МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

Муниципальный конкурс

методических разработок сценариев мероприятий

по работе с семьей

Номинация: дошкольные учреждения

Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ:

«Что такое детский сад?»

Подготовил:

Педагог-психолог

Шишкина Юлия Викторовна

г.о.Электрогорск

2012 г.

Проект: «Детский сад уютный дом – всегда открыты двери в нём»

Тип: Практико-ориентированный, творческий.

Участники: Заведующий МАДОУ, заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, врач-педиатр, воспитатели групп раннего возраста, родители будущих воспитанников ДОУ, дети 2-3 лет;

Длительность: Долгосрочный;

Автор: Педагог-психолог Шишкина Юлия Викторовна.

Проблема: Недостаточность практического опыта работы ДОУ с родителями будущих воспитанников.

Обоснование проблемы: Установление диалога с родителями будущих воспитанников, обеспечивая тем самым совместных успех в воспитании, развитии и социализации детей раннего возраста. Создание эмоционально положительной атмосферы, заинтересованного общения, соучастия и поддержки родителей в первой встречи с ДОУ.

Цель: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступающих детей к сотрудничеству с детским садом.

2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Реализация проекта:

1. Форум для родителей будущих воспитанников ДОУ «Что такое детский сад?»

2. Консультации с заведующим детским садом при посещении родителя ДОУ.

3. Информация о ДОУ в средствах СМИ.

Реализация форума:

Этап – Информационно-ознакомительный. «Выбор – в пользу детского сада» Март

Этап – Исследовательско-диагностический. «Мы такие разные, а сколько у нас общего» Апрель

Этап – Творческо-игровой. «Играем, играем, лучше друг друга мы узнаем» Май

Этап –Практико-досуговый. «Порядок в группе наведем, и скоро в детский сад придем» Август

Этап – Адаптационный. «Привыкаем вместе быть, Я на Мы с тобой делить» Сентябрь

Ожидаемый результат форума:

1. Установление партнерских отношений с семьями будущих воспитанников ДОУ.

2. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.

3. Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных этапов, ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует вырабатыванию различных видов деятельности, предупреждает возникновение негативных привычек и форм поведения. Вследствие этого так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия.

Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.

На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это родители, искренне любящие малютку, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.

В настоящее время большинство малышей до года — полутора лет воспитываются в семье, а потом поступают в дошкольные учреждения.

Педагогические коллективы дошкольных учреждений выполняют разнообразную по содержанию и формам работу с родителями детей ясельного возраста. Ее цель — выяснить педагогические возможности родителей, помочь им осмыслить необходимость целенаправленного воспитания ребенка общими усилиями с детским садом и вооружить их соответствующими знаниями и умениями.

Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.

Специфика работы воспитателей ясельных групп с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детского возраста: стремительное развитие малыша требует своевременного модифицирования задач воспитания и обучения, преобразования используемых методов и приемов педагогической работы. Воспитание даст положительные плоды только при условии согласованности требований и воздействий на ребенка в детском саду и дома. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность родителей, обучают их эффективным методам и приемам работы.

Педагогическое просвещение родителей охватывает многие вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития занимают немаловажное место в программе всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, рационального питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям полезны советы не только воспитателей, но и медицинских сотрудников дошкольного учреждения.

Педагоги рассказывают о содержании разнообразных видов деятельности малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей действиям с ними, о возникновении и развитии сюжетной игры. Внимание родителей обращают на то, что деятельность малыша важна для формирования у него речи, для вырабатывания его нравственных качеств, эстетических чувств.

Поступление ребенка в детский сад – важное событие как для родителей и детей, так и для сотрудников ДОУ. Первая встреча родителей играет немаловажную роль, и от того, как она пройдет, во многом зависит дальнейшее взаимодействие.

Методическая разработка

«Выбор – в пользу детского сада»

Предварительная работа: Подготовка и рассылка пригласительных для родителей, подготовка буклетов, памяток (см.Приложение №1) и презентации детского сада: « Вот такие мы», проведение выставки рисунков детей, поделок, изготовленных совместно с родителями и воспитателями, подготовка наглядной информации, подготовка памяток для воспитателей (см.Приложение №2).

Встреча гостей и размещение их в музыкальном зале осуществляется заместителем заведующего по безопасности.

Заведующий МАДОУ: приветствует собравшихся родителей и предоставляет слово врачу-педиатру.

Врач-педиатр:

Уважаемые родители! Приводите детей в чистой опрятной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья и носовым платком, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями. Здоровыми (обо всех случаях недомогания ребенка и сообщайте воспитателю). Выявленные в утреннем фильтре больные дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течении первых двух часов заболевания. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра. Все прививки, необходимые по возрасту, должны быть сделаны. Без прививок ребенок в группу не допускается. При проведении плановой вакцинации, родители должны дать письменное согласие на проведение прививки в детском саду. Если ребенок прививается в другом учреждении, родители обязаны сделать прививки в течение недели. В случае медицинского отвода от прививок, необходимо предоставить справку от лечащего педиатра. При направлении ребенка медработниками детского сада на какие-либо бактериологические исследования родители обязаны осуществить его в течение 7 дней. Родители должны выполнять все мероприятия (оздоровительные, профилактические, восстановительные — после болезни), назначенные врачом-педиатром. С целью ранней диагностики туберкулеза, ежегодно (1 раз в год) в учреждении детям ставится в\к проба Манту. Отсутствующим детям необходимо ее сделать в поликлинике по месту жительства. После летнего отдыха предоставляется справка от педиатра о состоянии здоровья ребенка, и результаты анализа на энтеробиоз. Не разрешается приносить какие-либо продукты в группу!

Родители: (Задают интересующих их вопросы).

Заведующий МАДОУ предоставляет слово педагогу-психологу.

Педагог-психолог:

Вы, родители, решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап — адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее — месяца за 3-4 — заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад — это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе — кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.».

Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло — осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, — ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад — ведь вместе намного веселее!

Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять — а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания — так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.

Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.

Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.

Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание — никогда не пугайте ребенка детским садом!

К теме адаптации детей к условиям ДОУ, мы вернемся с вами на первом групповом родительском собрании в сентябре. А также по всем интересующим вас вопросам психологии поведения и развития дошкольников вы можете обращаться к педагогу-психологу ДОУ.

Родители: (задают вопросы).

Педагог-психолог: раздает буклеты родителям с рекомендациями по подготовке к детскому саду и адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Заведующий МАДОУ: предоставляет информацию о приоритетных направлениях деятельности учреждения, знакомит с нормативно-правовыми документами, кружковой деятельностью, возможностями коррекции речи детей старшего дошкольного возраста (группы ОНР) и т.д. (сопровождается презентацией «Вот такие мы»).

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе знакомит родителей с образовательной программой детского сада.

Заведующий МАДОУ проводит экскурсию по детскому саду, начиная с посещения групп раннего возраста, помещений для дополнительного образования (кружковая комната, экологическая комната, музей, «Русская изба»), физкультурный зал, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога.

В процессе экскурсии с родителями беседуют заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, которые консультируют их по возникающим вопросам.

Такая форма работы с родителями – мероприятие, которое позволяет родителям получить информацию об условиях содержания детей в детском саду, организации режима, питания.

По окончании экскурсии заведующий МАДОУ предлагает родителям посетить выставку игрушек, пособий, поделок, изготовленных детьми совместно с родителями, педагогами.

Завершается мероприятие небольшим концертом детей разных возрастных групп. Родители, остаются удовлетворенными полученной информацией и отражают в Книге отзывов свои впечатления о работе детского сада.

Провожая родителей, им вручаются пригласительные на следующий этап Форума «Мы такие разные, а сколько у нас общего» в апреле (проводятся анкетирование, заполняются опросники и социальная анкета семьи).

На следующем этапе Форума «Играем, играем, лучше друг друга мы узнаем» в мае (проводится театрализованное представление или развлечение совместно с родителями и их детьми).

Следующий этап «Порядок в группе наведем, и скоро в детский сад придем» в августе проводится в группе в форме субботника, участники родители и воспитатели (подготавливают группу к приему детей) в ходе чего ближе знакомятся с воспитателем и друг другом. Заканчивается встреча чаяпитие.

И уже в сентябре в адаптационный период детей к ДОУ «Привыкаем вместе быть, Я на Мы с тобой делить» проводится первое групповое родительское собрание « Адаптируемся вместе», заполняются адаптационные листы, журналы по адаптации совместной деятельности педагога-психолога и воспитателей, после чего индивидуальные консультации с родителями являются продолжением ещё долгой и плодотворной работы с родителями уже воспитанников ДОУ.

Список используемых источников

Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

Ватутина Н.Д.Ребенок поступает в детский сад.-М.: Просвещение, 1983

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — М.: Сфера, 2005.-240с.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.

Интернет-ресурсы, сайты nsportal.ru и festival.1september.ru.

Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.

Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

Никитина Л. А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Владос, 2004.

Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. — №4.-с.98-114.

Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

Приложение №1

10 «если» для родителей

Если ребенок растет в критике - 

он учится осуждать.

     Если ребенок растет во враждебнности -

он учится бороться.

     Если ребенок растет в страхе - 

он учится предчувствовать недоброе.

     Если ребенок растет в жалости -

он учится жалеть себя.

     Если ребенок растет среди насмешек -

он учится быть замкнутым.

     Если ребенок растет в ревности -

он учится завидовать.

     Если ребенок растет с чувством стыда -

он учится быть виноватым.

     

Если ребенок растет в атмосфере поддержки -

он учится быть надежным.

     Если ребенок растет в похвале -

он учится быть признательным.

     Если ребенок растет в атмосфере одобрения -

он учится нравиться себе.

     Если ребенок растет в сочувствии -

он учится быть великодушным.

     Если ребенок растет в честности и справедливости -

он учится различать добро и зло.

     Если ребенок растет в вере -

он учится верить в себя и в окружающих.

     Если ребенок окружен дружелюбием -

он знает,  что мир — это прекрасное место.

Приложение№2

Уважаемые педагоги, помните:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания — «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!