении (за столами, на ковре, стоя), а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление, что сказывается на состоянии здоровья детей.

Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.

Необходимо так организовать двигательный режим физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных форм организации и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.

С позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни, приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в детском саду в сочетании с физкультурно-оздоровительными технологиями.

В связи с этими определена цель работы:

Цель: Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-оздоровительных технологий.

Задачи:

Удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении;

Развитие и тренировка всех   систем   и   функций   организма ребенка  через   специально   организованную для данного  возраста двигательную    активность    и    физические нагрузки;

Формирование   навыков   в   разных видах движений;

Развитие   двигательных  качеств  и  способностей  ребенка;

Стимулирование   функциональных возможностей  каждого ребенка  и

активизация   детской самостоятельности;

Создание оптимальных условий для разностороннего  развития  детей:   активизация   мыслительной   деятельности, поиска адекватных форм поведения,    формирования    положительных эмоциональных   и   нравственно-волевых проявлений детей.

7. Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду. 

II. Формы организации воспитательно -образовательного процесса

Исходя из требований ФГТ полноценное развитие детей организовано в трех основных блоках образовательного процесса:1) на специально организованных познавательных занятиях (НОД);2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов (СДРМ);3) в самостоятельной деятельности детей (СДД).

(Приложение №8)

Методы и приемы

В процессе формирования здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

Методы физического развития

Наглядные

Словесные

Практические

-Наглядно-зрительные приемы(показ физических управлений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)

-Наглядно-слуховые приемы(музыка, песни)

-Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя, друг другу)

-Объяснения, пояснения, указания

-Подача команд, распоряжений, сигналов

-Вопросы детям

-Образный сюжетный рассказ, беседа

-Словесная инструкция

-Повторение упражнений без изменения и с изменениями

-Проведение упражнений в игровой форме

-Проведение упражнений в соревновательной форме

III. Система работы по формированию здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно -оздоровительных технологий

Констатирующий этап

Цель: Обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1. Комплексная оценка физического состояния детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности детей 5-6 лет

2. Оценка уровня двигательной активности детей 5-6 лет

3.Выявить уровень сформированности у детей знаний и потребности в здоровом образе жизни.

4.Определить уровень компетентности родителей в вопросах физического развития детей.

Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие функциональных отклонений, определялось гармоничность развития. (приложение №1)

Диаграмма №1

Физическая подготовленность (физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств) дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов ( Чеменева А.А.).

Диаграмма №2

После обработки были отнесены ко второй подгруппе — дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним и ниже среднего уровнем физической подготовленности.

В результате обследования было установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и в связи с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц, туловища и гибкости.

Диаграмма №3

Таким образом, по результатам диагностики общий двигательный режим не способствует достижению должного уровня двигательной активности детей. Так, число детей 5-6 летнего возраста, у которых отмечается более благоприятный уровень двигательной активности, составило 35% то общего числа обследованных, а 65% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.

Диаграмма №4

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного режима детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности  самостоятельности.

Формирующий этап

На основании изучения особенностей развития детей и определения их уровня двигательной активности , групп здоровья, определение уровня физической подготовленности была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на занятиях физической культуры у дошкольников.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели:

Цели:

Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность;

Поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях;

Задачи формирующего этапа

1. Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание свободы движения, ловкости, смелости, гибкости

2. Воспитывать стремление у детей к самосовершенствованию в двигательной деятельности. Поддерживать интерес детей к занятиям физическими упражнениями и спортом.

3.Предупреджение утомляемости на занятиях, воспитание потребность в движении.

4.Дополнить развивающую среду дошкольного образовательного учреждения необходимым физкультурным оборудованием. Оказать помощь родителям в организации предметной развивающей среды дома и показать возможности использования ключевого материала в непосредственном повседневном партнерстве с ребенком.

5.Заинтересовать и вовлечь педагогический коллектив в организацию работы с детьми и родителями по совершенствованию двигательных навыков детей.

6.Развивать партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и семьи по совершенствованию двигательных навыков детей, через использование физкультурно-оздоровительных технологий.

В связи с этим разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма заболеваниям, общего тонуса и двигательной активности, а также включены упражнения по предупреждению заболеваний глаз и костно-мышечной системы.

Реализация задач формирующего этапа  работа велась по блокам.

Блок 1. Приобщение детей к физической культуре через использование развивающих форм оздоровительной работы.

Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Работа по данному блоку включает в себя традиционные и инновационные физкультурно-оздоровительные формы

Традиционные формы:

Инновационные формы:

- утренняя гимнастика

- физминутки

- физкультурные занятия

- музыкально-ритмические занятия

- гимнастика после сна

- индивидуальная работа по развитию движений

- подвижные игры на прогулке

- спортивные игры на прогулке

- спортивные секции

- спортивные праздники и развлечения

- оздоровительно-игровой час в группе

- час двигательного творчества на прогулке

- динамический час в спортивном зале

Для создания целостной системы повышения двигательной активности очень важным является организация двигательной активности  дошкольников. На основе выделения физкультурно – оздоровительных форм, мы составили усовершенствованную модель двигательного режима, которая представлена в приложении № 6.

В регламентированной деятельности детей ведущее место в организации двигательного режима в работе с  детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности  (далее ЗДД). Мы считаем, что необходимым условием для организации оптимального ДР (двигательный режим) – это проявление к детям искреннего интереса, помощь в преодолении трудностей и неудач, радость успехам, выполнение упражнений на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Для достижения оптимальной ДА детей во время организованной образовательной деятельности по развитию движений и формированию физических качеств:

•  Мы запрограммировали    оптимальный объем,   продолжительность   и   интенсивность ДА; распределили ее с учетом  состояния   здоровья  детей  и  их физической подготовленности,  индивидуальных возможностей;

•  Осуществляли   планирование   цели в течение   всего   года   с   учетом   уровня развития ДА детей;

•  В вводной  части  НОД не допускали длительных бесцельных движений,    давали    четкие    лаконичные указания, продумали музыкальное сопровождение,  которое создавало  положительный   эмоциональный настрой;

•   Во  время  выполнения комплекса упражнений   общеразвивающего   воздействия  особое   внимание   обращали на    осанку    детей    и    их    дыхание. Предусмотрели название упражнений, смену     исходных     положений     для каждого   упражнения,   разнообразное использование   методов   (показ   воспитателем   или   ребенком,   словесное объяснение     и     т. д.),     ритмическое сопровождение   (музыка,   звук,   счет, слово).

В структуру НОД включали различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, психогимнастические этюды, самомассаж, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. В построении НОД использовали сюжеты русских сказок.

В своей работе мы применяли такие методы, как: игровой, соревновательный, метод творческих заданий, проблемного обучения, и приемы: рациональное использование физкультурного оборудования, разных способов организации детей; лаконичное объяснение и четкий показ упражнений; активизация мыслительной деятельности детей; создание ситуации для проявления решительности, смелости; использование музыкального сопровождения; вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Мы предлагали детям упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики повторяем в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное  сопровождение.

Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и  по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания  деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. 

Введение двигательной разминки во время перерыва между НОД позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Мы включали 3–4 упражнения, а также произвольные движения детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводили упражнение на расслабление 1–2 мин.

Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми мы проводили  подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. В работу с детьми были включены разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и  спортивные (элементы спортивных игр) – футбол, хоккей, а также игры большой, средней и малой подвижности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются такие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде.

На прогулке мы использовали одну из форм нетрадиционного оздоровления детей это оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег мы проводили с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывали физический уровень подготовленности детей.

Оздоровительные пробежки проводили 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст